Технология продуктивного образования (Productive Learning)
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
В 1972 году американские педагоги О. Домброу, Ф. Кури и Р. Сафран предложили альтернативную организацию «Школа без стен», которая получила распространение в городах США под названием «Школа как город», а затем как «технология продуктивного образования», «технология обучения на практике», «открытая школа».
«Школа без стен» объединила молодых людей 16-18 лет, разочаровавшихся в обычной школьной жизни. Ребята прикреплялись к «школе без стен», которая предоставляла им возможность обучаться на различных рабочих местах, в «ситуациях реальной жизни».
К каждому учащемуся прикреплялся учитель-тьютор, который помогал ему выбрать подходящее место стажировок, следил за успехами, организовывал групповое обсуждение результатов, помогал в выборе академических занятий (уже в стенах школы), активно влиял на выбор дальнейшего пути после окончания школы. Зачинателями движения продуктивных школ в Европе являются немецкие специалисты Й. Шнайдер и И. Бём.
Термин «продуктивность» в словосочетании «продуктивное обучение» имеет три смысла, отражающие три важнейшие стороны этой технологии.
Первый его смысл представляет некоторое качество созидательной, производительной, «хозяйственной» или общественной деятельности человека, результатом которой является продукт - материальный, интеллектуальный, духовный.
Во втором смысле термин «продуктивность» давно уже используется психологией в сочетаниях «продуктивность мышления», «продуктивность интеллекта» и отражает качество эффективности интеллектуальной деятельности личности.
Третий смысл продуктивности заключается в результатах деятельности образовательной системы, выдающей социальный продукт в виде судеб людей и сообществ.
Продуктивное образование - это личностно ориентированная педагогическая технология, обеспечивающая получение образования на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых индивидом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, профессиональную ориентацию, осуществление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум с учетом своих склонностей и особенностей личности.
Продуктивность – это обеспечение четкой нацеленности образования на реальный, конкретный конечный продукт (проект), создаваемый учащимся в рамках его объединенной учебной и трудовой деятельности.
Продуктивное образование - это обучение на основе продуктивной деятельности в реальных (а не учебных) социальных ситуациях, процесс совместной плодотворной деятельности ученика и наставника на практике, выступающих в отношениях со=трудничества и со=творчества. Это эффективный процесс самостоятельного приобретения учеником образования в условиях производительной деятельности.
Классификационные параметры
Уровень и характер применения: общепедагогический.
Философская основа: антропософия + неопрагматизм.
Методологический подход: стратегический, личностно ориентированный, деятельностный, синергетический.
Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.
Ориентация на личностные сферы и структуры: СДП + ЗУН + СУД + СУМ.
Характер содержания: воспитательный + обучающий, светский, общеобразовательный + профессиональный.
Вид социально-педагогической деятельности: управления, социализации, реабилитации, коррекции.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: система микрогрупп + «консультант» + «репетитор».
Преобладающие методы: развивающие + игровые + творческие.
Организационные формы: альтернативная.
Преобладающие средства: практические + наглядные.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный.
Направление модернизации: альтернативное.
Категория объектов: все категории.
Целевые ориентации
¶ Обеспечение каждому молодому человеку уверенного вхождения в социум, нахождения своего места в жизни.
¶ Развитие личности в профессиональной, образовательной и социальной сферах, активизация ее индивидуальных психологических ресурсов.
¶ Получение конкретного продукта самостоятельной учебной/предметной деятельности учащихся (на основе индивидуальных программ, собственного выбора и в соответствии с общими требованиями обучения).
¶ Приобретение жизненных навыков.
¶ Самоопределение личности.
¶ Оказание каждому ребенку индивидуализированной педагогической помощи и поддержки.
¶ Развитие у молодых людей самостоятельности, готовности к самореализации и самосовершенствованию.
¶ Подготовка конкурентоспособной личности для рынка труда.
¶ Получение социально значимого результата.