Характеристика педагогических способностей.

Характеристика педагогических способностей.

Педагогические способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Как известно, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру тех или иных специальных способностей, одни будут ведущими, другие – вспомогательными. В педагогических способностях ведущую роль играют коммуникативные свойства личности.

В последнее время в психолого-педагогической литературе с некоторыми вариациями к педагогическим способностям относят такие: коммуникативные — способность к общению, сотрудничеству, кооперации;

дидактические — способность объяснять, передавать знания, обучать;

организаторские — способность включать учащихся в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей;

конструктивные — способность к отбору, композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов;

гностические — способность к познанию и получению удовольствия от процесса познания;

прогностические — способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности;

перцептивные — способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии;

экспрессивные — способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоций, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой.

Объект, предмет, задачи, функции и источники педагогики.

Педагогика – наука о воспитании и образовании человека.

Объект П. – человек развивающийся (обучающийся). Предмет П. – процесс образования человека.

Задачи П. : 1)выявление пед. закономерностей, принципов, правил.2) изучение и обобщение практического опыта воспитания и обучения.3)прогнозирование развития пед.реальности 4)разработка и внедрение новых образовательных технологий

Функции педагогики: 1)Общетеоретическая-теоретический анализ закономерности пед. процесса. 2) Прогностическая-обоснованное предвидение развития пед. реальности. 3)Практическая-разработка и внедрение новых образовательных технологий

Источники педагогики: *народная педагогика(пословицы, приметы, поговорки).*идеи философов и педагогов.*пед.практика, научно-исслед. пед. деятельность. *пед. практика выдающихся ученых. *связь педагогики с др . науками.(философские, психологические)

Структура педагогической деятельности.

Цель – формирование личности учащегося

Мотив – профессиональной и социальной позиции педагога

Способ – это совокупность методов обучения, воспитания и общения

Средства – Это индивидуальные и материальные объекты, которые способствуют выполнению деятельности(основные средства слово и речь)

Результат

Структура ПД

Цель

Мотив

Субъект Способ Объект в субъекте

Средство

Результат

Пед. процесс – взаимосвязь между

· деятельность педагога

· деятельность обучаемых

Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Особенности педагогической профессии.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Профессия педагога относится к работе в системе «человек-человек»

Педагог – родовое понятие для других специалистов системы образования

Требует специальной педагогической профессиональной подготовки

Критерии Профес.деят. Непрофес.деят.
Пед.образование обязательно необязательно
Наличие цели обязательно не всегда
Организация регламент занятий произвольная, в процессе жизнедеятельности ребенка
Отношение деловое личностные
Результат диагностике отсрочен во времени

Результат (качества личности)

----------------------------------------------------------

Характеристика педагогических способностей.

Педагогические способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.

Как известно, среди свойств и особенностей личности, образующих структуру тех или иных специальных способностей, одни будут ведущими, другие – вспомогательными. В педагогических способностях ведущую роль играют коммуникативные свойства личности.

В последнее время в психолого-педагогической литературе с некоторыми вариациями к педагогическим способностям относят такие: коммуникативные — способность к общению, сотрудничеству, кооперации;

дидактические — способность объяснять, передавать знания, обучать;

организаторские — способность включать учащихся в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей;

конструктивные — способность к отбору, композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов;

гностические — способность к познанию и получению удовольствия от процесса познания;

прогностические — способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности;

перцептивные — способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние, способность к эмпатии;

экспрессивные — способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоций, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой.

Наши рекомендации