Глава 3: Понятие события. Основной событийный ряд

В первой главе затрагивались термины начальное событие, финальное событие. Но я не раскрыла эти понятие. Пришло время обратиться к ним.

Наша жизнь строиться из фактов, все, что с нами происходит – это факт. Но наше отношение к этому факту, превращает его в событие или в простое жизненное обстоятельство. Все зависит от нашего с вами восприятия. По Ожегову: «Событие - это то, что произошло, то или иное значимое явление, факт общественной или личной жизни». Отличить событие от заурядного факта дело для нас не сложное. Куда труднее дело обстоит в «искусственно созданной жизни», то есть пьесе, в которой действуют совершенно не знакомые нам люди. Какие из фактов являются для них главными, значимыми, а какие просто проходящими. Станиславский для определения значимости события рекомендовал поступать так: «Сначала техника оценки фактов очень проста. Для этого следует удалить оцениваемый факт, после постараться понять, как это отразиться на жизни человеческого духа роли»[4]

Факт, выявляющий конфликтные отношения нескольких действующих лиц и побуждающий их к действию – является событием. Таким образом, можно сказать, что событие-это действенный факт.

Но как из нескольких важных действенных фактов выделить основной? Очень часто ступор наступает при определение основного события (действенного факта) на ряду с острыми и яркими предлагаемыми обстоятельствами.

«Как в самой ткани пьесы предлагаемые обстоятельства связаны с событиями?...Все подробности жизни героев, их прошлое, обстановка, в которой они живут или жили, все то, что составляет их внутренний мир, их поведение, мысли и чувства, все, что постепенно формировало их индивидуальность , все это –предлагаемые обстоятельства жизни героев. Но вот в этой жизни случается что-то, что все меняет –вызывает новые мысли и чувства, заставляет по новому всматриваться в жизнь, меняет русло этой жизни. Это происшествие мы называем событием.»[5]

Существуют такие виды драмы, где факты явны и ярки, событийность действия очевидна. В таких пьесах значение для действующих лиц того или иного случившегося факта далеко не всегда правильно оценить, поэтому не так то просто выделить основное событие. В таких случаях приверженец методики Станиславского, Г.А. Товстоногов заменяет «событие» ведущим предлагаемым обстоятельством. Сам же Станиславский не очень настаивал на терминологии «событие», заменяя его «действенным фактом» или «действенным событием».

Говоря о методике Станиславского, важно понимать значение события. В свое время М.О. Кнебель писала: «я считаю, что вопрос раскрытия события является сейчас кардинальным для современного искусства. От того, как мы будем относиться в дальнейшем к этому вопросу, зависит, куда будет развиваться искусство театра».[6] Этим она еще раз подчеркнула извечную проблему сценической интерпретации и постановки пьесы - определение события: его природы, границ, факторов обуславливающих его зарождение и развитие и т.д.

Говоря о событии, как о совместной «со-бытности», б. Костилянец, перефразируя Аристотеля, заключает: «Драматическое событие или цепь событий – результат действий не одного, а нескольких лиц и одновременно стечение обстоятельств, случайностей и игры неподвластных человеку сил»[7]

Рассмотрим восприятие события (драматургическое, драматическое, театральное):

• Драматург видит событие как некий реальный факт жизни персонажей (драматургическое событие);

• Театр (режиссер и актеры) воспроизводят событие как действие, двигаясь от повода к игре к театральному воплощению (драматическое событие);

• Зритель видит сценическое событие (театральное событие);

• Критик - воспринимает его как театральное событие;

Это можно перефразировать и по-другому:

Драматург - для него событие - основа сюжета. Некая ситуация в жизни персонажей, то что меняет их жизнь, ее течение. Драматург смотрит как бы через «жизнь» на событие.

Режиссер - смотрит на событие в первую очередь через «сценическое пространство» и свой замысел. Событие является основной единицей выражения его трактовки пьесы, средством донести свой замысел для зрителя. В состав события, которое из драматургического становится сценическим, входит весь комплекс выразительных средств присущих театру: нарративные, визуальные, лингвистические и др.

Актер - для него прежде всего событие, то, что происходит с его персонажем и как это связано с другими персонажами. Он смотрит через «персонаж и роль». Актер живет между замыслом драматурга и трактовкой режиссера.

Зритель - ему присущ эффект осознания реальности события в процессе сопереживания.

Критик - для него событие это некий театральный акт, поэтому сам спектакль может стать событием. Критик смотрит на событие через «зрительское восприятие и театральную традицию».

Я буду рассматривать понятие событие с точки зрения режиссера. Понимание режиссером события, как действенного факта, позволяет ему говорить о его сценической природе, о возможностях и способах сценического воплощения, которые есть, т.е. реально существуют в пьесе, но подобный, функциональный подход не до конца позволяет проникнуть в сущность события. Но давайте вернемся к определению основного( главного) события пьесы. В результате размышлений, получается, что основное событие – это то событие, которое раскрывает мысль автора или режиссера, то есть поясняет сверхзадачу произведения. Основное (Главное) событие — самое последнее событие пьесы, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства — мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним.

Продолжая, разбирать пьесу Островского «Бесприданница», я попробую выделить основное событие пьесы. Разобравшись во всех обстоятельствах, я пришла к выводу, что основным событием пьесы является момент, когда Кнуров и Вожеватов разыгрывают в орлянку, кому из них взять на содержание брошенную Ларису. Ведь теперь-то другого выхода у нее нет. Податься некуда! Выиграл Кнуров. А для Ларисы наступила ослепительная ясность: "Вещь! Я вещь! Слово для меня найдено!"

Событийный ряд

Станиславский учил и даже настаивал на том, чтобы актеры учились разбирать пьесу по крупным событиям. Эти крупные события образуют событийный ряд. Таким образом, можно сказать, что событийный ряд - это определенная, взаимообусловленная череда событий.

Перейдем к выделению этих событий в пьесе.

1. Исходное событие

2. Начальное событие

3. Центральное событие

4. Кульминационное событие

5. Финальное событие

Основное( главное) событие – это событие, где утверждается сверхзадача

Исходное событие.

Исходное событие находиться за пределами повествования. Это то, с чем приходят герои в пьесу. Полагают, что для того, чтобы определить «исходное событие» следует ответить на вопрос: «Без чего бы не началась история? Какое событие должно было произойти, чтобы она началась?» Но в таком способе определения исходного события, существует одна опасность: чтобы определить, где началась история, нужно видеть всю историю, т.е мы должны видеть начало, середину и конец истории. Станиславский полагал, что сразу же увидеть весь сюжет пьесы совсем не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Очень важно докопаться до истинной истории, а не сочинить ее за автора, поэтому Константин Сергеевич предлагал вскрывать события в их последовательности.

Способ определения начала действия пьесы через поиск единого, общего для всех лиц, открывающих действие пьесы, первого конфликтного факта представляется мне наиболее верным, прежде всего потому, что не дает возможности отклониться от сути единого действия предложенного автором. В таком случае можно задать вопрос: «Какое событие является поводом для поступков всех действующих лиц, открывающих пьесу?»

В случае с «Бесприданницой», исходным событием будет решение Ларисы выйти замуж за Карандышева. Предательство Паратова: Ларису внезапно оставил боготворимый ею Паратов, вроде бы уже почти жених. Пренебрегши всеми нормами морали и приличий, своей репутацией, кинулась она догонять Паратова, и со второй почтовой станции мать силой вернула ее домой. Проходит время и Лариса из-за своей бедности ответить согласием на предложение Карандашева. Этим живут все действующие лица, и именно это определяет их поведение. Также и несомненно значительное событие - приглашение Карандышевым Васи и самого Кнурова на обед - тоже ведь определяется все тем же исходным событием

Начальное событие.

Это событие, с которого начинается пьеса. Но нужно тут учесть, что первое событие, это не обязательно первая сцена, т.к я уже разбирала, что не каждый факт или предлагаемое обстоятельство является событием. Начальное событие – это момент, с которого начинает явственно работать сквозное действие.

У Островского такой момент – это приезд Паратова в город Бряхимов. Он является отправной точкой. Если представить, что этого события не произошло, то события в пьесе будут развиваться совершенно по-другому и скорее всего, Лариса бы жила как типичная женщина этого города. А если рассмотреть, что начальным событием является «желание Паратова жениться на миллионной невесте». В этом случае, это неверный выбор, так как не все герои пьесы знают о его решении, и этот факт не выявляет конфликтные отношения всех действующих лиц и не дает начало работы сквозного действия.

Центральное событие.

Такое событие, которое является незаменимым. В него втянуты все участники пьесы. После свершения события действие начинает развиваться совершенно по новому направлению. Оно побуждает участников пьесы к действию. Где обостряются все взаимоотношения, и накаляется борьба сквозного и контрсквозного действия. Наиболее ярко проявляется конфликт пьесы.

В рассматриваемой пьесе центральным событием является- приглашение Паратова на обед к Карандашеву. Если бы этого события не случилось, то и дальше не произошло бы обеда. Здесь обостряются взаимоотношения всех участников пьесы.

Кульминационное.

Это событие является высшей точкой развития действия пьесы, пиком борьбы и естественно переломом в действии. Естественно, что в каждой пьесе развитие борьбы, приведшей к перемене, имело какой-то главный переломный рубеж, на котором, как правило, наиболее активно и выражено сходятся противоборствующие силы, позиции, идеи. На этом рубеже происходит их наиболее решительная схватка, определяющая перемену движения пьесы к главному событию. В нем проявляется качественно новый характер движения от того, что было, к тому, что будет, т.е. к главному событию. "Предел, с которого наступает переход к счастью от несчастья или от счастья к несчастью" [8]

Кульминационное событие - это момент, когда позиции всех конфликтных линий действия достигли, с одной стороны, наивысшего напряжения, с другой - выявили невозможность их примирения, т.е. создавалась почва для решительной схватки, для взрыва существовавших до того отношений. Также этот взрыв создает совершенно иную, новую направленность действия, иной характер борьбы, иное соотношение действующих лиц. Событие не просто продвигает борьбу, продвигает действие как другие события, а изменяет их качественно. Существовавшее до того положение становится более невозможным.

У Островского кульминационное событие - злосчастный обед у Карандышева. Споив жениха, Паратов, Кнуров и Вожеватов делают из него шута, жалкое посмешище, наглядно демонстрируя Ларисе полную невозможность стать женой этого убогого нищего ничтожества. Вот и центральное событие: Паратов предлагает Ларисе бросить тут упившегося жениха и поехать с ними на пикник за Волгу. По всем нормам морали, нравственности своего времени принять такое невероятное предложение для порядочной девушки невозможно. Лариса его принимает. Потому что верит Паратову. Потому что любит его. Заговорщики скрытно увозят ее из дома незадачливого жениха. Направление истории резко меняется.

Финальное событие. Через финальное событие наиболее полно раскрывается главный конфликт пьесы. Это то последнее событие, в котором как бы ставится авторский диагноз, оценка происшедшей истории. В этом аккорде, завершающем пьесу, дается всей истории беспощадная и безнадежная авторская оценка, открывающая дорогу для зрительского размышления и выводов. Здесь кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.

Чем же она заканчивается? Заключительным событием. Карандышев пытается, несмотря ни на что, вернуть Ларису, пойти на "жертву" и жениться на брошенной обесчещенной девке. Тщетно. "Так не доставайся ты никому!" кричит он в отчаянии и стреляет в нее. И убивает. Умирающая Лариса говорит последние свои слова "Какое благодеяние... милый мой". Смерть признала она благодеянием. И первый и единственный раз назвала "милым" Юлия Капитоновича, своего убийцу-благодетеля, спасшего ее от бесчестья, от того, чтобы жить "вещью".

Итак, событийный ряд пьесы Островского «Беспреданница»:

1. Исходное событие – предательство Ларисы Паратовым, в результате которого Лариса решает выйти замуж за Карандышева.

2. Начальное событие- Приезд Паратова в Бряхимов

3. Центральное событие – приглашение Карандышева Паратова на обед в честь Ларисы

4. Кульминационное событие – во время обеда согласие Ларисы на пикник за Волгой

5. Финальное событие - убийство Карандышевым Ларисы

Главное событие – Паратов и Карандышев разыгрывают Ларису. Она осознает, что она вещь!

Подведем подитог, я попыталась теоретически и немного практически разобрать событийный ряд, где все нужно, все неотделимо сплетено в авторскую систему пьесы. От исходного события начинается непрерывное, все более нагнетаемое движение к центральному событию, и далее - переломившаяся линия действия неудержимо стремится к главному событию и развязке.

Глава 4.

Наши рекомендации