Достаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, сво-

Его домашнего адреса.

Рисунок человека на уровне ≪головонога≫. Счет недоступен. Реак-

Ция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к до-

Стижениям неразвита, самооценка не сформирована.

Какой тип нарушенного психического развития отмечается в дан-

Ном случае?

Возможно ли обучение в обычной школе?

К какому специалисту следует направить ребенка?

Задача 4. Таня В., 7 лет. Обратилась мама с девочкой с целью опре-

Деления школьной готовности. Со слов мамы известно, что девочка

Родилась в срок, в течение первого года жизни развивалась успешно,

Своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные слова появились

В 1 год и 3 месяца, фразовая речь —к 3 годам. На помещение в детский

Сад была сильная стрессовая реакция, девочка плакала, не спала, ни

С кем не общалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из сади-

Ка и до 7 лет воспитывалась дома.

Сейчас Таня знает буквы, счет в пределах 10 пересчетом, несколько

Отстает в росте и весе от сверстников. При обследовании девочка с тру-

Дом привлекается к выполнению заданий, ходит по кабинету, играет

Игрушками.

Объем и переключаемость внимания —в норме, произвольная кон-

Центрация затруднена. Интеллект —в границах возрастной нормы, но

испытуемая не может самостоятельно заметить ошибки в выполнении

Заданий. Отмечается несформированность понятия числа, затрудне-

Ние фонематического анализа и синтеза. Задания воспринимаются

Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 109

При предъявлении их в игровой форме: оценкой своей успешности де-

Вочка не интересуется, на поощрение реагирует слабо. В тесте на креа-

тивность вопросы предметно-познавательные, бытовые: ≪Сколько сто-

ит "Спикере"?≫ Эмоции живые, лабильные, самооценка завышена,

Слабо дифференцирована.

Какой тип нарушения психического развития у Тани?

Консультация каких специалистов желательна?

Задача 5. Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициа-

Тиве классного руководителя. Со слов учителя известно, что ребенок

Учится крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, про-

Гуливает, на уроке отвлекается, мешает другим заниматься. Часто при-

Носит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка

В течение первых 2-х лет жизни было сотрясение мозга, он перенес тя-

Желую форму кори. При патопсихологическом обследовании испы-

туемый особого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с

Ними. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны.

Отмечается истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое

Запоминание затруднено; ассоциативное —несколько лучше. При об-

Следовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: вы-

Полнение вербальных тестов на уровне нижней границы нормы, невер-

Бальных —успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная

Способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точ-

Ной координации движений, фон настроения неустойчивый, выражена

Двигательная расторможенность. Оказание помощи и поощрение улуч-

Шают результаты. Самооценка низкая, выраженная уверенность в не-

Гативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы

Развиты слабо, отмечается умеренная школьная тревожность.

Какой тип нарушений психического развития отмечается?

В чем состоит первичный дефект и вторичные личностные ре-

Акции?

Задача 6. Толя А., 14 лет. Испытуемый направлен на судебно-пси-

хологическую экспертизу с целью определения соответствия возрасту.

Из материалов уголовного дела известно, что испытуемый обвиняет-

Ся в краже из ларька, совершенной в группе с более старшими подрост-

Ками. В школьной характеристике указано, что Толя дублировал 1-й

И 2-й класс, не успевает по нескольким предметам, часто прогуливает

Занятия. Физическое развитие замедлено, рост и вес ниже нормы, по-

Ловое созревание не началось. При патопсихологическом обследова-

Нии отмечается, что внимание испытуемого неустойчиво, отношение

к заданиям избирательное.

Основы специальной педагогики и психологии

Работоспособность неравномерная, отмечаются кратковременные

Фазовые колебания внимания. Механическое запоминание успешно.

Доступно выполнение исключений, обобщений, аналогий. Невербаль-

Наши рекомендации