Достаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, сво-
Его домашнего адреса.
Рисунок человека на уровне ≪головонога≫. Счет недоступен. Реак-
Ция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к до-
Стижениям неразвита, самооценка не сформирована.
Какой тип нарушенного психического развития отмечается в дан-
Ном случае?
Возможно ли обучение в обычной школе?
К какому специалисту следует направить ребенка?
Задача 4. Таня В., 7 лет. Обратилась мама с девочкой с целью опре-
Деления школьной готовности. Со слов мамы известно, что девочка
Родилась в срок, в течение первого года жизни развивалась успешно,
Своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные слова появились
В 1 год и 3 месяца, фразовая речь —к 3 годам. На помещение в детский
Сад была сильная стрессовая реакция, девочка плакала, не спала, ни
С кем не общалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из сади-
Ка и до 7 лет воспитывалась дома.
Сейчас Таня знает буквы, счет в пределах 10 пересчетом, несколько
Отстает в росте и весе от сверстников. При обследовании девочка с тру-
Дом привлекается к выполнению заданий, ходит по кабинету, играет
Игрушками.
Объем и переключаемость внимания —в норме, произвольная кон-
Центрация затруднена. Интеллект —в границах возрастной нормы, но
испытуемая не может самостоятельно заметить ошибки в выполнении
Заданий. Отмечается несформированность понятия числа, затрудне-
Ние фонематического анализа и синтеза. Задания воспринимаются
Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 109
При предъявлении их в игровой форме: оценкой своей успешности де-
Вочка не интересуется, на поощрение реагирует слабо. В тесте на креа-
тивность вопросы предметно-познавательные, бытовые: ≪Сколько сто-
ит "Спикере"?≫ Эмоции живые, лабильные, самооценка завышена,
Слабо дифференцирована.
Какой тип нарушения психического развития у Тани?
Консультация каких специалистов желательна?
Задача 5. Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициа-
Тиве классного руководителя. Со слов учителя известно, что ребенок
Учится крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, про-
Гуливает, на уроке отвлекается, мешает другим заниматься. Часто при-
Носит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка
В течение первых 2-х лет жизни было сотрясение мозга, он перенес тя-
Желую форму кори. При патопсихологическом обследовании испы-
туемый особого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с
Ними. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны.
Отмечается истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое
Запоминание затруднено; ассоциативное —несколько лучше. При об-
Следовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: вы-
Полнение вербальных тестов на уровне нижней границы нормы, невер-
Бальных —успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная
Способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точ-
Ной координации движений, фон настроения неустойчивый, выражена
Двигательная расторможенность. Оказание помощи и поощрение улуч-
Шают результаты. Самооценка низкая, выраженная уверенность в не-
Гативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы
Развиты слабо, отмечается умеренная школьная тревожность.
Какой тип нарушений психического развития отмечается?
В чем состоит первичный дефект и вторичные личностные ре-
Акции?
Задача 6. Толя А., 14 лет. Испытуемый направлен на судебно-пси-
хологическую экспертизу с целью определения соответствия возрасту.
Из материалов уголовного дела известно, что испытуемый обвиняет-
Ся в краже из ларька, совершенной в группе с более старшими подрост-
Ками. В школьной характеристике указано, что Толя дублировал 1-й
И 2-й класс, не успевает по нескольким предметам, часто прогуливает
Занятия. Физическое развитие замедлено, рост и вес ниже нормы, по-
Ловое созревание не началось. При патопсихологическом обследова-
Нии отмечается, что внимание испытуемого неустойчиво, отношение
к заданиям избирательное.
Основы специальной педагогики и психологии
Работоспособность неравномерная, отмечаются кратковременные
Фазовые колебания внимания. Механическое запоминание успешно.
Доступно выполнение исключений, обобщений, аналогий. Невербаль-