И своевременное обращение к специалистам-педагогам не всегда при-
Носит нужные плоды. Знания большинства дефектологов в этой обла-
Сти незначительны, полноценно проконсультировать родителей они
Не могут. Лишь определенный круг специалистов знаком с этой про-
Блемой, владея практико-ориентированной диагностикой, —в основ-
Ном это отдельные сотрудники Института коррекционной педагогики
РАО и педагоги связанных с ним экспериментальных школ. Но и в этом
Случае не все родители могут получить конкретные, развернутые пси-
холого-педагогические рекомендации. Подробная, научно обоснован-
Ная и экспериментально проверенная технология обучения создана
Для слепоглухих детей. Категория детей со сложной структурой де-
Фекта столь многообразна, что программы воспитания и обучения
Каждой группы таких детей еще предстоит создавать. В настоящее вре-
Мя большинство таких детей обучается в специальных классах специ-
Альных школ.
В ранней диагностике усиливается значение нейрофизиологиче-
Ских методов объективного исследования. Современная наука и тех-
Ника позволяют достаточно рано, на первом году жизни ребенка, диаг-
Глава 10. Комплексные нарушения 24J.
Ностировать наличие сенсорных нарушений при их средней и боль-
Шей степени выраженности. Так, отсутствие речи у 2-3-летнего сла-
Бовидящего ребенка может побудить к выдвижению гипотезы о за-
Держке психического развития ребенка как первопричине отсутствия
У него речи. Однако обнаружение тугоухости у этого ребенка при од-
Норазовом электрофизиологическом исследовании позволяет назвать
Другую, более вероятную причину, приводящую к задержке формиро-
Вания речи у ребенка, и соответственно указать совсем другие сред-
Ства компенсации.
Существенные сложности содержит в себе психологическое иссле-
Дование в целях ранней диагностики. Значительные трудности возни-
Кают при квалификации отклонений в умственном и эмоциональном
Развитии ребенка и выяснении их причин, кроющихся либо в социаль-
Но-педагогических условиях (условиях раннего воспитания в семье),
Либо в биологических предпосылках, связанных со структурой дефек-
Та, либо и в том и в другом.
Важное значение имеет медико-генетическое исследование, посколь-
Ку подавляющее большинство сложных нарушений связано с действием
Генетического фактора. Принципиально важно, что выявление син-
Дромальных форм позволяет во многих случаях иметь прогноз возмож-
Ного развития или инволюции имеющихся физических и психических
Функций. Так, своевременное установление одной из форм синдрома
Ушера у глухого ребенка позволяет заблаговременно поставить зада-
Чу постепенно подготовить ребенка к будущей потере зрения: обучить
Его осязательному чтению рельефно-точечных текстов по системе Брай-
Ля, полезным приемам перцептивной деятельности в новых для под-
Ростка условиях восприятия, подготовить психологически к новому
Состоянию зрения и т. д.
*
Задачи психолого-педагогического
Сопровождения развития ребенка
Со сложным дефектом
Общей закономерностью, свойственной развитию детей со сложны-
Ми дефектами, является особая отягощенность условий раннего раз-
Вития ребенка. Наличие не одного, а двух, а то и более первичных на-
Рушений чрезвычайно обедняет контакт ребенка с внешним миром, он
Попадает в условия огромной депривации (сенсорной, материнской,
Культурной) и в сенситивный период становления и развития основ-
Ных психических функций терпит значительный ущерб. Это ведет
Основы специальной педагогики и психологии
К недоразвитию как отдельных функций (предметные действия, фор-
Мирование образов предметов, пространственная ориентировка и ис-
Торика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми и обще-
Ние), так и к общей задержке психического развития. Положение
Усугубляется тем, что материальная и социальная среда, как правило,
Остаются мало приспособленными к особенностям познавательной де-
Ятельности такого ребенка.
В дальнейшем, когда в конце концов ребенок попадает в необходи-
Мую для него специфическую среду, активно стимулирующую его раз-
Витие, обнаруживается, что его стартовая позиция хуже, чем у других
Детей с аномальным развитием.
Таким образом, оказывается, что по отношению к ребенку со слож-