Практические занятия в вузе: сущность, особенности подготовки и проведения

Наряду с семинарскими, в вузе широко используются практические занятия, проводимые в различной форме в соответствии со спе­цифическими особенностями преподаваемых учебных дисциплин.

Понятию «практическое занятие» нередко придают очень широкое толкование, понимая под ним все занятия, проводимые под руковод­ством преподавателя и направленные на углубление научно-теоретичес­ких знаний и овладение определенными методами работы по той или иной дисциплине учебного плана. К практическим занятиям относят не только упражнения в решении задач по общенаучным курсам, но и за­нятия по общеинженерным и специальным дисциплинам, лаборатор­ные работы и даже занятия по изучению иностранных языков. Различные формы практических занятий являются самой емкой частью учебной нагрузки в вузе.

Практические занятия— метод репродуктивного обучения, обеспечи­вающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.

Раскроем сущность и содержание практического занятия,его организа­цию и планирование.

Практические занятия представляют собой, как правило, занятия по ре­шению различных прикладных задач, образцы которых были даны на лекциях. В итоге у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход к решению каждой задачи и интуиция. В связи с этим вопросы о том, сколько нужно задач и какого типа, как их распо­ложить во времени в изучаемом курсе, какими домашними заданиями их подкрепить, в организации обучения в вузе далеко не праздные. Отбирая систему упражнений и задач для практического занятия, преподаватель стремится к тому, чтобы это давало целостное представление о предме­те и методах изучаемой науки, причем методическая функция выступает здесь в качестве ведущей.

В системе обучения существенную роль играет очередность лекций и практических занятий. Лекция является первым шагом подготовки сту­дентов к практическим занятиям. Проблемы, поставленные в ней, на практическом занятии приобретают конкретное выражение и решение. Аналога лекция среди других видов занятий не имеет. Хотя каждое прак­тическое занятие, будучи занятием в традиционном плане развивающим, закрепляющим и т.д., может активно выполнять функции подготовитель­ного занятия к последующему активному восприятию лекции.

Таким образом, лекция и практические занятия не только должны строго чередоваться во времени, но и быть методически связаны про­блемной ситуацией. Лекция должна готовить обучающихся к практиче­скому занятию, а практическое занятие — к очередной лекции. Опыт под­сказывает, что чем дальше лекционные сведения от материала, рассмат­риваемого на практическом занятии, тем тяжелее лектору вовлечь сту­дентов в творческий поиск.

Однако следует подчеркнуть, что очень серьезно, особенно на пер­вых порах обучения, опасна несогласованность лекций и практических занятий, когда лектор и преподаватель, ведущий практические занятия, рассказывают об одних и тех же вопросах с разных точек зрения, основы­ваясь на разных определениях, сокращениях и обозначениях, а иногда даже на разной последовательности изложения отдельных фактов. Это может запутать обучающихся, нанести тем самым вред усвоению курса, снизить его эффективность, сделать процесс восприятия материала бо­лее трудным.

Практические занятия по любой учебной дисциплине - это кол­лективные занятия. И хотя в овладении теорией вопроса большую и важ­ную роль играет индивидуальная работа (человек не может научиться, если он не будет думать сам, а умение думать - основа овладения любой дисциплиной), тем не менее большое значение при обучении имеют кол­лективные занятия, опирающиеся на групповое мышление. Они дают значительный положительный эффект, если в ходе их царит атмосфера доброжелательности и взаимного доверия, если обучающиеся находятся в состоянии раскрепощенности, спрашивают о том, что им неясно, от­крыто делятся с преподавателем и товарищами своими соображениями.

Педагогический опыт показывает, что нельзя на практических заня­тиях ограничиваться выработкой только практических навыков и умений решения задач, построения графиков и т.п. Обучающиеся должны всегда видеть ведущую идею курса и ее связь с практикой. Цель занятий должна быть понятна не только преподавателю, но и студентам. Это придает учеб­ной работе актуальность, утверждает необходимость овладения опытом профессиональной деятельности, связывает её с практикой жизни. В та­ких условиях задача преподавателя состоит в том, чтобы больше показы­вать обучающимся практическую значимость ведущих научных идей и прин­ципиальных научных концепций и положений.

Цели практических занятий:

♦ помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

♦ научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями выполнения расчетов, графических и
других видов заданий;

♦ научить их работать с книгой, служебной документацией и схемами,
пользоваться справочной и научной литературой;

♦ формировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладевать метода­
ми, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

Всистеме профессиональной подготовки студентов практические за­нятия занимают большую часть времени, отводимого на самостоятель­ное обучение. Являясь как бы дополнением к лекционному курсу, они закладывают и формируют основы квалификации специалиста заданного профиля. Содержание этих занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности личности. Они развивают научное мышление и речь обучающихся, позволяют проверить их зна­ния, в связи с чем упражнения, семинары, лабораторные работы выс­тупают важным средством достаточно оперативной обратной связи. По­этому практические занятия должны выполнять не только познаватель­ную и воспитательную функции, но и способствовать росту обучающих­ся как творческих работников.

На лекции студент достигает определенного уровня понимания, т.е. у него устанавливаются известные связи и отношения к изучаемым явле­ниям или предметам реального мира, формируются еще непрочные ас­социации и аналогии. Физическая основа практических занятий состоит в упрочении образовавшихся связей и ассоциаций путем повторяющегося выполнения действий, характерных для изучения дисциплины.

Повторные действия в процессе практического занятия достигают цели, если они сопровождаются разнообразием содержания учебного материа­ла (изменением исходных данных, дополнением новых элементов в учеб­ной задаче, вариацией условий ее решения и т.п.), рационально распре­деляются по времени занятия. Как известно, однообразные стереотип­ные повторения не приводят к осмыслению знаний.

С учетом выполняемых функций к практическому занятию, как и к другим методам обучения в вузе, предъявляются требования научности, доступности, единства формы и содержания, органической связи с дру­гими видами учебных занятий и практикой.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятияна­чинается с изучения исходной документации (учебной программы, те­матического плана и т.д.) и заканчивается оформлением плана проведе­ния занятия.

На основе изучения исходной документации у преподавателя должно сложиться представление о целях и задачах практического занятия и о том объеме работ, который должен выполнить каждый обучающийся. Далее можно приступить к разработке содержания практического заня­тия. Для этого преподавателю (даже если он сам читает лекции по этому курсу) целесообразно вновь просмотреть содержание лекции с точки зрения предстоящего практического занятия. Необходимо выделить по­нятия, положения, закономерности, которые следует еще раз проиллюстрировать на конкретных задачах и упражнениях. Таким образом, произ­водится отбор содержания, подлежащего усвоению.

Важнейшим элементом практического занятия является учебная за­дача (проблема), предлагаемая для решения. Преподаватель, подбирая примеры (задачи и логические задания) для практического занятия, дол­жен всякий раз ясно представлять дидактическую цель: привитие каких навыков и умений применительно к каждой задаче установить, каких усилий от обучающихся она потребует, в чем должно проявиться твор­чество студентов при решении данной задачи.

Основной недостаток практических занятий часто заключается в том, что набор решаемых на них задач состоит почти исключительно из про­стейших примеров. Это примеры с узкой областью применения, которые служат иллюстрацией одного правила и дают практику только в его при­менении. Такие примеры необходимы, без них не обойтись, но в меру, чтобы после освоения простых задач обучающиеся могли перейти к ре­шению более сложных, заслуживающих дальнейшей проработки.

Если студенты поймут, что все учебные возможности занятия исчер­паны, интерес к нему будет утрачен. Учитывая этот психологический момент, очень важно организовать занятие так, чтобы обучающиеся постоянно ощущали увеличение сложности выполняемых заданий. Это ведет к осознанию собственного успеха в учении и положительно моти­вирует их познавательную деятельность.

Преподаватель должен проводить занятие так, чтобы на всем его про­тяжении студенты были заняты напряженной творческой работой, по­исками правильных и точных решений, чтобы каждый получил воз­можность раскрыться, проявить свои способности. Поэтому при планиро­вании занятия и разработке индивидуальных заданий преподавателю важ­но учитывать подготовку и интересы каждого студента. Педагог в этом случае выступает в роли консультанта, способного вовремя оказать не­обходимую помощь, не подавляя самостоятельности и инициативы обу­чающегося. При такой организации практического занятия в аудитории не возникает мысли о том, что возможности его исчерпаны.

Рекомендуется вначале давать студентам легкие задачи (логические задания), которые рассчитаны на репродуктивную деятельность, требу­ющую простого воспроизведения способов действия, данных на лекции для осмысления и закрепления в памяти. Такие задачи помогают контро­лировать правильность понимания обучающимися отдельных вопросов изученного материала небольшого объема (как правило, в пределах од­ной лекции). В этом случае преобладает решение задач по образцу, пред­ложенному на лекции.

Затем содержание учебных задач усложняется. Предлагаются задачи, рассчитанные на репродуктивно-преобразовательную деятельность, при которой обучающемуся нужно не только воспроизвести известный ему способ действий, но и дать анализ его целесообразности, высказать свои соображения, относящиеся к анализу условий задачи, выдвигаемых гипотез, полученных результатов. Этот тип задач по отдельным вопросам темы должен развивать умения и навыки применения изученных методов и контролировать их наличие у обучающихся.

В дальнейшем содержание задач (логических заданий) снова усложняется с таким расчетом, чтобы их решение требовало в начале отдельных элементов продуктивной деятельности, а затем — полностью продуктивной (творческой). Как правило, такие задачи в целом носят комплексный характер и предназначены для контроля глубины изучения материала темы или курса.

Выстраивая систему задач постепенно возрастающей сложности, преподаватель добивается усвоения студентами наиболее важных методов и приемов, характерных для данной учебной дисциплины.

Подготовка преподавателя к проведению практического занятия включает:

♦подбор вопросов, контролирующих знаний на понимание обучающимися теоретического материала, который был изложен на лекциях и Г изучен ими самостоятельно. Вопросы должны быть расположены в таком логическом порядке, чтобы в результате ответов на них у всех студентов создалась целостная теоретическая основа — костяк предстоящего заня­тия;

♦ выбор материала для примеров и упражнений. Подбирая задачи, пре­
подаватель должен знать, почему он предлагает данную задачу, а не другую (выбор задачи не должен быть случайным); что из решения этой задачи должен извлечь обучающийся (предвидеть непосредственный практический результат решения выбранной задачи); что дает ее решение обучающемуся для овладения темой и дисциплиной в целом (рассматривать решение каждой задачи как очередную «ступеньку» обучения, забо­тясь о том, чтобы она была не слишком сложной, но и не легкоразрешимой);

♦ решение подобранных задач самим преподавателем (каждая задача,
предложенная обучающимся, должна быть предварительно решена и методически обработана);

♦ подготовку выводов из решенной задачи, примеров из практики, где встречаются задачи подобного вида, разработку итогового выступления;

♦ распределение времени, отведенного на занятие, на решение каждой задачи;

♦ подбор иллюстративного материала (плакатов, схем), необходимого для решения задач, продумывание расположения рисунков и записей на доске, а также различного рода демонстраций.

Практическое занятие проводится, как правило, с одной группой, поэтому план на его проведение может и должен учитывать индивиду­альные особенности обучающихся данной группы. Это касается рас­пределения времени, сложности и числа задач, предлагаемых для ре­шения.

Создав систему практических задач (логических заданий) по теме, выбрав необходимые задачи для конкретного занятия, рассчитав время для решения каждой из них, преподаватель приступает к разработке пла­на проведения практического занятия.

В какую форму целесообразно облечь его рабочий план? По-видимо­му, целесообразна та форма, к которой привык сам педагог. Практика работы вузов показывает, что такой план может включать общие исход­ные данные для проведения занятия и содержательную его часть.

В плане проведения практического занятия должны быть даны ответы на следующие вопросы.

♦ Сколько времени необходимо затратить на проверку домашних заданий?

♦ Сколько времени затратить на опрос обучающихся по теории и какие вопросы необходимо задать?

♦ Какие примеры и задачи будут решаться у доски и в какой последовательности?

♦ На что обратить внимание в той или иной задаче?

♦ Как расположить чертежи и вычисления по каждой задаче?

♦ Кого нужно будет опросить по теории и кого вызвать к доске для решения задач?

♦ Какие задачи можно предложить для решения на местах без вызова к доске?

♦ Какие задачи предложить «сильным» студентам?

♦ Какие задачи задать для самостоятельного решения дома?

План практического занятия отрабатывается преподавателем на ос­нове определенного замысла, зафиксированного в тематическом плане изучения дисциплины.

Рассмотрим порядок проведения практического занятия.Как правило, оно начинается с краткого вступительного слова и контрольных вопро­сов. Во вступительном слове преподаватель объявляет тему, цель и поря­док проведения занятия. Затем иногда полезно на экране в быстром тем­пе показать кадры, использованные лектором на предшествующем заня­тии, и тем самым восстановить в памяти обучающихся материал лек­ции, относящийся к данному занятию.

Затем рекомендуется поставить перед студентами ряд контрольных вопросов по теории. Ими преподаватель ориентирует обучающихся в том материале, который выносится на данное занятие. Методически правильно контрольный вопрос ставить перед всей группой, а затем после некото­рой паузы вызывать конкретного студента.

Практическое занятие может проводиться по разным схемам. В одном случае все обучающиеся решают задачи самостоятельно, а преподаватель, проходя по рядам, контролирует их работу. В тех случаях, когда у боль­шинства студентов работа застопорилась, преподаватель может как бы прервать их и дать необходимые пояснения (частично-поисковый метод).

В других случаях задачу решает и комментирует свое решение вызван­ный к доске студент под контролем преподавателя. Но и в этом случае задача педагога состоит в том, чтобы остальные студенты не механичес­ки переносили решение в свои тетради, а проявляли максимум самосто­ятельности, вдумчиво и с пониманием существа дела относились к разъяс­нениям, которые делает их товарищ или преподаватель, соединяя об­щие действия с собственной поисковой деятельностью.

Во всех случаях важно не только решить задачу, получить правильный ответ, но и закрепить определенное знание вопроса, добиться прираще­ния знаний, проявления элементов творчества. Обучающийся должен не механически и бездумно подставлять знаки в формулы, стараясь полу­чить ответ, а превратить решение каждой задачи в глубокий мыслитель­ный процесс.

Основная задача любого педагога на каждом практическом занятии, наряду с обучением своему предмету (дисциплине), - научить человека думать. Именно здесь у преподавателя имеется много возможностей про­явить свой педагогический талант. Он прежде всего должен добиваться знания методов изучаемой науки.

Очень важно приучить студентов проводить решение любой задачи по определенной схеме, по этапам, каждый из которых педагогически целе­сообразен. Это способствует развитию у них определенных профессионально-значимых качеств личности.

Особое место среди практических занятий, особенно в технических вузах, отводится так называемым групповым занятиям, на которых изуча­ют различные образцы техники, условия и правила ее эксплуатации, практи­ческого использования.

Для успешного достижения учебных целей подобных занятий при их организации должны выполняться следующие основные требования:

♦ соответствие действий обучающихся ранее изученным на лекционных и семинарских занятиях методикам и методам;

♦ максимальное приближение действий студентов к реальным, соответствующим будущим функциональным обязанностям;

♦ поэтапное формирование умений и навыков, т.е. движение от зна­ний к умениям и навыкам, от простого к сложному и т.д.;

♦ использование при работе на тренажерах или действующей технике фактических документов, технологических карт, бланков и т.п.;

♦ выработка индивидуальных и коллективных умений и навыков.

Раскроем более подробно сущность, назначение, особенности, по­рядок подготовки и проведения в вузе подобного вида практических заня­тий.

Подготовка преподавателя к практическому занятию на технике начина­ется с изучения исходных документов по организации учебного процесса на кафедре. На их основе у преподавателя должно сложиться представле­ние о целях и задачах занятия, объеме работ, который предстоит выполнить обучающимся, уровень, до которого нужно довести их умения и навыки.

На каждое практическое занятие, как правило, разрабатывается спе­циальное задание обучающимся, призванное обеспечить методическое со­провождение их подготовки к работе на технике. Формы подобных зада­ний могут отличаться друг от друга в зависимости от требований, выра­ботанных в конкретном вузе, дидактических целей занятия, а также осо­бенностей его проведения. Но существуют общие подходы к разработке подобных заданий, на которых следует остановиться подробнее.

Как правило, специальное задание для обучающихся состоит из двух основных разделов и приложения. В первом разделе указываются учебные вопросы, к отработке которых должны быть подготовлены обучающиеся. Вопросы определяются тематическим планом и охватывают содержание работ на всех учебных точках. Во втором разделе указывается, как сту­дентам организовать самостоятельную подготовку к занятию, что изу­чить, что исполнить, к чему быть готовым, на каких учебных точках предстоит работать. Кроме того, указываются общий порядок и место (места) проведения занятия, а также меры безопасности.

Приложениями к заданию оформляются выдержки из руководств, пособий и инструкций (в том числе по технике безопасности), графи­ки работ на учебных точках и другой необходимый справочный мате­риал.

Основным методическим документом преподавателя при подготовке и проведении практического занятия являются методические указания.

При формулировании дидактических и воспитательных целей заня­тия, которые приводятся в первом разделе задания, необходимо акцен­тировать внимание не только на привитии студентам умения выполнять что-либо, но и закреплении и расширении их теоретических знаний. Ос­новным содержанием второго раздела является либо расчет учебного времени, либо график работы обучающихся на учебных точках. С учетом конкретных условий (продолжительность учебного времени, количество учебных вопросов или точек), как правило, выделяемое время для отра­ботки учебных вопросов (работы на учебных точках) жестко не связано с продолжительностью академического часа, и в связи с этим не предус­матриваются специальные перерывы между ними. Для отдыха и переклю­чения внимания обучающихся с одного объекта на другой используется время смены учебных точек или перехода от одного учебного вопроса к другому.

В методических рекомендациях руководителю занятия указываются порядок разработки учебно-методических Материалов, определения со­става учебных групп, последовательность смены рабочих мест. Кроме того, в них определяются организация подготовки обучающихся и учебных то­чек к занятию, методика проверки знаний по технике безопасности (про­ведению инструктажа) и соблюдению режима работы технических средств, указываются рациональные методы работы, выполнения опе­раций и действий на технике.

В качестве приложений обычно используются те же документы, кото­рые предусматриваются заданием на практическое занятие.

Рабочим документом преподавателя является план проведения заня­тия. В нем, как правило, отражается краткое содержание (тезисы) всту­пительной части: проверка готовности к занятию, объявление темы, учебных целей и вопросов, инструктаж по технике безопасности, рас­пределение по учебным местам и определение последовательности рабо­ты на них.

В основной части плана выделены последовательность действий обу­чающихся и методические приемы преподавателя, направленные на эф­фективное достижение целей занятия, а также на активизацию познава­тельной деятельности обучающихся.

Параллельно с разработкой учебно-методических материалов произ­водится подготовка техники и учебных мест к отработке практических за­дач, подбору и заказу необходимой документации (схем, бланков и т.п.).

С руководителем учебной лаборатории согласовываются следующие воп­росы: какая техника и к какому времени должна быть подготовлена, ка­кие контрольно-измерительные приборы должны быть на рабочих мес­тах, какие данные должны быть представлены обучающимся на рабочих местах, какой технической документацией их обеспечить и т.п.

Технический состав лаборатории за несколько дней до начала заня­тия в соответствии с общим замыслом проведения проверяет его реали­зуемость на практике. Основной задачей является проверка работоспо­собности техники и соответствие ее технических характеристик установ­ленным нормам, а также проверка наличия и готовности контрольно-измерительных приборов. В ходе проверки фиксируются особенности эк­сплуатации и состояние техники. Результаты проверки докладываются ру­ководителю занятия. По согласованию с ним может проводиться частич­ная корректировка замысла с учетом выявленных особенностей практи­ческого использования техники. Корректировку целесообразно произво­дить для всех учебных групп с отражением сделанных изменений в соот­ветствующей документации.

Практическое занятие в учебных группах может проводиться как од­ним, так и двумя преподавателями с привлечением инженерно-техни­ческого персонала лаборатории. Второй вариант можно считать более предпочтительным с учетом наличия нескольких рабочих мест и необхо­димости индивидуализации обучения.

Раскроем особенности проведения практического занятия на технике.

В начале занятия объявляются его тема, учебные цели и вопросы, осуществляется мотивационная подготовка обучающихся к предстоящей работе. Далее обязательно проводится инструктаж по технике безопас­ности. Преподаватель указывает меры предосторожности и правила безопасности при работе с электроустановками, источниками электромаг­нитных излучений, ядовитыми жидкостями и т.д. Обращается внимание на недопустимость вскрытия блоков, их замены, нарушения порядка выполнения операций по эксплуатации аппаратуры, указанного в эксп­луатационной документации. После инструктажа обучающиеся расписы­ваются в «журнале инструктажа по технике безопасности».

Целесообразно проверить теоретические знания обучающихся по изу­чаемым образцам техники, сформированные на лекциях и в период са­мостоятельной подготовки.

После проверки знаний двух-трех обучающихся преподаватель объяв­ляет порядок проведения занятия. Выполнение всех структурных компо­нентов разбивается на этапы, для осуществления операций каждого эта­па определяется конкретное время. Учебные вопросы, основные этапы занятия, время, выделяемое на их выполнение, рекомендуется записать на доске.

Практическое занятие требует деления учебной группы на подгруппы (бригады). Это деление производится преподавателем накануне согласно заданию. В каждой подгруппе назначается старший из числа наиболее под­готовленных студентов. При этом на доске также целесообразно указать порядок взаимодействия подгрупп при отработке учебных вопросов (рас­пределение по рабочим местам, порядок смены и т.д.).

Основную часть занятия составляет практическая работа на местах. Обучающиеся выполняют действия на технике, используя инструкции по эксплуатации, практические руководства и другие учебные пособия. Они работают, как правило, самостоятельно, а преподаватель направ­ляет их деятельность на достижение учебных целей.

В процессе занятия руководитель показывает методы, способы и при­емы выполнения действий, объясняет их последовательность, взаимо­связь, предостерегает от характерных ошибок (но не следует чрезмерно увлекаться показом своих действий). В некоторых случаях допускаемые обучающимися ошибки могут быть им хорошим, надолго запоминаю­щимся уроком. Главное, чтобы замеченные ошибки не приводили к на­рушениям техники безопасности, поломкам материальной части, к из­лишним затратам энергии, средств и материальных ценностей.

Для активизации работы целесообразно подготовить несколько про­блемных ситуаций, которые могут быть созданы в ходе занятия. После их разрешения проводится обсуждение, дается краткая оценка действий участвующих в ней студентов.

При организации практического занятия необходимо продумать сис­тему контролирования формируемых уровней знаний, систему оценок, выработать единые критерии для всех руководителей по определению сте­пени овладения нормативными действиями.

В процессе занятия преподаватель накапливает материал для подведе­ния итогов, которые желательно подводить сначала по подгруппам: указываются конкретные успехи и недостатки в работе обучающихся, — а затем со всей учебной группой. На последнем этапе отмечаются общие недостатки в работе и достигнутые успехи, пути дальнейшего совершен­ствования умений и навыков в период самостоятельной работы.

После подведения итогов преподаватель выдает задание на самостоя­тельную работу и отвечает на вопросы обучающихся. На этом практичес­кое занятие заканчивается.

Наши рекомендации