Ванном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или
В их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не
Полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор
артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков)
Или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вслед-
Ствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу
Составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами
Артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нару-
Шения произношения рассматриваются либо как следствие несфор-
Мированности операций различения и узнавания фонем (дефекты
Восприятия), либо как несформированность операций отбора и реа-
Лизации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий
Реализации звуков.
При анатомических дефектах нарушения носят органический ха-
Рактер, а при их отсутствии —функциональный. Нарушение возника-
Ет обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматиче-
Ского повреждения периферического аппарата —в любом возрасте.
Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них
имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и та-
Кие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько
звеньев сложного механизма фонационного оформления высказыва-
Ния. К таким относятся ринолалия и дизартрия.
Глава 8. Логопедия и логопсихология V79
Ринолалия —нарушения тембра голоса и звукопроизношения,
Обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппа-
Рата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия. Проявляется
В патологическом изменении тембра голоса, который оказывается
Избыточно назализованным, вследствие того что голосовыдыхатель-
Ная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа
И в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное
Произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии).
При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения,
Речь при ринолалии малоразборчива (невнятная), монотонная. В оте-
Чественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обус-
Ловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатоми-
Ческими нарушениями артикуляторного аппарата. В ряде зарубежных
работ такие нарушения обозначаются термином ≪палатолалия≫ (от
Лэсс.раЫит —нёбо). Все остальные случаи назализованного произно-
Шения звуков, обусловленные функциональными или органическими
Нарушениями различной локализации, в этих работах называют ри-
Нолалией. В отечественных работах явления назализованного произ-
Ношения без грубых артикуляционных нарушений относят к рино-
Фонии.
До недавнего времени ринолалию определяли как одну из форм
Механической дислалии. Учитывая специфику нарушения, необходи-
мо ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.
Дизартрия —нарушение произносительной стороны речи, обус-
Ловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного меха-
низма фонационного оформления высказывания, следствием чего яв-
Ляются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические
Дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявля-
Ющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи.
В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимуществен-
Но в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой
Форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.
Дизартрия является следствием органического нарушения централь-
Ного характера, приводящего к двигательным расстройствам. По лока-
Лизации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По
Тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.
Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного
Церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе разви-
Тия ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболе-
Ваний.
Основы специальной педагогики и психологии
II. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформ-
Ления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.
Алалия —отсутствие или недоразвитие речи вследствие органи-
Ческого поражения речевых зон коры головного мозга во внутриут-