Лабораторный практикум как разновидность практического занятия

Лабораторный практикум - существенный элемент учебного процес­са в вузе, в ходе которого обучающиеся фактически впервые сталкива­ются с самостоятельной практической деятельностью в конкретной об­ласти. Лабораторные занятия, как и другие виды практических занятий, являются средним звеном между углубленной теоретической работой обучающихся на лекциях, семинарах и применением знаний на практи­ке. Эти занятия удачно сочетают элементы теоретического исследования и практической работы.

Выполняя лабораторные работы, студенты лучше усваивают программ­ный материал, так как многие определения и формулы, казавшиеся от­влеченными, становятся вполне. конкретными, происходит соприкос­новение теории с практикой, что в целом содействует уяснению сложных вопросов науки и становлению обучающихся как будущих специали­стов.

Само значение слов «лаборатория», «лабораторный» (от латинского labor — труд, работа, трудность, laboro — трудиться, стараться, хлопо­тать, преодолевать затруднения) указывает на сложившиеся понятия, связанные с применением умственных и физических усилий к изыска­нию ранее неизвестных путей и средств для разрешения научных и жиз­ненных задач.

Не случайно слово «практикум», применяемое для обозначения оп­ределенной системы практических (преимущественно лабораторных) учебных работ, выражает ту же основную мысль (греческое - praktikos), означает «деятельный», это значит, что предполагаются такие виды учеб­ных занятий, которые требуют от обучающихся усиленной деятельнос­ти.

В целях интеграции теории и практики в вузах в последнее время полу­чают широкое распространение комплексные лабораторные работы, проводимые на широком техническом фоне с применением разнообраз­ной аппаратуры в условиях, близких к реальным, в которых будет рабо­тать будущий специалист.

Лабораторные занятия- это один из видов самостоятельной практичес­кой работы обучающихся, на котором путем проведения экспериментов происходит углубление и закрепление теоретических знаний в интересах про­фессиональной подготовки.

Проведением лабораторного практикума со студентами достигаются следующие цели:

♦ углубление и закрепление знания теоретического курса путем практического изучения в лабораторных условиях изложенных в лекциях законов и
положений;

♦ приобретение навыков в научном экспериментировании, анализе полученных результатов;

♦ формирование первичных навыков организации, планирования и проведения научных исследований.

Во всех документах, касающихся высшей школы, содержатся указа­ния на необходимость дальнейшего совершенствования и активизации лабораторного практикума как важнейшего средства повышения профес­сиональной подготовки будущего специалиста. Оно должно идти по пути улучшения содержания, организации, модернизации лабораторного обо­рудования и методического обеспечения.

При формировании учебного курса наибольшую сложность всегда представляет отбор материала, подлежащего практическому усвоению. Следовательно, формируя программу лабораторных занятий, важно вы­делить ту часть практического обучения, которую можно решать наибо­лее успешно в лабораторных условиях. Поэтому для таких занятий препо­даватель отбирает материал, на базе которого можно поставить учебный эксперимент, причем главной задачей всех опытов может быть изучение существа явлений (внутренних процессов, протекающих в изучаемых тех­нических или непосредственно в природе). В то же время этот материал в итоге должен раскрывать методику современных научных исследований применительно к специальной подготовке обучающихся.

Выделяя вопросы программы, подлежащие иллюстрированию в ла­бораторных работах, следует прежде всего исходить из того, какова роль каждого вопроса, изучаемого в рамках данной дисциплины, в формиро­вании ее структуры, насколько трудно для студентов освоить ту или иную проблему без постановки экспериментов.

В общенаучных и общеинженерных учебных дисциплинах на лабора­торные занятия выносят материал, позволяющий иллюстрировать ос­новные закономерности данной науки, применять физические методы измерения для изучения строения вещества и анализа процессов, приви­вать обучающимся умение многосторонне описывать и объяснять объек­ты и явления. По специальным дисциплинам проводятся такие работы, которые будущим специалистам предстоит выполнять в своей практичес­кой и научной деятельности.

Разумеется, организуя лабораторные занятия, кафедры вузов прини­мают во внимание не только свои предметные задачи, но и учебные за­дачи других кафедр и в целом деятельность обучающихся как будущих специалистов определенного профиля. Преемственность в осуществле­нии экспериментальной подготовки между кафедрами достигается преж­де всего строгой согласованностью учебных программ, и в частности -программ лабораторных занятий. Установление межпредметных связей в области лабораторного практикума ведется по следующему пути: произ­водится согласование понятий, определение и обозначение физических величин для того, чтобы они составляли единую систему во всех дисцип­линах; согласование порядка ввода этих понятий по месту и времени с тем, чтобы обеспечивающие дисциплины и основной курс лекций по изучаемому предмету своевременно готовили обучающихся к восприя­тию материала, рассматриваемого в данной лабораторной работе.

Таким образом, само построение лабораторного практикума должно способствовать установлению логических связей профилирующего курса с другими учебными дисциплинами с тем, чтобы обучающиеся усвоили его как целостную систему со всей структурой, отражающей данную на­уку.

При разработке программы лабораторного практикума чрезвычайно важно учесть то, что выпускники вузов, хорошо усвоившие теоретичес­кий материал, не всегда могут применять его в своей профессиональной деятельности.

Следовательно, основное требование к лабораторному практикуму в вузе — выбор такого содержания учебного материала и формы организации за­нятия, которые бы способствовали развитию активной познавательной деятельности обучающихся, творчеству и самостоятельности в решении научных и практических задач.

Успех лабораторных занятий зависит от многих слагаемых: от теоре­тической, практической и методической подготовленности преподавате­ля, его организаторской работы по подготовленности занятия, от состо­яния лабораторной базы и методического обеспечения, а также от сте­пени подготовленности самих обучающихся, их активности на занятии.

Формы организации лабораторного занятия зависят прежде всего от числа студентов, содержания и объема программного материала, числа лабораторных работ, а также от вместимости учебных помещений и на­личия оборудования. В зависимости от этих условий в вузах применяют следующие формы проведения лабораторных занятий: фронтальную, по цик­лам, индивидуальную и смешанную (комбинированную).

Фронтальная форма проведения лабораторных занятий предполагает одновременное выполнение работы всеми обучающимися. Ее примене­ние способствует более глубокому усвоению учебного материала, по­скольку график выполнения лабораторных работ поставлен в четкое со­ответствие с лекциями и упражнениями. При этом обеспечивается высо­кий методический уровень проведения работ, так как на каждом занятии внимание преподавателя сосредоточивается лишь на одной работе. Одна­ко эта форма требует большого количества однотипного, иногда дорогостоящего оборудования и универсальных стендов, а для их размещения - значительных лабораторных площадей.

Иногда в вузах используется организация лабораторных работ по цик­лам. При этом работы делятся на несколько циклов, соответствующих определенным разделам лекционного курса. В один цикл объединяются 4—5 работ, осуществляемых, как правило, на однотипных стендах. Обу­чающиеся выполняют работы по графику, переходя от одного цикла к другому. Применительно к цикловой форме организации создаются лабо­раторные практикумы по дисциплинам, имеющим в программах четко обозначенные разделы примерно одинаковой продолжительности по вре­мени.

Вузы, располагающие большими возможностями по лабораторной базе, внедряют индивидуальную форму организации работ, при которой каждый студент выполняет все намеченные программой работы в опре­деленной последовательности, устанавливаемой графиком. В этом случае студенты одновременно могут работать над различными темами. После­довательность лабораторных работ для многих из них может не совпадать с последовательностью лекционного курса, но зато лучше могут быть учтены определившиеся научные интересы и склонности отдельных обу­чающихся. Данная форма организации обладает тем преимуществом, что позволяет расширить тематику и представляет студентам большие воз­можности для научных исследований.

Наиболее часто в вузах используется смешанная (комбинированная) форма организации лабораторных занятий, позволяющая использовать преимущества каждой из рассмотренных выше форм. В курсах, читаемых в начале обучения, применяют фронтальную форму, затем переходят к цикловой и индивидуальной. Во всех случаях кафедры стремятся к тому, чтобы каждая лабораторная работа выполнялась обучающимися само­стоятельно.

Стремясь обеспечить постепенное увеличение самостоятельности обучающихся в выполнении лабораторных работ, кафедры используют раз­личную степень регламентирования их деятельности, что, естественно, накладывает свой отпечаток на методику проведения занятий.

При проведении лабораторных работ возможны три подхода к их выпол­нению:

♦ рецептурных действий обучающихся, когда они проявляют умение
работать преимущественно в стандартных условиях, отраженных в руководстве по лабораторному практикуму;

♦ частично поисковых действий, когда студенты могут действовать
достаточно самостоятельно, решать несложные творческие задачи при подсказке или непосредственном руководстве преподавателя;

♦ активных творческих действий студентов, когда они проявляют способность действовать в условиях, близких к реальным, используя запас приобретенных знаний.

Разумеется, в современных условиях интенсификации обучения должен преобладать третий подход, но полностью отказаться от первого и второго тоже нельзя.

В этой связи лабораторные работы рекомендуется планировать следующим образом:

♦ для студентов первых курсов — с жесткой регламентацией деятельности;

♦ для студентов вторых и третьих курсов - с ослабленной регламентацией деятельности, с использованием частично-поискового метода;

♦ для студентов старших курсов — лабораторные работы исследовательского характера в условиях полной самостоятельности, лишь при косвенном контроле преподавателя.

Наши рекомендации