II. Общая характеристика учебного предмета

Обучение грамоте проводится в 1 классе с сентября в течение шести - восьми месяцев.

В зависимости от усвоения материала детьми учитель может сократить или увеличить этот период по своему усмотрению. В течение этого времени ведется работа по развитию фонематического слуха детей; обучению их первона­чальному чтению и письму; расширению и уточнению представ­лений детей об окружающей действительности в ходе чтения, организации экскурсий, наблюдений; обогащению словаря уча­щихся и развитию устных (слушание и говорение) и отчасти письменных (письмо) видов речи.

Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического ме­тода, который учитывает новейшие данные лингвистической, пе­дагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое раз­витие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки бук­вами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично це­лым словом чтения предложений и связных текстов.

Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и ко­роткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.

В период обучения грамоте уделяется большое внимание уме­нию различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность; обращать­ся к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической за­писи предложений; совершенствованию речевого аппарата уча­щихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правиль­ного произношения слов, слогов, звуков.

На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, ос­мысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом - отвечать на вопросы учителя, пере­сказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, ре­продукций картин и т.п.

В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов ре­чевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением, с час­тичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.

В период обучения грамоте получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого об­щения.

Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное вни­мание как на уроках обучения грамоте, так и на других занятиях в процессе общения с детьми.

Знания и умения, полученные учащимися на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-рас­сматривания детских книг на специальных занятиях вне­классным чтением.

На уроках обучения чтению и письму учитель стремится к разнообразию видов деятельности с учетом психофизиологиче­ских особенностей первоклассников, использует занимательный материал, включает в урок игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое и т. п. Учитывая разный уро­вень дошкольной подготовки первоклассников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцирован­ный подход в проведении занятий по формированию первона­чальных умений и навыков чтения и письма.

В период обучения грамоте особое значение приобретают со­гласованные действия и единство требований к учащимся семьи и школы, воспитание у них положительного отношения к учебе.

Наши рекомендации