Идеи народной педагогики в воспитании
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 2000.
2. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. - Уфа: БашГПИ, 1996 .- 242 с.
3. Ахияров К.Ш. Народная педагогика и современная школа.-Уфа: БГПУ, 2000. – 328 с.
4. Батурина Г.И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе:(дошкольники и младш.школьники): /Г.И.Батурина, Т. Ф. Кузина). - М.: Школьная Пресса, 2003 . – 143 с.
5. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях/ Г.И.Батурина, К.Л.Лисова, Г.Ф.Суворова. - М.: Народное образование, 2002. – 112 с.
6. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: /Л.Н.Бережнова, И.Л.Набок, В.И.Щеглов.-М.:Академия,2007.-233с.
7. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: Советы, игры, обряды. - М.: Школа-Пресс,1998. – 144 с.
8. Народная педагогика /Сост. Л.Н.Воронецкая, Ю.В. Мелешко. - Минск: Красико-Принт, 2007. – 173 с.
9. Нигматов З.Г. Этнопедагогика: народность и гуманность: Учеб. пособ. для высш.и сред.учеб.завед.: На тат. яз. /З. Г. Нигматов. - Казань: Магариф, 2002. – 159 с.
10. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры: /Г.В.Лунина.-М.: ЦГЛ, 2005. – 126 с .
11. Чуриков И.А. Этнопедагогика народа мари: /И.А.Чуриков; Мин.образ.и науки РФ; ГОУ Мар.ГПИ им. Н.К. Крупской . - М.: Трикста: Академический Проект, 2005. – 302 с.
К.Д.Ушинский предупреждал, что внешнее сходство в организации воспитания не может служить причиной того, чтобы считать воспитание единым для всех народов. Каждый народ имеет свои исторические условия развития, которые выражены в характерах отдельных народов. Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальным духом. Ушинским был обоснован принцип народности в воспитании. В среде каждого этноса формируется собственное мировоззрение, традиционные занятия, уклад жизни, нормы этики и морали, искусство, национальная кухня, народная медицина.
Можно выделить три составляющие народной культуры – родной язык, осознанное историческое прошлое, заветное слово, религия. В народной педагогике различают обычаи, традиции, народные праздники и приметы, фольклор, быт, элементы архитектуры и интерьера. Важнейший постулат НП любого этноса – гармония природы и человека. Важнейший аспект всех НП – это доброта, нравственная стабильность. Одним из основных компонентов являются гостеприимство, радушие.
Развитие этнической идентичности проходит три этапа:
1. 6-7 лет – приобретение фрагментарных знаний о своей этнической принадлежности, основанной на таких показателях как внешность, язык, обычаи.
2. 8-9 лет – ребенок идентифицирует себя со своей этнической группой на основе национальности родителей, места проживания, родного языка.
3. 10-11 лет – этническая идентичность в полном объеме – отмечает уникальность истории, специфика традиций бытовой культуры.
Народная педагогика – это воспитательные традиции конкретной этнической группы. Она представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохраненных в устном народном творчестве, обычаях, традициях, обрядах, детских игрушках и др.
Этнопедагогика – это наука, обобщенное понятие, которая анализирует воспитательные традиции различных народов, осуществляет их сравнение. Она предполагает изучение педагогики, традиционной культуры воспитания этноса. Объектом этнопедагогики является народная педагогика. Этнопедагогику можно представить как историю и теорию народного воспитания. Она является частью педагогической науки. Пользуется методами и источниками педагогики, кроме этого использует этнографические, археологические, социологические и др. методы. Впервые термин ввел в 1972 году академик Г.Н.Волков (чувашский педагог).
Высокая педагогическая культура народа – показатель высокой культуры народа в целом. Народная педагогика выполняет функцию социализации подрастающих поколений.
Этнос (с древнегреч.) – народ, национальная общность. Его рассматривают как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
В культурах рахных народов можно обнаружить единое и непреходящее – общечеловеческие ценности – приверженность Добру, Красоте, Истине. Общие принципы педагогических культур всех народов:
– педагогическая культура каждого народа основана на го языке;
– основы личности заключается в самом раннем детстве (воспитывай дитя, пока поперек лавки лежит);
– в основе педагогической культуры лежат идеалы Добра, Истины, Красоты;
– НП охватывает все возрастные категории;
– природосообразность;
– многообразие методов воздействия;
– педагогическая культура основывается на сказках, легендах, мифах и др.;
– нравственной доминантой является семья.
Основные правила этнопедагогики:
– уважать старших;
– заботливо относиться к детям, больным, слабым, беспомощным;
– обожествление хлеба, воды, земли (фильм о необычных свойствах воды);
– гармония природы и человека;
– бережное отношение ко всему живому в природе, к ценностям, созданными трудом человека;
– трудолюбие, терпеливость, скромность, милосердие, гостеприимство, уважение других и др.
Формировании совершенного человека – лейтмотив народного воспитания. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.п. «Будь достойным сыном (дочерью) своего народа» – почти у всех народов.
К средствам НП относятся пословицы, загадки, народные песни, сказки, игры, скороговорки, обряды и др.
В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» – назидательность. В ней выражается коллективное мнение народа, заключается народная оценка жизни, наблюдения народного ума. В пословицах много материала практического характера – житейские советы, пожелания в труде. Наиболее распространенная форма пословиц – наставления.
Воспитание начинается с момента рождения: «Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил». О решающей роли родителей в воспитании: «Родительское слово на ветер не молвится». Взаимоотношения между молодым и старшим поколением: «Старшего слушай, молодого учи».
Педагогические наставления:
«Повторение – мать учения»; «Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить»; «В бедах человек умудряется»; «С кем поведешься от того и наберешься»; «Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь»; «Не тот глуп, кто не учился, а тот, кто не хочет учиться»; «Старому посох подпорка, молодому – наука».
Оценивающие суждения о людях, о чертах личности: «Хорошая откормленная собака на хозяина лает»; «Добрый человек зла не помнит, а злой добра не помнит»; «Злой человек, как уголь: если не жжет, то чернит» и др.
Воспитание трудолюбия является ведущей идеей пословиц. Трудовое воспитание является главной задачей народного воспитания у всех народов: «Труд – всему отец»; «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»; «Пока спина не взмокнет – поле не вспашешь»; «Труд и терпенье – превращаются в золото (все перетрут)»; «Кто умеет, тот и на море разведет огонь». Праздность осуждается: «Сегодняшнюю работу на завтра не оставляй на завтра»; «Дерево плодами ценится, человек трудами ценится»; «У кого умелые руки, тот и мед ест». Проявляется забота о привитии трудовых умений и навыков, сообщении суммы знаний: «Не полотое, что не сеянное».
Другие пословицы: «Из дома в калитку, домой в ворота», «Из дома шагом, домой – бегом», «Смолоду наживай, а под старость проживай», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «На что и клад, коли в семье лад», «Здоровье дороже богатства», «Здоровье не купишь», «Кто хочет много знать, тому надо мало спать», «Неправедное богатство прахом пойдет», «Что потрудился, то и поедим», «Долг платежом красен», «Сегодня в чести, а завтра свиней пасти», «Жену выбирай не глазами, а ушами (по доброй славе)».
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности. Наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику предмету или явлению. Загадки обогащают ум сведениями о природе, знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Эти знания приобретаются в процессе активной мыслительной деятельности.
Книги читают, а грамоты не знают,
Своих глаз нет, а видеть помогают свет (Очки).
На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее,
В руках её не удержать, и на коне не обогнать (вода).
Красная девица, каменное сердце (вишня).
Ног много, а с поля на спине едет (бороны).
Чем из нее больше берешь, тем больше она становится (яма).
Не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга).
Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится (ветер).
На дворе горой, а в избе водой (снег).
Народные песни отражают вековые ожидания, сокровенные мечты народа. Они отражают национальные ценности, ориентируют на добро и счастье человека. Главное их назначение – привить любовь к прекрасному, вырабатывают эстетические взгляды и вкусы. Песней сопровождаются все события народной жизни. Например – колыбельные песни – любовь матери к ребенку, её мечты о счастливом будущем.
Сказки содержат педагогическую мораль. В большинстве сказок отражены лучшие черты народа – трудолюбие, преданность родине и др. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм усиливает воспитательное значение сказок. Особенность сказок – образность – облегчает их восприятие детьми. Образность дополняется забавностью сказок – интересные, занимательные, с юмором. Сказки всегда поучительны, назидательны. Они помогают формированию нравственного идеала. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Многие педагоги включают сказки в свои учебные книги, хрестоматии, используют их в воспитательном процессе, сочиняют сказки вместе с учениками. Работа со сказкой может иметь различные формы: чтение, пересказ, обсуждение, театрализованное исполнение, проведение конкурса знатока сказок, выставка рисунков по сказкам и др.
К средствам НП можно отнести и природу. Это не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. В народном творчестве очеловечены образы Родины: Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде и др. НП приучает к духовному общению с природой.
Игры развивают в детях ловкость, проворность. Посредством их ребенку прививается уважение к существующему порядку вещей, осуществляет приучение к правилам поведения. Игры своего рода уроки, готовящие к труду и взрослой жизни. Они учат общению с другими людьми, побуждают к самовоспитанию.
Традиции организуют связь поколений: «Обычай крепче закона», «Свой обычай в чужой дом не вноси», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
Традиционные праздники у русских – Рождество, Пасха и др. У татар и башкир – Ураза –байрам, Курбан-байрам, Сабантуй и др.
Искусство – песни, танцы, расписные бытовые предметы, вязание, ткачество, плетение, вышивка и др. Оно прививает любовь к прекрасному, развивает художественный вкус.
Религия направлена на формирование духовности личности. Во всех религиях много общего. Религиозные заповеди: не навреди, возлюби ближнего своего и др. Планируется введение уроков духовно-нравственной культуры, основанной на религиях.
Деятельность учителя по реализации идей этнопедагогики:
– накопление фактов по отдельным народам;
– провести сравнительный анализ педагогических традиций родственных и сопредельных народов;
– обобщение педагогического опыта и идей о воспитании народов конкретной территории.
Важно найти формы использования народных традиций, которые бы снимали национальный эгоцентризм, выступающие условием присвоения общечеловеческих ценностей и формирования культуры межнациональных отношений.
Современной школе необходимо учитывать следующие принципы: интернационализм, ценности культур народов, значимость НП в развитии личности, терпимость к воззрениям личности.
«Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».
«Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось».
«Корень учения горек, да плод его сладок».
«Какие труды, такие и плоды».
«Ласковое слово пуще дубины»
«Кто не слушает советов, тому нечем помочь».
Темы для бесед и основные направления воспитательной работы на основе идей НП:
– фольклорный кружок;
– народные праздники;
– народный этикет;
– игры моего детства;
– народные приметы и поверья;
– легенды и сказки моей Родины;
– семья как идеал НП;
– пословицы и поговорки;
– труд – основа НП;
– народная медицина;
– народная метеорология и др.