Основные направления взаимодействия школы и семьи в коррекционной работе

(Кумарина Г.Ф., Коррекционная педагогика.-М.,2000)

Коррекция недостатков развития детей предполагает объединение усилий школы и семьи. Вырабатывая общую стратегию действий применительно к конкретным детям, родители и учителя, доверительно относясь друг к другу, стараются скорректировать прежде всего условия воспитания, что является главной предпосылкой восстановления утраченной гармонии развития ребенка.

Учителя и родители — партнеры в воспитании учащихся. В своем союзе они руководствуются общей программой развития детей, опираясь при этом на сильные стороны семейного и школьного воспитания. Отношения партнерства, и это мы подчеркиваем, предполагают равенство сторон, взаимные доброжелательность и уважение.

Напомним, что воспитательная сторона этой программы предусматривает: формирование полноценной мотивации учения, в основе которой лежит интерес к знаниям, к познавательной деятельности; обогащение кругозора детей и развитие их речи; развитие общедеятельностных умений (произвольности, самоконтроля, внутреннего плана действий); формирование социальнонравственных качеств (умения работать в коллективе, брать на себя ответственность лидера и подчиняться в условиях товарищеского сотрудничества, быть доброжелательным, заботливым, надежным, уметь радоваться и сопереживать и т.д.). В семейном воспитании должны решаться эти же общепедагогические задачи, но средства их решения будут специфическими.

Одной из важнейших забот семьи, когда ребенок пошел в школу, должна стать забота о его комфортном самочувствии в новом статусе ученика. Ребенок должен знать, что со стороны родителей он всегда найдет помощь и поддержку, что родители уверены в его возможностях, что они вместе с ним переживают его школьные проблемы, радуются его успехам и удачам, сочувствуют его неудачам, рассматривая их как временное явление. Недопустимо порицание ребенка за школьные неуспехи в агрессивных оценках: «Ты всегда так плохо делаешь», «Вот твой друг всегда выполняет работу лучше», «Будешь так учиться, станешь дворником» и т.д. Такие оценки вызывают подавленное состояние, а затем порождают стойкое негативное отношению к учебной деятельности. Даже если пока нет явных успехов в учении, хвалить надо за то, что старался, пытался, за самостоятельные усилия.

Важной заботой семьи, как и школы, должна стать забота о раскрытии индивидуальных задатков, склонностей, способностей ребенка. Природный дар есть у каждого ребенка, и важно, чтобы он был замечен и стал опорой в коррекции недостатков развития детей группы риска.

Способности, как известно, проявляются в деятельности. Поэтому ребенку необходимо предоставить возможно более широкий выбор видов деятельности (конструирование, шитье, выжигание, рисование, пение и т. д.). Дети группы риска особенно нуждаются в содержательной жизни. Важно, чтобы свободное время было заполнено интересными для каждого из них делами, так как многие патологические формы поведения являются результатом скуки.

Семья должна заботиться о духовной жизни ребенка, расширять его кругозор, создавать ощущение полноты, насыщенности, радости бытия. С раннего детства ребенку нужно открыть радость быть зрителем, слушателем, читателем. В коррекционных классах большое внимание уделяется приобщению ребенка к чтению, воспитанию у него любви к книге. Необходимо, чтобы усилия школы поддерживались в семье. К сожалению, сложилась порочная практика: как только ребенок поступает в школу, некоторые родители перестают ему читать книги, рассуждая при этом: «Ребенок должен читать сам, повышать технику чтения!» Это большая ошибка. Потребность читать возникает из потребности удовлетворить познавательный интерес, но низкая техника чтения ребенка на первых порах этой задаче никак не отвечает, познавательный интерес гаснет и потребность в чтении пропадает. Более того, совместное чтение со взрослыми кроме удовлетворения чисто познавательного интереса имеет и нравственную сторону — это один из способов содержательного общения с ребенком, когда он чувствует внимание взрослых к нему, его интересам, когда возникает духовная близость. Родители должны продолжать читать своим детям до тех пор, пока у них существует такая потребность. Для совершенствования техники чтения ребенка можно предлагать ему прочесть небольшой диалог, повторно перечитать интересный и смешной сюжет с постепенной передачей функции чтеца ребенку.

Желательно, чтобы совместное чтение, как и просмотр кинофильмов, спектаклей, телепередач, дополнялось последующим обсуждением прочитанного, увиденного. Беседы детей с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи и мышления. При этом важно не допускать порочной практики, когда родители назидательным тоном задают вопросы, а дети односложно отвечают. Официальный тон в общении

родителей с ребенком противоестествен.

Расширению кругозора ребенка, эстетическому развитию должно служить приобщение его к культурным ценностям. Посещение театров, музеев, экскурсии по городу, знакомство с памятными местами, походы должны заполнять досуг семьи. Задача родителей — расширять «пространство обитания» ребенка. При этом нужно помнить и то, что в жизни человека очень короток период (приблизительно до 11—13 лет), когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Не используя в полную меру уникальных возможностей этого периода, родители теряют и возможность стать своему ребенку родными по духу людьми.

При совместном времяпрепровождении ребенок должен получить радость от общения, дружбы с близкими людьми. Только на этом фоне возможны пробуждение и закрепление положительных эмоций от постижения новых знаний, впечатлений, формирование познавательных мотивов. Цена экскурсии будет нулевая и даже отрицательная, если родители относятся к ней с настроением чуть ли не приносимой жертвы, раздражительны и нетерпимы, гасят приподнятое настроение ребенка бесконечными дисциплинарными замечаниями, критикой внешнего вида и поведения.

В семейной жизни ребенка складывается и его эстетическая оценка природы, быта, человеческого труда. Такие виды домашней творческой деятельности детей, как рисование, пение, ручной труд, способствуя проявлению и одновременно формированию художественных способностей, стабилизируют вместе с тем эмоциональное самочувствие ребенка, снимают возбудимость, раздражительность. Успехи в любом из видов деятельности помогают ребенку самоутвердиться, повысить самооценку, что чрезвычайно важно для детей группы риска.

Наиболее естественно происходит в семье и приобщение ребенка к труду. В труде воспитываются терпение, спокойствие, устойчивость внимания, постигаются важнейшие социальные правила. Правильно, когда каждый член семьи имеет свою долю труда и отдыха. Школьники, которые избавлены от самообслуживания, от трудовых дел в семье, обнаруживают в любой деятельности низкие трудовые навыки. Ребенок обязательно должен иметь дома свое, нужное для всех дело, пусть маленькое, но то, за которое только он отвечает. Его необходимо приучить содержать в порядке свой уголок в квартире, свои вещи, игрушки. Воспитанное в быту чувство ответственности проецируется на отношение к любой деятельности.

Особенно желательно, чтобы родители именно учили детей трудиться: привлекали в качестве помощников к делам» которые делают сами, показывали, объясняли, доверяли ребенку отдельные операции, действия. Хорошо, когда обсуждается план работы, определяются необходимые средства труда, оценивается полученный результат. В ежедневном, необходимом и посильном труде естественно, непринужденно формируются у детей столь необходимые в учении и жизни общедеятельностные умения: планирование, готовность к преодолению трудностей, самоконтроль, доведение начатой работы до требуемого результата.

Выше уже говорилось об ответственности семьи за физическое воспитание ребенка. Семья должна заботиться о двигательной активности ребенка. Малоподвижные дети имеют риск отклонения физического и психического здоровья. Закаливание, знакомство с различными видами спорта — забота семьи.

Следует заметить, что в младшем возрасте дети часто меняют кружки, виды спорта. Это естественно: ребенок ищет себя, утверждается в том виде, где у него больше способностей. Систематические занятия спортом, физкультурой развивают ловкость, сноровку, делают ребенка подвижным, увеличивают работоспособность, помогают бодрому, радостному настроению. Большое значение имеет соблюдение ребенком режима дня. Рациональный режим укрепляет нервную систему. Ребенок должен иметь определенное время для игр, домашнего труда, прогулок, выполнения учебных заданий, когда они задаются на дом. Должен строго соблюдаться режим сна. Иногда родители заставляют ребенка излишне много заниматься учебными делами, музыкой, рисованием и т. д. Потеря чувства меры приносит в этом отклонении огромный вред психическому и физическому здоровью ребенка.

Особое внимание следует обратить на детские игры дома. Есть родители, которые считают игру ребенка бездельем, пустой забавой, позволяют себе бесцеремонно вмешиваться в игру, прерывать ее, корить ребенка за то, что он «уже большой, а все еще играет». Необходимо изменить такой взгляд на значение игры в жизни детей.

Многие из детей группы риска психологически еще не переросли игру, и именно игра может и должна помочь им приобрести те качества, развить те функции, которые необходимы для учения. Другое дело, что родители должны специально подумать о том, чтобы обогатить содержание игр ребенка и по совету учителя пополнить уже имеющийся набор игр теми, которые на данном этапе развития ребенка с учетом его конкретных недостатков будут особенно полезными.

В работе с семьей учитель ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное — он целенаправленно стремится вызвать у родителей интерес к собственному ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка нормализации отношений в семье, если там видно

неблагополучие.

Прикасаясь к очень деликатной сфере семейных отношений, главную ставку учитель, безусловно, делает на индивидуальную работу с родителями. Но вместе с тем нельзя упускать и тех возможностей, которые заключаются в различных формах фронтальной работы с ними.

Одна из таких форм — родительские собрания. На родительских собраниях возможны объявленные заранее и подготовленные сообщения учителей. Тематика сообщений должна складываться с учетом пожеланий родителей, отвечать их проблемам. Темами сообщений могут, например, быть такие: «Роль семейных отношений в формировании личности ребенка», «Критические периоды в развитии детей», «Значение игры в развитии детей», «Вредные привычки детей и способы их предупреждения и преодоления», «Как помогать детям учиться», «Искусство хвалить», «Как избегать конфликтов в семье», «Досуг семьи» и др. Сообщение учителя должно быть научным по содержанию, но простым и доступным по изложению. Следует обратить специальное внимание на недопустимость обсуждения на родительских собраниях успеваемости отдельных детей, их поведения, публичного называния тех или иных имен в качестве положительных или отрицательных примеров. Учитель, безусловно, к такого рода сообщениям должен тщательно готовиться, но главное — он должен продумать те приемы, которые позволят ему вовлечь в обсуждение поднятых проблем самих родителей, вызвать обмен мнениями, дискуссию.

Другим видом фронтальной работы с родителями может стать анализ трудных воспитательных ситуаций. Учитель заранее подбирает из литературы или из жизни ряд таких ситуаций и просит родителей дать комментарий, высказать свое мнение, предложить свой выход положения. Работа будет особенно продуктивной, если при подготовке к обсуждению ситуаций предложить родителям работать группой. Все родители класса делятся на тричетыре (в зависимости от количества присутствующих) группы, и каждой предлагается своя ситуация.

В работе с родителями могут практиковаться и конференции. Темой конференции могут стать книга, посвященная проблемам семейной жизни или воспитания детей, глава из такой книги. Интересно может быть построена конференция по таким книгам: А. О. Пинт «Это вам, родители» (-М., 1971); А.И. Захаров «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» (-М., 1986); А. С. Спиваковская «Как быть родителями» (-М., 1986); А. С. Спиваковская «Профилактика детских неврозов» (М., 1988); Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова «Эмоциональная устойчивость школьника» (-М., 1988); С.Г. Шуман «Родительские тревоги» (-М., 1989) и др.

Как правило, охотно откликаются родители и на просьбу учителя принять участие в подготовке и проведении школьных праздников, посвященных знаменательным датам календаря, встрече времен года, радостным событиям в жизни класса. Совместная подготовка праздников способствует лучшему взаимному узнаванию учителя и родителей и пониманию друг друга, объединению усилий их в интересах детей.

В заключение считаем важным подчеркнуть непреложную истину: в своей воспитательной работе с семьей учитель лишь в том случае достигнет поставленных целей, если его собственное отношение к детям будет для родителей тем образцом, к которому им захочется приблизиться. Любое совместное с детьми и родителями дело учитель должен использовать для того, чтобы показать взрослым, как строить общение с ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные стороны развития; как регулировать взаимодействие детей в естественно складывающихся группах, считаясь с уже возникшими привязанностями и предпочтениями, учитывая и поддерживая организаторские способности лидеров, поднимая престиж отвергаемых детей; как разрешать конфликтные ситуации, не унижая детей, не задевая их достоинства; как, наконец, ненавязчиво моделировать, строить взаимоотношения детей, с тем чтобы каждый научился соотносить свои действия с другими, прошел хорошую школу товарищества и взаимопомощи.

Наши рекомендации