Материалы для рубежного контроля

Перечень квалификационных заданий и тестов, используемых для контроля текущих и остаточных знаний студентов по дисциплине.

Тестовые задания

1 вариант

Задание №1 (выберите один вариант ответа)

Воспитание как общественное явление - это………………

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) целенаправленная деятельность педагога;

2) процесс формирования правовой культуры и правового поведения;

3) социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта;

4) система совершенствования человека.

Задание №2 (выберите один вариант ответа)

Сущность процесса воспитания состоит в ………………

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) во включении ребенка в разнообразные виды деятельности;

2) в организации учебно-воспитательного процесса;

3) в личностно-деятельностном подходе;

4) в воспитании, осуществляемом путем бесед, нотаций, наставлений.

Задание №3 (выберите один вариант ответа)

К движущим силам процесса воспитания относятся………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) объективные противоречия между обновляющимися потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения;

2) организация педагогически целесообразной деятельности детей по усвоению социального опыта;

3) прикладные рекомендации по реализации того или иного принципа воспитания;

4) относительно законченные элементы воспитательной технологии.

Задание №4 (выберите один вариант ответа)

Национальное своеобразие воспитания заключается в………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) в своеобразии народной культуры и воспитания, природе и истории этноса;

2) в совокупности устойчивых мотивов, ориентирующих поведение личности;

3) в системе сохранения, воспроизводства и пе­редачи этнокультурного опыта новым поколениям.

Задание №5 (выберите один вариант ответа)

Закономерности воспитания - это………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами педагогического процесса;

2) осмысление сложившейся педагогической ситуации;

3) проверенный практикой результат познания действительности;

4) устойчивые, повторяющиеся существенные связи в воспитательном процессе, позволяющие добиваться эффективных результатов в развитии личности.

Задание №6 (выберите один вариант ответа)

Принципы воспитания - это………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) основные положения, на которых базируется государственная политика в области образования;

2) исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания;

3) система исходных, основных требований, определяющая содержание педагогического процесса;

4) система правил, отражающих более частные положения.

Задание №7 (выберите один вариант ответа)

К направлениям воспитания относятся………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) нравственное;

2) программированное;

3) проблемное;

4) дифференцированное.

Задание №8 (выберите один вариант ответа)

Система воспитания - это………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) это формы и методы организации ведущей деятельности;

2) совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами;

3) совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

4) системообразующая деятельность, которая обеспечивает развитие личности школьника.

Задание №9 (выберите один вариант ответа)

Система форм и методов воспитания - это………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) система знаний об основных положениях педагогической теории;

2) упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих воспитательную педагогическую деятельность;

3) общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми;

4) комплекс специальных знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств личности.

Задание №10 (выберите один вариант ответа)

Под формами организации воспитательного процесса понимают………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) способы достижения воспитательных целей;

2) система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников;

3) технологии воспитания;

4) совокупность средств, методов и приемов воспитания.

Задание №11 (выберите один вариант ответа)

Метод воспитания - это………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) совокупность упорядоченных знаний о принципах организации учебно-воспитательного процесса;

2) описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности;

3) способ достижения воспитательной цели в результате упорядоченной педагогической деятельности;

4) совокупность способов и средств целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления.

Задание №12 (выберите один вариант ответа)

К основным направлениям деятельности классного руководителя относится………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) социальная защита;

2) системность и планомерность деятельности;

3) сотрудничество с родителями в достижении вос­питательных результатов;

4) единый подход к планированию вос­питательного процесса.

Задание №13 (выберите один вариант ответа)

Воспитательная система ………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) результат взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой;

2) целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности детей и взрослых;

3) развитие способностей каждого ребенка, раскрытие его индивидуальности;

4) форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс.

Задание №14 (выберите один вариант ответа)

Коллектив -это ………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) реальная или условная социальная общность;

2) форма внешней дифференциации по интересам учащихся;

3) группа высокого уровня развития, имеющая общие цели, совместную деятельность и органы самоуправления;

4) стихийно складывающиеся социальные сообщества.

2 вариант

Задание №1 (выберите несколько вариантов ответа)

Национальное своеобразие воспитания заключается в………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) в системе сохранения, воспроизводства и пе­редачи этнокультурного опыта новым поколениям;

2) в своеобразии народной культуры и воспитания, природе и истории этноса;

3) в формировании культуры межнациональных отношений у учащихся;

4) в определении особенностей воспитания и народной культуры различных этносов;

5) в изучении этнопедагогики.

Задание №2 (выберите несколько вариантов ответа)

К закономерностям воспитания относятся………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) зависимость воспитания от уровня социально-экономического развития общества и его культуры;

2) взаимосвязь воспитания и развития;

3) гуманизация процесса воспитания;

4) воспитание личности происходит только в деятельности и общении;

5) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника;

Задание №3 (выберите несколько вариантов ответа)

Принципы воспитания - это………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) исходные положения, согласно которым строится процесс воспитания;

2) основные представления о том, как практически организовать процесс воспитания;

3) технологии процесса воспитания;

4) основные воспитательные концепции;

5) система исходных, основных требований к воспитанию, определяющая содержание, формы и методы воспитания.

Задание №4(выберите несколько вариантов ответа)

Направления воспитания - это………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) эстетическое;

2) трудовое;

3) физическое;

4) нравственное;

5) экологическое;

6) проблемное.

Задание №5 (выберите несколько вариантов ответа)

Система воспитания - это………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) упорядоченная система форм, методов, средств, приемов воспитания;

2) совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами;

3) создание условий для развития способностей, дарований воспитанников;

4) определение основных направлений воспитания.

Задание №6 (выберите несколько вариантов ответа)

Под формой воспитания понимают………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников;

2) способы существования воспитательного процесса;

3) оболочка внутренней сущности, логики и содержания воспитательного процесса;

4) способ достижения целей воспитания.

Задание №7 (выберите несколько вариантов ответа)

К методам воспитания относятся………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) требование;

2) беседа;

3) наказание;

4) метод «взрыва»;

5) естественных последствий;

6) индуктивные методы.

Задание №8 (выберите несколько вариантов ответа)

К основным направлениям деятельности классного руководителя относится………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) создание благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности;

2) анализ и обобщение воспитатель­ных результатов;

3) планирование воспитательного процесса;

4) диагностика интересов, потребностей, возможно­стей детей;

5) изучение личности обучающегося, его склонно­стей, интересов с целью оказания помощи в са­моразвитии и самоопределении;

6) организация учебного процесса.

Задание №9 (выберите несколько вариантов ответа)

Воспитательная система ………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) представляет совокупность цели, системообразующей деятельности, отношений субъектов и технологий воспитания;

2) форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс;

3) упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих воспитательную педагогическую деятельность;

4) целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности детей и взрослых.

Задание №10 (выберите несколько вариантов ответа)

Коллектив -это ………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) ассоциация с развитыми внутригрупповыми отношениями;

2) стихийно складывающееся социальное сообщество;

3) группа с созданной системой общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности;

4) группа высокого уровня развития, имеющая общие цели, совместную деятельность и органы самоуправления;

5) социальная группа, которая выполняет репродуктивную, воспитательную, социальную и др. социальные функции.

Задание №11 (выберите несколько вариантов ответа)

Принципы организации педагогической деятельности ………….

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) организация коллективной деятельности и общения;

2) системность и планомерность деятельности;

3) мониторинг воспитательных результатов;

4) ориентация педагогической деятельности на интересы, потребности и возможности воспитанника;

5) единый подход к планированию воспитательного процесса.

Вариант 3 (установите соответствие)

Задание №1

Установите соответствие между датами возникновения и названиями авторских воспитательных систем:

1) начало ХХ века;

2) XVIIIв

3) 50-е гг.ХХвека

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

А) коммунарская методика;

В)Школа радости" Витторио де Фельтре;

С) открытие Вальдорфских школ.

Задание №2

Установите соответствие между названиями воспитательных систем и их авторами:

1) С.Курганов;

2) Р.Штайнер;

3) И.Иванов.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

А) Вальдорфские школы В) Школа диалога культур

С) коммунарская методика

Задание №3

Установите соответствие между методами воспитания и группами методов:

1) методы формирования сознания личности;

2) методы организации жизнедеятельности и поведения;

3) методы стимулирования деятельности и поведения.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

А) поручение; В) диспут;

С) требование.

Задание №4

Установите соответствие между стадиями формирования классного коллектива по М.И.Скаткину:

1) укрепление общественного мнения;

2) этап формирования целостности коллектива;

3) сплочение актива коллектива;

4) развитие самоуправления коллектива.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

А) стадия ассоциации; В) стадия кооперации;

С) номинальная стадия; D) стадия автоматизации.

Вариант 4

Восстановить последовательность (ранжирование вариантов ответа на вопрос)

Задание №1

Восстановить последовательность технологии создания воспитательной системы:

а) разработка теоретической концепции;

б) формулировка основных целей и задач;

в) выявление ведущей идеи;

г) конкретизация составляющих системы и механизмов их взаимодействия;

д) определение соответствующих теоретической концепции инновационных педагогических технологий и возможностей их реализации в рамках предполагаемых подструктур.

Задание №2

Восстановить последовательность:

Логика воспитательной работы представляет собой:

а) диагностику;

б) анализ;

в) целеполагание;

г) контроль и оценку;

д) проектирование;

е) организацию;

Задание №3

Восстановить последовательность стадий формирования школьного коллектива по М.И.Скаткину:

а) стадия автоматизации;

б) стадия ассоциации;

в) номинальная стадия;

г) стадия кооперации.

Задание №5

Международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий называется …

Выберите один вариант ответа

· интернационализмом

· толерантностью

· патриотизмом

· глобализацией

Задание № 6

Важнейший принцип воспитания – уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему – был сформулирован …

Выберите один вариант ответа

· Ж. Ж. Руссо

· А. С. Макаренко

· Я. А. Коменским

· А. Дистервегом

Задание № 7

К методам стимулирования поведения и деятельности не относят …

Не менее 2-х вариантов ответов

Выберите один вариант ответа

· поощрение

· приучение

· поручение

· наказание

Задание № 8

Установите соответствия между педагогическими понятиями и их содержанием.
1. Система воспитания
2. Воспитательная система
3. Система воспитательной работы

Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

· совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение социально-культурного опыта, норм, ценностей;

· совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры и логики выполнения социального заказа;

· комплекс целей, единство людей, ведущих деятельность по их достижению, отношений между участниками, окружающая среда, включенная в педагогическую работу, и управленческая деятельность по обеспечению жизнедеятельности системы.

Задание № 9

В соответствии с теорией А. С. Макаренко третья стадия развития детского воспитательного коллектива характеризуется …

Выберите один вариант ответа

· проявлением закона параллельного действия

· созданием условий для личностного развития каждого воспитанника

· ведущей ролью актива в организации деятельности коллектива

· постановкой близких перспектив развития коллектива и их достижением

Задание № 10

Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности является целью …

Выберите один вариант ответа

· интеллектуального воспитания личности

· самоопределения

· обучения

· самообразования

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине

1. Формы воспитания в целостном педагогическом процессе (ЦПП).

2. Актуальные проблемы содержания воспитания в современной школе.

3. Патриотическое воспитание школьников.

4. Проблема формирования Основ Здорового образа жизни как основа воспитательного процесса в российских школах.

5. Социокультурная среда (школы, класса) как средство индивидуального развития школьников.

6. Проблемы гуманизации целостного педагогического процесса.

7. Ученический коллектив как фактор социализации личности в целостном педагогическом процессе.

8. Духовное развитие личности в современной школе.

9. Воспитание как фактор социализации личности.

10. Современные гуманитарные подходы к воспитанию.

11. Современные концепции воспитания.

12. Концепция коллективного воспитания А.С.Макаренко.

13. Развитие идей А.С.Макаренко в советских и постсоветских концепциях воспитания.

14. Закономерности и принципы воспитания.

15. Социализация как результат воспитания.

16. Игра как эффективное средство развития познавательного интереса учащихся.

17. Особенности воспитательной работы с детьми и подростками в условиях Детских Оздоровительных Учреждений.

18. Проектирование индивидуальных и групповых форм воспитания.

19. Педагогически запущенные дети как социальная проблема.

20. Новые информационные технологии в образовании.

21. Проблема воспитания одаренных детей.

22. Деятельность классного руководителя в условиях реализации новых ФГОС в основной школе.

23. Реализация приоритетных направлений воспитания в деятельности классного руководителя (воспитателя).

24. Воспитание и перевоспитание педагогически запущенных детей.

25. Использование игровых технологий в воспитательном процессе в современной школе.

26. Генезис современного воспитания.

27.Школа как воспитательная система.

28. Управление образовательными системами как педагогическая проблема.

29. Теоретические и методологические основы управления образовательными системами.

30. Проблемное обучение.

31. Активные формы обучения в целостном педагогическом процессе (ЦПП).

32. Дифференциация и индивидуализация обучения.

33. Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся.

34. Актуальные проблемы содержания обучения в современной школе.

35. Проблемы гуманизации целостного педагогического процесса.

36. Обучение в целостном педагогическом процессе.

37. Содержание образования как средство обучения и фактор развития личности.

38. Современные концепции обучения.

39. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса.

40. Организационные формы обучения.

41. Учебная деятельность как часть процесса обучения.

42. Современные модели организации обучения.

43. Урок как основная форма организации процесса обучения.

44. Эволюция методов обучения и их классификация.

45. Движущие силы процесса обучения.

46. Дидактические игры как эффективное средство развития познавательного интереса учащихся.

47. Типология и структура урока в современной дидактике.

48. Самостоятельная работа на уроке (на примере организации уроков математики, информатики. физики).

49. Активизация учебно-познавательной деятельности школьников.

50. Самообразование учащихся как средство активизации процесса обучения.

51. Использование ИКТ в современном образовательном процессе.

52. Особенности воспитательной работы с подростками в условиях ДОУ.

53. Проектирование индивидуальных и групповых форм обучения.

54. Самостоятельная работа как средство организации деятельности учащихся.

55. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке.

56. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики.

57. Проблемы неуспеваемости школьников на уроках математики в основной школе.

58. Информационно-коммуникационные технологии в обучении информатике (математике, физики).

59. Новые информационные технологии в образовании.

60. Направления деятельности классного руководителя.

61. Реализация приоритетных направлений воспитания в деятельности классного руководителя (воспитателя) в сфере реализации ФГОС.

62. Воспитание и перевоспитание педагогически запущенных детей.

63. Использование игровых технологий в организации уроков информатики (математики, физики) в основной школе.

64. Генезис современного воспитания.

65. Использование дифференцированного подхода обучения на уроках информатики (математики, физики) в современной школе.

66. Использование элементов проблемного обучения при организации уроков информатики (математики, физики) в основной школе.

67. Формирование у учащихся готовности к самообразованию при организации уроков информатики (математики, физики) в основной школе.

68. Использование ИКТ в организации учебно-воспитательной работы в школе.

69. Внеклассная работа по информатике (математике, физике) как средство воспитания творческой активности учащихся основной школы.

70. Организация внеклассной работы по информатике (математике, физике) в основной школе.

71. Дидактические игры как эффективное средство развития познавательного интереса учащихся 5-6-х классов.

72. Организация уроков информатики (математики, физики) с использованием элементов проблемного обучения в 5-6-х классах средней школы.

73. Проектирование индивидуальных и групповых форм обучения математике с учащимися основной школы.

74. Проблемы неуспеваемости школьников на уроках информатики (математики, физики) в основной школе.

75. Теоретические и методологические основы управления образовательными системами.

76. Формирование культуры межнациональных отношений.

77. Проблема развития школьного самоуправления.

78. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы.

79. Досуговые технологии в деятельности классного руководителя (воспитателя).

80. Культурно-просветительская деятельность классного руководителя (воспитателя).

81. Теоретические и методологические основы управления образовательными системами.

82. По выбору студента.

Практико-ориентированные задания

Задание №1. Составьте тезисы доклада на заседание педсовета на одну предложенных тем:

· Умственное воспитание школьников.

· Гражданское воспитание.

· Правовое воспитание.

· Трудовое воспитание.

· Экономическое воспитание.

· Экологическое воспитание.

· Эстетическое воспитание.

· Физическое воспитание.

· Организация воспитания в условиях школы.

Задание № 2. Составьте план экскурсии для одногрупников: «Знакомство с воспитательной системой школы».

Задание № 3. Составить план беседы по формированию ЗОЖ и борьбе с вредными привычками школьников.

Задание № 4. Составить план проведения классного часа. Тема по выбору студента.

Задание № 5. Составить план классного часа по духовно-нравственной проблематике.

Задание № 6. Используя теоретические знания, полученные на занятиях и в процессе самостоятельной работы, наблюдения во время учебной практики, определите, подобрав аргументы, на какой стадии развития находится коллектив вашей группы.

Задание № 7. Провести сравнительный анализ различных классификаций методов воспитания. Какую использовали бы Вы в своей работе? Аргументируйте.

Задание № 8. Выделить методы, приёмы и средства воспитания, используемые в организации внеклассной работы в образовательной организации.

Задание № 9. Рассмотрите и проанализируйте предложенную картотеку форм воспитания. Дополните предложенную картотеку форм воспитательной работы.

Краеведческая деятельность: турпоходы, экскурсии по родному краю, историческим местам.

Фольклорные экспедиции, посвященные сбору народных песен, пословиц, поговорок, сказок, обрядов, танцев, предметов народного быта, одежды, культуры.

Выпуск устных, рукописных и печатных журналов, радио- и телепередач, знакомящих с культурой народов России и мира.

Встречи с яркими представителями разных национальных культур (поэтами, писателями, учеными, изобретателями).

Театральные постановки легенд, сказок, пьес разных народов.

Недели народной музыки. Участие в национальных певческих праздниках.

Праздники поэзии (в Михайловском, Тарханах, Константинове и др.).

Фольклорные праздники.

Праздники национальной кухни.

Работа интернациональных клубов.

Вечера дружбы.

Работа детских и подростковых объединений и организаций, изучающих историю своего края.

Конкретные социальные проекты, которые сплачивают разные национальности.

Задание №10.

Шестиклассник Миша – единственный ребенок в семье. Дома все вопросы его жизни решают бабушка и мама. В классе он часто невнимателен и необязателен. Последний случай возмутил всех одноклассников: класс долго готовился к школьному конкурсу сказок, роль ведущего – Волшебника – поручили Мише. Он с увлечением репетировал вместе со всеми, но в день выступления не пришел. Участие класса в конкурсе оказалось под угрозой, в спектакле срочно произвели замену. «Бабушку забыл предупредить, чтобы разбудила – вот и проспал!» – смущенно оправдывался Миша на следующий день. Возмущенные одноклассники высказали все, что думали о его поступке. Миша был очень расстроен. На следующий день он подошел к классной руководительнице и молча протянул листок бумаги. На нем было написано «План моего самовоспитания».

Установите последовательность этапов технологии организации самовоспитания.

· организация оценки и самооценки результатов самовоспитания

· практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации

· формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания

· оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления

Задание № 11.

По мнению специалистов, ребенок как читатель формируется в возрасте от десяти до тринадцати лет, когда он уже не задумывается о технике чтения. До десяти лет ребенка нужно всячески поддерживать в чтении, сочетая родительское чтение вслух с самостоятельным чтением произведений. В связи с этим в начальных классах школы был подготовлен и проведен семинар-практикум для родителей по приобщению детей к чтению. На сайте школы был создан специальный раздел «Читаем вместе», в котором родителям предлагали ознакомиться с советами, посвященными детскому чтению, а также содержались материалы о детских поэтах, писателях, иллюстраторах, об интересных книгах, книжных новинках. В конце учебного года был проведен конкурс на лучшую презентацию «Моя любимая книга». Несмотря на то, что активными пользователями сайта были только 65% родителей, а в конкурсе приняли участие около 80% учеников 5-х классов, учителя отметили, что у детей существенно повысился интерес к чтению, произошли позитивные изменения в речевом поведении.

Взаимодействие с родителями в процессе воспитания является важнейшим условием реализации принципа:

· единства воспитательных воздействий

· опоры на положительное в личности воспитанника

· культуросообразности воспитания

· воспитания в коллективе и через коллектив

Задание № 12.

Перед коллективом вновь созданного учебного заведения ставится многолетняя стратегическая цель — создать гимназию для всестороннего развития учащихся с последующей их специализацией в области экономики и менеджмента. Для этого предусматривается:

Организация учебного процесса на межпредметной основе; преподавание вариативных дисциплин по запросам учащихся и их родителей; постепенное внедрение новых, в том числе и вузовских, форм и методов работы с учащимися.

Создание новых учебных программ и совершенствование имеющихся.

Создание учебных кабинетов с соответствующим методическим обеспечением и техническим оснащением.

Организация работы с вузами экономического профиля с целью подключения их к учебному процессу.

Организация развитой опытно-экспериментальной и методической службы, состоящей из методического совета, профильных кафедр, межпредметных методических объединений и творческих групп.

Создание в гимназии психологической службы с целью систематической диагностики способностей и возможностей учащихся.

Дайте ответы на следующие вопросы.

Сколько заместителей нужно иметь директору гимназии для реализации данной программы. Обоснуйте их функциональные обязанности. Найдите место педагогического совета, методических структур и других органов руководства учебным заведением в решении поставленных задач.

Задание № 13.

Посещая уроки молодых учителей, вы, как руководитель учебного заведения, пришли к выводу, что они не умеют дифференцированно работать с учащимися. На их уроках преобладают фронтальные формы обучения. Уровень теоретических лекций гораздо выше уровня практических занятий.

Дайте ответы на следующие вопросы.

Обдумайте ситуацию и решите, что вы предпримите в организационном, методическом и контролирующем плане? Какое место в этом процессе вы отведете работе по обобщению и внедрению передового педагогического опыта? Обоснуйте свои управленческие действия.

Задание № 14.

Можно выделить четыре уровня мотивации подчиненных: – первый уровень – подчиненный действует и докладывает начальнику; – второй уровень – подчиненный спрашивает, что нужно сделать? – третий уровень – подчиненный ждет, чтобы ему сказали, что нужно сделать; – четвертый уровень – подчиненный прячется от начальника. Подчиненным с каким уровнем мотивации вы себя видите? Какие качества личности могут обеспечить вам этот уровень мотивации? В работе руководителя особую роль играет рациональность мышления.Диалектику мыслительного процесса современного российского руководителя можно охарактеризовать следующими чертами: • панорамность мышления (системность, широта, комплексность) и профессиональная предметность (знание деталей и тонкостей управления); • умение понимать, принимать и использовать точки зрения, позиции, мнения, противоположные собственным, и одновременно умение проводить свою принципиальную линию; • противодействие неделовому нажиму сверху без попадания в оппозицию к руководству; • умение не соглашаться, не становясь при этом неприятным; • склонность к новым идеям и достижениям, способность отличить их от прожектерства; • способность рисковать (принимать решения, действовать без уверенности в позитивности последствий этих решений и действий), редкоошибаться с существенным вредом для деятельности учреждения; • предельная тактичность и вежливость в обращении с людьми и жесткая требовательность к любым отклонениям от установленных правилработы; • демократичность, позволяющая не сковывать своим авторитетом мысли и действия подчиненных людей, и одновременно твердость в проведении линии на повышение дисциплины, без которой высокорезультативная работа невозможна. Современный руководитель должен обладать способностью быть разным в различных условиях, чтобы соответствовать требованиям обстановки в процессе управления. Дайте ответы на следующие вопросы. 1. Согласны ли вы с положениями, изложенными выше, или у вас имеются аргументированные возражения по отдельным позициям? В последнем случае подготовьте систему доказательства выдвигаемых вами положений. 2. Чем отличается от идеала ваша собственная организация мышления?Каковы ее особенности? Учитывая, что учитель – руководитель классного коллектива, какие черты современного мышления руководителя вы считаете необходимым активно в себе развивать?

Задание № 15.

В рамках педагогического менеджмента особую роль играет принятие правильных управленческих решений, поскольку от этого зависит успех в деятельности учреждения. В практике встречаются следующие варианты: • руководитель принимает решение и сообщает результат подчиненным, если это необходимо; • руководитель принимает решение и сообщает, почему он его принял; • руководитель принимает решение, но при этом интересуется мнением подчиненных, приветствует их вопросы, получая, таким образом, возможность проверить решение и в случае необходимости внести изменения; • руководитель принимает решение и представляет его группе на доработку; • руководитель излагает суть проблемы, спрашивает, какие будут предложения, и, выслушав их, принимает решения; • руководитель излагает проблему и просит группу принять решение, оставляя за собой право выбора и утверждение варианта; • руководитель излагает проблему и принимает решение группы. Дайте ответ на следующий вопрос. Какой из предложенных вариантов вы считаете предпочтительным? Обоснуйте свою позицию.

Задание № 16.

Важная задача руководителя – максимально задействовать творческий потенциал коллектива. Для этого у него имеется следующий диапазон действий. 1. Предлагать сотрудникам работу, способствующую их общению. 2. Проводить совещания с единомышленниками, советоваться с ними по различным стратегическим и тактическим вопросам. 3. Сохранять неформальные группы в коллективе, не мешающие функционированию школы. 4. Создавать условия для социальной активности работника. 5. Предлагать педагогам более творческую работу. 6. Обеспечивать им обратную связь в соответствии с достигнутыми результатами. 7. Оценивать и поощрять все положительные достижения каждого сотрудника. 8. Привлекать подчиненных к формулировке целей деятельности школы и выработке решений. 9. Делегировать подчиненным часть своих прав и полномочий. 10. Обеспечивать продвижение инициативных подчиненных по служебной лестнице. 11. Организовывать постоянное повышение квалификации педагогов. 12. Открывать для подчиненных возможности развития их потенциала. 13. Предоставлять учителю сложную и ответственную работу, которая требует полной самоотдачи. Дайте ответы на следующие вопросы. 1. Какие действия руководителя по увеличению творческой отдачи в работе подчиненных вы считаете главными и почему? 2. Какие еще меры, по вашему мнению, может предпринимать руководитель, чтобы добиться активности и лучших результатов труда?

Задание № 17.

Специфика педагогического коллектива (преимущественно женский состав, его излишняя эмоциональность) делают школу зоной повышенной конфликтности. Поэтому лучше, если руководителю удается вовремя распознать конфликты и сделать соответствующие выводы. Ситуации, как правило, возникают одни и те же: • дело, над которым работает коллектив, перестает быть общим. Каждый трудится сам по себе. Дружеская помощь оказывается не «в ходу»; • сотрудники перестают доверять друг другу, делиться рабочими и личными планами; • во время разговоров во главу угла ставятся негативные факты. Собеседник скорее выскажет замечание в адрес коллеги, чем тепло отзовется о нем. Как показывает практика, наладить ситуацию можно, если, например, распределять задания не тет-а-тет, а на общем собрании, ввести в практику открытый обмен мн

Наши рекомендации