Тест кратковременной памяти и умозаключений (Гильбух Ю.З.).
Проводится, если ребенок справился легко с заданием 8, если справился с трудом или не справился совсем, переходим к заданию 10.
Оцениваются:
- уровень развития памяти (с какой попытки запомнил задачу);
- результат выполнения (самостоятельно; с помощью, со зрительной опорой, по частям);
- устойчивость результата.
Составление рассказа по последовательному ряду картинок.
Сложность предъявления задания (из 3-х, из 4-х, из 5-ти или из 6-ти картинок ребенок будет составлять рассказ) определяется по результатам выполнения предыдущих заданий, чем выше результат, тем больше картинок.
Оценивается:
- правильность раскладывания картинок по параметрам указанным в протоколе;
- составленный рассказ.
Материал к заданию. Наборы сюжетных картинок из 3-х, 4-х, 5-ти, 6-ти картинок из любого диагностического психологического или логопедического обследования.
Оценка выполнения заданий
При выполнении заданий ребенком педагог или психолог проводит качественную и количественную оценку выполнения каждого задания. Качественная оценка осуществляется по параметрам указанным в предыдущем разделе и по тем критериям, которые указаны в протоколе. Соответствующее выполнение подчеркиваются или обводятся в нем ручкой. При необходимости замечания дописываются на полях.
Количественная оценка:
0 баллов ставятся, если ребенок отказывается выполнять задание и его никак не удается уговорить.
1 балл - ребенок приступает к выполнению задания, но не понимает условий задачи даже после обучения; ведет себя неадекватно по отношению к способам действия в данном задании, не выделяет его цели.
2 балла – ребенок принимает задание, начинает его выполнять, однако самостоятельно не достигает цели, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;
3 балла - ребенок принял и понял условия задания, но при его выполнении опирается на низкий уровень ориентировки, после обучения переходит на более высокий тип ориентировочной деятельности, заинтересован в конечном результате;
4 балла - ребенок сразу понимает и принимает условия задачи, самостоятельно пользуется адекватными способами ориентирования при его выполнении, стремится к положительному результату.
Высокий уровень - задания выполняются на 3-4.
Средний уровень - задания выполняются на 2-3.
Низкий уровень - задания выполняются на 1-2.
После выполнения программы диагностики психолог с педагогом дают количественную оценку выполнения всех заданий. После этого пишется заключение об уровне готовности к школе.
Проведение диагностики занимает от 15 до 30 мин. Многовариантность заданий данной методики позволяют использовать ее в случае необходимости для повторныхобследований. Данная методика использовалась мною в течение 15 лет для формирования разноуровневых классов.
Протокол диагностики готовности детей к обучению в школе
Беседа
- Назови свою фамилию, имя, отчество.
- Когда у тебя день рождения?
Фамилия_________________________
Имя_________________
Отчество_________________________
Дата рождения________
- Ходил ли ты в детский сад______________________
- Что нравилось в детском саду?___________________
- Было ли что-то в д/с, что тебе не нравилось?_______
- Хочешь ли идти в школу? Что умеешь делать?_______
Отмечаются: точность ответов; нарушение звукопроизношение;односложные ответы; мотивация.
Задание на умение считать
- Умеешь ли ты считать?
- Посчитай:
от 1 до 10.
от 10 до 1
от 3 до 7 1) ; 2) ; 3) ; 4)
от 9 до 4 1) ; 2) ; 3) ; 4)
Отмечаются: пропуски, замедленный темп, возможность повторить задание.
Задание на определение левой и правой руки
Покажи:
(подними) левую руку.
левой рукой правый глаз
правой рукой левое ухо
левую руку у меня
Задача.
Инструкция.
- Положи с левой стороны 5 кубиков, а с правой на 1 кубик больше. Сколько всего?
- Я перекладываю из левого столбика в правый 1 кубик.
- Где больше?
- На сколько больше?
1) ; 2) ; 3) ; 4) .
Слоговая структура
- Повтори трудные слова:
норма искаж. по слогам никак
- сковорода,
- транспорт,
- милиционер,
- аквалангист,
- термометр.
Звуковой синтез
- Угадай, какое слово я говорю? Пример: Д*О*М* - дом; М*А*К - мак. Слово произносится по звукам.
Р*О*Т | 1) | 2) | |||
У*Р*О*К | 1) | 2) | |||
С*Т*О*Л | 1) | 2) | 3) | ||
Т*А*Н*К | 1) | 2) | 3) | ||
С*О*С*Н*А | 1) | 2) | 3) | 4) | 5) |
Отмечаются: с какой попытки правильно выполнил задание
Звуковой анализ
- А теперь ты мне скажи по звукам. Пример: НОС - Н*О*С*; СТОЛ - С*Т*О*Л*
СОК, РАК
ПАУК, АИСТ,
УТКА, УКОЛ, УЗОР
ДИВАН, САПОГ, РУЧКА
Отмечаются пропуски, перестановки, с какой попытки правильно выполнил задание.