Тема 1. Сравнительная педагогика как наука (2 часа)

ЛЕКЦИЯ № 1

1. Причины необходимости изучения сравнительной педагогики. Объект и предмет сравнительной педагогики. Специфика предмета сравнительной педагогики.

2. Задачи и функции сравнительной педагогики. Общность и специфика целей и функций зарубежной и сравнительной педагогики.

3. Связь сравнительной педагогики с другими науками.

4. Методы научного исследования в сравнительной педагогике.

1. Причины необходимости изучения сравнительной педагогики. Объект и предмет сравнительной педагогики. Специфика предмета сравнительной педагогики.Сравнительная педагогика занимает одну из ведущих позиций среди наиболее развивающихся областей педагогического знания. Во всем мире признана актуальность сравнительных педагогических исследований, их содействие процессам глобализации и демократизации мирового сообщества и активному диалогу культур.

Сравнительная педагогика - это наука о сопоставлении особенностей общих и отдельных тенденций, законов и закономерностей развития образования в мировом, региональном, национальном и федеративном масштабах.

Это наука, которая преимущественно в содержательном плане анализирует состояние, основные тенденции и закономерности развития образования в глобальном масштабе, раскрывает соотношения всеобщих тенденций национальной или региональной специфики, выявляет позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимообогащения национальных педагогических культур.

Сравнительная педагогика - самостоятельная отрасль научного познания, которая имеет свой объект, предмет, специфические функции и задачи.

Объект сравнительной педагогики - образование как процесс социально-культурного воспроизводства человека в современном мире, а также как социальный институт в глобальном, региональном и национальном масштабах.

Предмет сравнительной педагогики - состояние, тенденции и закономерности развития мирового (зарубежного и отечественного) педагогического опыта и национальных педагогических культур современности.

Основные категории и понятия сравнительной педагогики:

образование, мировая система образования, социальный институт образования, стратегия развития образования, стандартизация образования, современный зарубежный педагогический опыт, национальная система образования и воспитания, педагогическая культура, образовательная политика, педагогическая документация.

2. Задачи и функции сравнительной педагогики. Общность и специфика целей и функций зарубежной и сравнительной педагогики.Американский компаративист Г. Ноа считает, что первоочередной целью такого рода исследований должно стать определение основный тенденций в развитии образования зарубежных стран, с тем, чтобы установить не только то, что происходит там, но и лучше понять свое собственной прошлое, определить свое место в настоящем, четче спрогнозировать будущее своего образования.

В Германии практическая цель и социальная функция сравнительной педагогики сводится к «изучению различных процессов, происходящих в области образования и общественного развития за рубежом, для получения практически полезных знаний как основы последующего научного обсуждения (осмысления), выявления позитивных и негативных сторон различных социальных и педагогических процессов и тенденций их развития как предпосылки для дальнейшего проведения экспериментальной работы на национальном уровне в интересах развития теории и практики отечественной педагогики».

Видный английский компаративист Б. Холмс ключевой задачей сравнительной педагогики видит «стремление лучше понять отечественные системы образования и способствовать реформе образования не на основе причуд и предрассудков, а в свете тщательно собранных данных и анализа проблем, которые стоят перед национальными правительствами».

Основные задачи сравнительной педагогики:

1. системное описание новейших и малоизвестных фактов, отображающих реальные процессы развития образования в зарубежных странах.

2. систематизация и анализ количественных данных о развитии систем образования в этих странах.

3. выявление и анализ важнейших закономерностей и тенденций развития образования в различных странах.

4. разработка научно-обоснованных критериев оценки качества и эффективности образования в той или иной стране.

5. определение приоритетных направлений образовательной политики.

6. сопоставление достижений и недостатков образования в зарубежных странах.

Главный методологический вопрос сравнительной педагогики состоит в том, какой мерой и в каких формах возможно и целесообразно использовать достижения современного зарубежного опыта в своей деятельности.

Основные функции сравнительной педагогики:

• анализировать (в сопоставительном плане) состояние, закономерности и тенденции развития образования и воспитания в различных странах и регионах мира;

• вскрывать соотношение всеобщих тенденций и национальной (региональной) специфики;

• выявлять различные аспекты (позитивные и негативные) международного педагогического опыта, формы и способы взаимообогащения национальных педагогических культур;

• прогнозировать развитие школы и педагогики;

• преодолевать терминологические разночтения.

3. Связь сравнительной педагогики с другими науками. Сравнительная педагогика тесно связана с рядом отраслей научного знания, куда входят:

• философия образования;

• история педагогики;

• теория воспитания и образования;

• школоведение;

• экономика и социология образования;

• демография и др.

4. Методы научного исследования в сравнительной педагогике.К наиболее распространенным в сравнительной педагогике методам исследований относятся:

Изучение источников, к которым относятся:

• государственные документы различных стран - конституции, акты, законы, постановления, инструкции разных уровней, регулирующие деятельность образовательных учреждений и представляющие собой важнейший первоисточник при изучении как состояния, так и тенденции развития образования в стране, так как в современную эпоху в большинстве стран образование носит в основном государственный характер;

• международные документы - материалы и документы ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и особенно международных конференций по образованию под эгидой Международного бюро просвещения;

• документы, в которых непосредственно фиксируются содержательный компонент образования и учебный процесс, - учебные планы, программы, учебники, учебные пособия, поурочные планы учителей, программы или планы работы конкретных школ, классные журналы.

Изучение статистических данных, характеризующих образование, которые собирает каждая страна:

• в одних странах сбор данных ограничивается весьма небольшим числом параметров;

• в других - статистика занимает толстые тома и включает в себя самые разнообразные данные.

Изучение литературных источников, в которых отражаются повседневная жизнь школ и других учебных заведений, их проблемы, пути и способы модернизации образования. Наиболее важные их виды:

• педагогические журналы и газеты;

• научно-педагогические, психологические, социологические журналы;

• книги по вопросам образования;

• публикации международных организаций - МПБ, ЮНЕСКО, ООН,

ЮНИСЕФ и др.

Сопровождается:

• анализом;

• контент-анализом;

• сопоставлением;

• сравнением;

• вычислением наиболее характерных черт действительности.

Метод наблюдения - один из ведущих в комплексе методов изучения образования других народов.

Типы наблюдения:

• обычное;

• включенное.

Обычное наблюдение осуществляется исследователем со стороны. В зависимости от целей исследования может быть:

• экстенсивным - в основном применяется для ознакомления с системой

образования, ее типическими чертами, выявления общего и особенного в деятельности учебных заведений;

• интенсивным - исследователь посещает одну - две школы длительное время; присутствует на уроках, внеклассных мероприятиях, учительских и родительских собраниях, чтобы более глубоко проникнуть в содержание работы и атмосферу школы.

Включенное наблюдение - наблюдающий непосредственно включается в педагогический процесс и наблюдает его "изнутри" в качестве члена коллектива; дает еще более глубинную информацию о жизни школы.

Беседа и интервью дают возможность уточнить неясные для исследователя вопросы, получить информацию о явлениях в области образования из первых рук.

Беседа отличается от интервью большей свободой в организации и содержании, более неформальной атмосферой и отношениями между собеседниками. Но это не значит, что беседа не должна быть организована заранее. В соответствии с поставленной задачей исследователь:

• разрабатывает план беседы;

• вычленяет ключевые вопросы;

• применяет средства фиксации беседы.

Сравнительный метод:

• способствует выявлению черт сходства и различия систем образования;

• позволяет фиксировать общие и специфические проявления педагоги-

ческих закономерностей;

• может с применением математического аппарата и компьютерной тех-

ники вскрыть многие взаимосвязи и закономерности.

Важный аспект данного метода - разработка показателей сравнения.

ЛЕКЦИЯ № 2

Тема.Основные этапы развития сравнительной педагогики (2 часа).

1. Предпосылки возникновения сравнительной педагогики. Начальный этап развития сравнительной педагогики.

2. Становление сравнительной педагогики как науки: появление международных и национальных научных и информационных учреждений; разработка методологических и теоретических проблем сравнительной педагогики.

3. Современное состояние развития сравнительной педагогики.

1. Предпосылки возникновения сравнительной педагогики. Начальный этап развития сравнительной педагогики.Интерес к тому, как обучается подрастающее поколение в чужеземных странах обнаружился еще в глубокой древности. Греческий историк Геродот рассказывал о воспитании в Вавилоне и Египте, римский историк Тацит отмечал особенности воспитания у древних германцев. Уже тогда нередко ставилась утилитарная цель - воспользоваться опытом соседей для улучшения дела воспитания молодежи в своих странах. Например, Платон показывал, как некоторые методы спартанского воспитания могли бы быть заимствованы в его родных Афинах; Ксенофонт, описывая характер воспитания молодых персидских аристократов, рекомендовал извлечь из этого уроки для формирования характера греческой молодежи.

В эпоху создания крупной машинной индустрии расширяется охват детей школьным образованием, делаются первые шаги по организации профессионального обучения, в ряде стран закладываются основы государственных систем просвещения. В конце 18 начале 19 вв. расцвет европейской педагогической мысли. Белл-Ланкастерская система, педагогика Песталоцци, «свободное воспитание Руссо, постулаты Канта о нравственном воспитании выходили за рамки отдельных стран и получали общеевропейский резонанс.

Все это закономерно усиливало интерес к зарубежному педагогическому опыту и его сопоставлению с отечественными проблемами образования. Так создавались объективные предпосылки для возникновения новой научной дисциплины -сравнительной (компаративной) педагогики.

Из истории этой науки следует, что основателем ее М.-А. Жульен Парижский (1775-1848), который впервые поставил вопрос об изучении международного опыта развития образования как особом направлении научных исследований. Жульен активный участник Великой французской революции, сторонник Робеспьера, видный публицист. По его мнению задачами сравнительной педагогики должна состоять в сопоставительном изучении педагогического опыта в разных странах с целью создания наиболее рациональной системы образования в мировом масштабе. Для того, чтобы педагогика была позитивной наукой, писал он, она должна основываться на анализе фактического материала разных стран; необходимо упорядочить сбор разнообразных фактов и определить способы их систематизации, т.к. без этого педагогическая деятельность и ее результаты остаются зависимыми от субъективных и ограниченных взглядов, от капризов и своеволия тех, кто занимается обучением.

В России начало систематическому изучению зарубежных систем положил К.Д. Ушинский. Отметим, что характеристики, данные им более ста лет назад французской и английским системам не потеряли актуальность и сейчас. Например, рассматривая французскую систему образования он отмечал, что для нее характерны строжайшая централизация и административное единообразие. «Централизация учебной части во Франции доведена до крайности и не только одно училище служит вернейшим повторением другого, но все они действуют разом, по команде как хорошо дисциплинированная рота. Каждый чиновник министерства, взглянувши на часы, может с уверенностью сказать, что в этот час во всех гимназиях Франции переводится или разбирается с одними и теми же комментариями (которые также ежегодно определяются министерством) одна и та же страница Цицерона или пишется сочинение на одну и ту же тему».

При нынешнем развитии науки и технологии, темпах появления разного рода нововведений, так называемое "непрерывное" или "пожизненное" обучение из образного выражения превращается в реальную необходимость.

Система образования теснее, чем любая другая социальная структура, связана со всем обществом, которое она обслуживает. Сегодня через систему образования проходит в той или иной степени все население страны. Географически она охватывает всю территорию. Все больше людей стремится получить не только среднее, но и высшее и последипломное образование. Рост уровня образованности населения, расширение масштабов высшей школы - одна из наиболее важных и характерных особенностей нынешнего времени.

Тесная связь общества с системой образования проявляется в том, что организация образовательных институтов, содержание учебных процессов и результаты деятельности образовательных структур во многом обусловлены национальными чертами и специфическими особенностями страны. Даже если внешне образовательные структуры различных стран, находящихся на примерно одинаковом уровне развития, похожи друг на друга (по типам учебных заведений, по срокам обучения, по набору изучаемых предметов и т.п.), многие сущностные характеристики деятельности - методы обучения, характер и формы взаимодействия учеников и учителей, тех и других между собой, школы и ее внешней среды - различаются, иногда очень резко. В основе этого лежит национальная специфика страны.

Но при всей своей автономности система образования передовых стран мира находится под контролем общественности, и ее работа практически постоянно подвергается критике, которая, впрочем, то затихает, то усиливается. Периодически на первый план выходят либо качественные параметры системы, либо количественные, либо те и другие одновременно. Перманентность критических настроений по отношению к системам образования и наличие таких настроений почти во всех развитых странах (хотя и страны разные, и системы образования у них не идентичны) заставляют предполагать действие каких-то объективных факторов, порождающих такие настроения. Попытаемся выяснить, существуют ли таковые и, если да, то в чем они состоят.

Объективные причины трудностей, переживаемых системами образования передовых промышленно развитых стран. Разрыв между требованиями к системе образования и ее возможностями. Основополагающей объективной причиной переживаемых современными системами образования трудностей является тот факт, что за исторически короткий период - примерно последние полвека - уровень развития науки и техники стал наиболее важным фактором, определяющим благосостояние страны и ее позиции на мировой арене. Такие традиционные показатели, как размеры территории, богатство природных ресурсов, численность народонаселения, климат и т.п., отошли на второй план. Значение научно-технического потенциала в общей системе производительных сил продолжает расти, причем особо важную роль играют его качественные характеристики - способность генерировать принципиально новые идеи, правильно их оценивать, быстро реализовывать на внутреннем и международном рынке. Очевидно, что перечисленные характеристики зависят от квалификации кадров - ученых, инженеров, техников, а следовательно, от эффективности системы образования.

Наука и техника развиваются невиданными в прошлом темпами, непрерывно появляются новые знания, новые типы оборудования, новые производственные процессы и, соответственно, новые профессии. При этом речь идет не только о становлении новых специальностей, но и об интенсивном изменении количественных соотношений в профессиональной структуре трудовых ресурсов общества, об изменении привлекательности и престижности разных профессий, а также других качественных характеристик. В силу этого к системе образования предъявляются новые требования.

Особо следует сказать о междисциплинарности большей части новых направлений в науке и технике. Тот факт, что наиболее значительные открытия и изобретения совершаются сегодня, как правило, "на стыке" различных дисциплин, свидетельствует о неадекватности традиционного предметного спектра наук, в том числе в системе образования, новым условиям исследований и производственного труда, о необходимости соответствующей перестройки предметной основы образовательного процесса.

Наконец, необходимо подчеркнуть динамизм изменений, происходящих в науке и, что для системы профессионального образования особенно важно, в сфере производства. Перестройка отдельных предприятий и целых отраслей промышленности, связанная с обновлением продукции, влечет за собой крупные изменения в профессиональном составе рабочей силы. В новейших отраслях прогресс техники проявляется в быстрой смене технической базы (например, электронные лампы -полупроводники - интегральные схемы, быстродействие которых скачкообразно меняется чуть ли не каждый год). Это требует серьезной переподготовки специалистов.

В итоге сложилась ситуация, когда значительные группы людей за время своей трудовой деятельности сталкиваются с реальной необходимостью менять профессию или, по меньшей мере, постоянно пополнять и модернизировать свою профессиональную подготовку.

Все сказанное относится и к деятельности в самой системе образования. Меняются технические средства, используемые в процессе обучения: компьютерная техника, компьютерные сети, телекоммуникации открывают совершенно новые возможности построения методик обучения и организации учебного процесса. Сами учителя всех ступеней образования должны постоянно учиться, чтобы иметь право учить.

Перечисленные обстоятельства требуют новых "образовательной парадигмы", образовательных программ, учебных пособий, методик обучения и т.д. В Средние века культурная ситуация в Западной Европе не стимулировала интереса к международным сопоставлениям в сфере образования. На протяжении целого тысячелетия образование, как и другие сферы культуры, было монополизировано церковью, а основным языком обучения являлась латынь. В результате учебные заведения разных стран мало различались по своей организации, целевым установкам, содержанию и методам обучения.

В период позднего Средневековья в Европе развернулся процесс формирования наций, который в XVIII в. в наиболее развитых странах уже был близок к завершению. Национальная консолидация пронизывала разные сферы жизни и самосознание народов; выразительно проявлялась она и в области культуры и образования. Латынь постепенно вытесняется национальными языками, учебные заведения каждой страны приобретают свою национальную специфику и несколько уменьшается их зависимость от церкви.

В таких условиях во многих европейских странах назревала потребность знакомства с организацией образования у соседей.

Это нашло яркое отражение в деятельности Яна Амоса Коменского (1592—1670). Разрабатывая принципы и структуру единой системы образования — от начальных школ до университетов, он постоянно обращался к опыту Чехии, Польши, Венгрии, Голландии, Швеции, т.е. тех стран, в которых ему пришлось в разное время жить и работать. В 1641 г. Коменский был приглашен в Лондон, так как предполагалось использовать эти его знания при становлении английской национальной системы образования.

В эпоху создания крупной машинной индустрии расширялся охват детей школьным образованием, делались первые шаги по организации профессионального обучения, в ряде стран закладывались основы государственных систем просвещения.

Становление сравнительной педагогики как науки: появление международных и национальных научных и информационных учреждений; разработка методологических и теоретических проблем сравнительной педагогики.

В настоящее время сравнительная педагогика переживает пору расцвета: регулярно проходят европейские и мировые конференции, постоянно действует Европейское общество сравнительной педагогики.

В 1995 г. на международной конференции в Токио были предприняты шаги по организации Азиатской ассоциации сравнительной педагогики. Вовсех ведущих странах функционируют национальные общества сравнительной педагогики.

В России при Академии образования существует Совет по сравнительной педагогике.

Курс сравнительной педагогики введен в программу педагогических вузов.

3. Современное состояние развития сравнительной педагогики. Современные сравнительные педагогические исследования характеризуются переходом от «методологии единичного» (изучения одной страны-нации) к «методологии общего» (изучение страны-нации в контексте целого региона или всего мирового пространства).

Роль сравнительной педагогики в современный период возрастает. При этом, усиливаются интеграционные процессы в педагогической науке: развиваются такие формы межкультурного взаимодействия, как научные ассоциации, международные конгрессы, конференции, семинары, совместные исследования и публикации ученых разных стран и др.

Новыми тенденциями в развитии сравнительной педагогики в связи с интеграционными процессами в образовании являются:

- открытость исследовательского поля к изучению разных проблем образования (от педагогического процесса в конкретном учебном заведении до тематических глобальных исследований на мировом или общеевропейском уровне), при этом объектом и предметом исследований становится образовательная практика в контексте многообразного и целостного мира;

- открытость методологии: к гуманитарным наукам (философии, антропологии, культурологии, психологии, социологии, истории, этнологии и др.), к разнообразию философских позиций (позитивизм, марксизма, постмодернизм), к разнообразию методов (общенаучных, социологических, гуманитарных).

Наши рекомендации