И своевременное обращение к специалистам-педагогам не всегда при-

Носит нужные плоды. Знания большинства дефектологов в этой обла-

Сти незначительны, полноценно проконсультировать родителей они

Не могут. Лишь определенный круг специалистов знаком с этой про-

Блемой, владея практико-ориентированной диагностикой, —в основ-

Ном это отдельные сотрудники Института коррекционной педагогики

РАО и педагоги связанных с ним экспериментальных школ. Но и в этом

Случае не все родители могут получить конкретные, развернутые пси-

холого-педагогические рекомендации. Подробная, научно обоснован-

Ная и экспериментально проверенная технология обучения создана

Для слепоглухих детей. Категория детей со сложной структурой де-

Фекта столь многообразна, что программы воспитания и обучения

Каждой группы таких детей еще предстоит создавать. В настоящее вре-

Мя большинство таких детей обучается в специальных классах специ-

Альных школ.

В ранней диагностике усиливается значение нейрофизиологиче-

Ских методов объективного исследования. Современная наука и тех-

Ника позволяют достаточно рано, на первом году жизни ребенка, диаг-

Глава 10. Комплексные нарушения 24J.

Ностировать наличие сенсорных нарушений при их средней и боль-

Шей степени выраженности. Так, отсутствие речи у 2-3-летнего сла-

Бовидящего ребенка может побудить к выдвижению гипотезы о за-

Держке психического развития ребенка как первопричине отсутствия

У него речи. Однако обнаружение тугоухости у этого ребенка при од-

Норазовом электрофизиологическом исследовании позволяет назвать

Другую, более вероятную причину, приводящую к задержке формиро-

Вания речи у ребенка, и соответственно указать совсем другие сред-

Ства компенсации.

Существенные сложности содержит в себе психологическое иссле-

Дование в целях ранней диагностики. Значительные трудности возни-

Кают при квалификации отклонений в умственном и эмоциональном

Развитии ребенка и выяснении их причин, кроющихся либо в социаль-

Но-педагогических условиях (условиях раннего воспитания в семье),

Либо в биологических предпосылках, связанных со структурой дефек-

Та, либо и в том и в другом.

Важное значение имеет медико-генетическое исследование, посколь-

Ку подавляющее большинство сложных нарушений связано с действием

Генетического фактора. Принципиально важно, что выявление син-

Дромальных форм позволяет во многих случаях иметь прогноз возмож-

Ного развития или инволюции имеющихся физических и психических

Функций. Так, своевременное установление одной из форм синдрома

Ушера у глухого ребенка позволяет заблаговременно поставить зада-

Чу постепенно подготовить ребенка к будущей потере зрения: обучить

Его осязательному чтению рельефно-точечных текстов по системе Брай-

Ля, полезным приемам перцептивной деятельности в новых для под-

Ростка условиях восприятия, подготовить психологически к новому

Состоянию зрения и т. д.

*

Задачи психолого-педагогического

Сопровождения развития ребенка

Со сложным дефектом

Общей закономерностью, свойственной развитию детей со сложны-

Ми дефектами, является особая отягощенность условий раннего раз-

Вития ребенка. Наличие не одного, а двух, а то и более первичных на-

Рушений чрезвычайно обедняет контакт ребенка с внешним миром, он

Попадает в условия огромной депривации (сенсорной, материнской,

Культурной) и в сенситивный период становления и развития основ-

Ных психических функций терпит значительный ущерб. Это ведет

Основы специальной педагогики и психологии

К недоразвитию как отдельных функций (предметные действия, фор-

Мирование образов предметов, пространственная ориентировка и ис-

Торика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми и обще-

Ние), так и к общей задержке психического развития. Положение

Усугубляется тем, что материальная и социальная среда, как правило,

Остаются мало приспособленными к особенностям познавательной де-

Ятельности такого ребенка.

В дальнейшем, когда в конце концов ребенок попадает в необходи-

Мую для него специфическую среду, активно стимулирующую его раз-

Витие, обнаруживается, что его стартовая позиция хуже, чем у других

Детей с аномальным развитием.

Таким образом, оказывается, что по отношению к ребенку со слож-

Наши рекомендации