МДК.01.01 Теоретические основы организации обучения в начальных классах
Тема 1.1 Особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников
При изучении данной темы необходимо повторить содержание учебного материала по теме 2.3 «Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса» из курса «Педагогики» и по темам 2.2 «Психические познавательные процессы», 4.5 «Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста» из курса «Психологии».
Вопросы, связанные с формированием учебной деятельности как задачей начального обучения школьников, рекомендуется изучать по учебнику Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2012. – 448 с.
Вопросы, связанные с особенностями одаренных детей младшего школьного возраста, пока не получили должного освещения в учебниках и учебных пособиях по педагогике последних лет, поэтому для их изучения могут быть рекомендованы источник: Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2001. – 320 с.; Рабочая концепция одаренности. 2-е изд-е, расш, перераб. / науч. ред. В.Д. Шадрикова. – М., 2002. – 94 с.
Особенности детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении можно изучить, используя книги: Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2012. – 448 с.; Дробинская А.О. Школьные трудности "нестандартных" детей. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 142 с.
Одной из центральных проблем современной школы можно без преувеличения назвать формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте. В отечественной литературе накоплен большой теоретический и эмпирический материал об особенностях становления и функционирования учебной мотивации. Определено психологическое содержание понятий учебная мотивация и учебный мотив, представлен целый ряд классификаций учебных мотивов, разработаны методы диагностики структуры учебной мотивации, сформулированы положения относительно условий и путей ее формирования и коррекции (работы Дусавицкого А.К., Елфимовой Н.В., Ильина Е.П., Марковой А.К., Матюхина М.В., Моргун В.Ф., Орлова А.Б., Фридман Л.М. и др.). Данный вопрос получили освещение и в учебных пособиях по педагогике: Подласый И.П. Педагогика: в 3-х книгах: учебное пособие. – М.: Владос, 2012. – Кн.2 Теория и технология обучения; Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2013. – 576 с.
Рекомендуемая литература:[2, 3, 5, 10, 14]
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы возрастные особенности физического развития младших школьников?
2. Каковы особенности психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте?
3. Каковы возрастные особенности нравственного сознания и поведения младших школьников?
4. Каковы возрастные особенности учебной деятельности младших школьников?
5. Каковы основные этапы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте (по В.В. Давыдову)?
6. Какова структура учебной деятельности?
7. Что такое общеучебные интеллектуальные умения?
8. Что такое универсальные учебные действия (УУД)?
9. Каковы главные, приоритетные умения, необходимые и достаточные для осуществления успешной учебной деятельности?
10. Чем различаются прямой и косвенный пути формирования общеучебных интеллектуальных умений?
11. Каковы основные пути формирования учебной деятельности и коррекции ее недостатков у младших школьников?
12. Какие виды дозированной помощи существуют в системе коррекционно-развивающего образования?
13. Каковы критерии и методика определения эффективности формирования учебной деятельности?
14. Каковы общие особенности личности и психического развития одаренных детей?
15. Каковы виды и степени одаренности?
16. Каковы общие особенности личности и психического развития детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии?
17. Каковы общие особенности личности и психического развития детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении?
18. Что такое мотивация учебно-познавательной деятельности?
19. По каким критериям можно классифицировать мотивы, действующие в системе обучения?
20. Какие учебные ситуации дают на уроках наибольший активизирующий эффект?
21. Какова роль интереса в мотивации учения?
22. Каковы методы и средства формирования устойчивых познавательных интересов?
23. Какие методы применяются для стимулирования чувства долга и ответственности перед родителями, учителем, самим собой?
24. Что такое педагогическая характеристика ребенка?
25. Какова методика составления психолого-педагогической характеристики младшего школьника?