Понятия девиантного поведения

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В психологической литературе девиантным называется по­ведение, отклоняющееся от социально-психологических и нрав­ственных норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуаль­ном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников.

Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.

Социальная норма - исторически сложившаяся в конкрет­ном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организа­ций. Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот. В современном реформируе­мом обществе, где разрушены одни нормы и не оформились до конца другие, проблема формирования, толкования и примене­ния норм становится чрезвычайно сложным делом.

Оценка любого поведения всегда подразумевает сравнение его с нормой. Отклонения не существует без нормы. Понятие нормы относят к числу неопределенных научных представлений, т.к. общепризнанного определения нормы нет. Понятие «норма» определяется как предел, мера допустимого. Социальная норма находит воплощение в законах, традициях, обычаях, во всем том, что стало привычкой, вошло в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. В действительности не существует никакой нормы как реальности, с четко обозначенными границами, за которыми начинается не норма, отклонение от неё. Проблемное поведение часто называют девиантным (от латинского Deviatio – уклонение). Девиантное поведение – это система поступков, действий человека, не соответствующих общепринятой или подразумеваемой норме, официально установленным или фактически сложившимся в обществе социальным ожиданиям. Проблема девиантного поведения школьников - однаиз важных задач коррекционной педагогики и специальной психологии. Девиантное поведение можно рассматривать как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением (Менделевич В.Д.)

Девиантное поведение рассматривается:

- как поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют лица с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера (расстройства в виде акцентуаций характера).

- как поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, нарушающее какие-то социальные, культурные или правовые нормы. Это проявляется в разных формах социальной патологии – алкоголизм, наркомания, проституция… и выражается в форме проступков или преступлений.

Когда поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

Юношеский возраст и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями, лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.



Наши рекомендации