Семинар 20. Теория и практика социального воспитания

В России после Октябрьской революции

Вопросы:

1. Развитие теории общественного воспитания подрастающего поколения с позиций классового подхода.

2. Общественно-педагогическое движение за всеобщее образование.

3. Усиление социальной функции образования.

4. Трактовка воспитания как социального явления идейно-политической направленности.

5. Взгляды Н.К. Крупской и А.В. Луначарского на цели и содержание социального воспитания в условиях социалистического государства.

Литература

Обязательная

1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.–М.: Академия, 2005. С. 162-173, 199-201.

2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 347 - 352.

Дополнительная

1. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебное пособие/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М: Академия, 2000. - С. 209 – 217.

2. История педагогики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. Часть II. - С. 266 - 277.

Семинар 21. Развитие идеи социального воспитания

В России в 20-е – 30-е гг.

Вопросы:

1. Развитие в педагогической деятельности С.Т. Шацкого идеи о социальной среде как факторе воспитания детей.

2. Разработка методики формирования детского коллектива как средства социального воспитания нового человека в трудах А.С. Макаренко.

3. Включение подростков в творческую деятельность по созданию демократического сообщества как способ формирования социально активной личности в опыте В.Н. Сороки-Росинского.

4. Влияние педологии на социальную педагогику. Представления П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.П. Кащенко о развитии и социальном воспитании детей.

Литература

Обязательная

1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.– М.: Академия, 2005. С. 173-187, 201-211.

2. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. В кн.: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С.440-456.

3. Василькова Ю.В. и др. Социальная педагогика. М., 2000. Лекции 12, 14.

4. Выготский Л.С. Педология школьного возраста. В кн.: История социальной педагогики / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С.457-466.

5. Кащенко В.П. Недостатки характера у детей и подростков. В кн.: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 467-475.

6. Макаренко А.С. Цель воспитания. Что значит воспитать ребенка. Методика организации воспитательного процесса. В кн.: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 476-492.

8. Сорока-Росинский В.Н. Детский дом. От принудительности к добровольчеству. В кн.: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 422-439.

9. Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы. В кн.: История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 405-421.

дополнительная

1. Белых, В., Пантелеев А. Республика «Шкид» [Текст] / В. Белых, А. Пантелеев. - М., 1967. – 123 с.

2. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма [Текст] / А.С. Макаренко. - М., 1998. – 212 с.

3. Шацкий, С.Т. Работа для будущего [Текст] / С.Т. Шацкий. - М., 1990. -234 с.

Семинар 22. Социальное воспитание детей и подростков

В России 40-х – 50х гг.

Вопросы:

1. Влияние социально-экономических проблем общества военного и послевоенного периода на воспитание и образование.

2. Постановка социальных задач в воспитательной работе с детьми в школе и внешкольных учреждениях.

3. Социально-педагогическая направленность методики коммунарского воспитания И.П. Иванова.

4. Исследование аспектов социального воспитания детей и подростков в трудах и практической деятельности В.А. Сухомлинского.

5. Углубленная разработка проблем организации и воспитания детского коллектива в работах Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой.

6. «Примерной программы воспитательной работы в школе» (Н.И. Болдырев, И.С. Марьенко).

Литература

Обязательная

1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.–М.: Академия, 2005. С. 189-198, 205, 209-210.

2. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебное пособие/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М: Академия, 2000. - Лекции 12 - 14.

3. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 501-522.

дополнительная

1. Джуринский, А.Н. Воспитание в России и за рубежом [Текст] / А.Н. Джуринский. – М., 2003. – 245 с.

2. Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов [Текст] / И.П. Иванов. – М., 1982. – 76 с.

3. История педагогики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. Часть II. - С. 297-301.

4. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива [Текст] / Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 1980. – 132 с.

5. Примерная программа воспитательной работы в школе [Текст] / Под ред. Н.И. Болдырева, И.С. Марьенко. – М.: Просвещение, 1978. - 198 с.

Раздел YII.Возрождение социальной педагогики в России в конце ХХ века

Наши рекомендации