О том, что сейчас предлагают для обучения в арматурной отрасли
Мы уже упоминали самообучение, как правило, вынужденное. Из-за отсутствия специализированных курсов в ВУЗах и институтах повышения квалификации (не считая некоторой попытки НПАА) компании пытаются найти наставников в рядах собственных специалистов и организовать собственные курсы.
Некоторое подобие решения проблем находится в создании собственных специализированных учебных центров и корпоративных школ. Иногда сотрудников отправляют на семинары и конференции. Но все это фрагментарно, разорвано, отвечает только внутренним целям участников отдельных конференций или семинаров, поскольку на них представляются некоторые решения, которые носят частный и даже случайный характер.
Из других способов - это формирование альянсов с близлежащими институтами и политехническими школами, которые в основном дают представления в рамках 2-3-го курса института или предлагают основы обучения для рабочих. Иногда есть отдельные курсы в отраслевых институтах, учащих только по одной конкретной теме, например, энергетической арматуре, что полезно только для эксплуатационных подразделений энергостанций, но не для инжиниринговых фирм и компаний, специализирующихся на арматуре.
Использование форумов на известных порталах стало еще одним способом обучения. Но что это? Так ли это эффективно, когда нет тех общих системных понятий, от которых можно оттолкнуться в обучении? Например, то, что в западных компаниях называют клапаном, у нас относится лишь к одному частному типу арматуры. Да и поможет ли для системного обучения задавание вопросов и получение ответов от "слесарей всея Руси?"
Об электронных курсах
На кого рассчитаны такие курсы? Этот вопрос возник в связи со странным, но все более входящим в моду желанием руководителей по персоналу иметь такие курсы. Давайте сначала спросим себя: какой материал нам нужен? Нужны ли нам красивые картинки - слайды, нужен ли материал, который может понять даже студент? Если да, то можно сказать, что только студент и будет иметь желание понять такой материал. В обучении взрослых такие методы не подходят. Этому нас учит андрагогика - наука об обучении взрослых.
Рис. 3. Пример обучения специалистов по промышленной арматуре по разделу "Типы трубопроводной арматуры". В качестве "понятного" примера приведена печная заслонка
Нужен ли взрослым людям излишний упор на тесты и контроль, так характерный для электронных курсов, и который приводит только к зубрежке. Но нужно ли это взрослому человеку, который уже умеет находить все в справочниках? Зачем эти детские игры? Не лучше ли развивать рефлексию, учить задавать вопросы, опираясь на самостоятельно создаваемые принципы формирования своей образовательной траектории и систематизации собственных знаний, идущих от практики? В ВУЗах, где царствуют стандарты простого позитивного знания, т.е. простого набора знаний, а не умения интегративно видеть и решать задачи, это важно, а в жизни и при выполнении конкретной работы, где нужно искать решения, задавать вопросы и на этой основе уметь решать производственные задачи, уметь оценивать работу других, из моря информации выводить и находить важные для себя знания, это не имеет никакого значения.
В электронных курсах стремятся создать основу для безличного обучения, увеличить его массовость, вместо того, чтобы предложить специалисту насыщенные содержательные данные и информацию. Вместо безличности и массовости личное участие тьютора помогло бы будущему профессионалу создать полноценную картину знания на системной основе с теми приоритетами, которые нужны ему в практической деятельности. В этом случае из ваших специалистов рождаются наиболее сильные профессионалы.
Наш ответ - вместо "веселых говорящих картинок" электронных курсов нужно создавать развернутые учебные пособия, которые могут стать справочниками, основой для анализа вашей ситуации, благодаря приведенным в пособиях кейсам, конспект которых Вы будете использовать еще долгое время. Это не "мурзилка", не анимационный сборник "мультексов", и не "веселые картинки", как на слайдах, которые, если не успел записать, то и не понял. Только содержательный текст с богатым графическим материалом, иллюстрациями с детальными описаниями и справочными данными, оформленный для самостоятельного глубокого восприятия и изучения, даст твердую основу для Ваших знаний. Это должно стать опорным материалом будущего профессионала на большую часть практической деятельности. Электронные курсы, понимаемые как набор озвученных слайдов, этому не соответствуют, и, возможно, хороши только для совсем уж начинающих...
Что лучше?
Что хотят узнать на курсах для молодых специалистов по трубопроводной арматуре? Узнать, кто что делает, сравнить себя с конкурентами, найти плодотворные идеи или перспективные решения, узнать о том, что не пишут в публикациях и журналах и пр. Однако, если нет устойчивого взгляда и системного видения того, на каком уровне находятся современные знания по арматуре, то и определить сегодняшнее состояние дел в этой области становится невозможным. если, конечно, Вы не гений...
Настоящее образование достаточно дорого, особенно если приходится куда-нибудь отправлять сотрудника на учебу. Поэтому используют кратковременное обучение, а иногда учат только одного, и потом он обязан передать полученные материалы нескольким сотрудникам. Или в крайнем случае переходят к обучению у нанятых в ближайших институтах спецов по общим вопросам. При этом уровень специализации будет невысок, а собственной школы в компании, на основе которой могли бы быть найдены более сильные решения, и в дальнейшем развернуты инструменты управления знаниями, при этом не зарождаются.
Так что же лучше? Долговременное развитие специалистов компании, повышение их знаний и профессионализма на этой основе или отбор на основе их выживания, перехватывания друг у друга заказов и использования всего лишь менеджеров - однодневок? Не выполнил план - до свидания. Нет эффективности - до свидания. Этим страдают все начальники, и особенно глубоко это сидит в головах менеджеров по персоналу. По нашему мнению, лучше опираться на сотрудников, которые много учились и готовы отдавать свои знания в виде прибыли своей компании. При этом управлять знаниями - дело компании.
Как учесть практику?
Наверное понятно, что эффективность обучения максимальна, только тогда, когда обучение делается на основе собственной практики. Если нет практики, то нет и применения знаний и нет общего эффекта, включая и экономический от использования полученных знаний. В этом плане мы хотим отметить, что деятельность, например, менеджеров по продажам арматуры связана с двумя большими блоками: проектными продажами и текущими продажами, к которым можно отнести и продажи запчастей. Однако, в предлагаемых сейчас на рынке образовательных услуг курсах это практически никак не учитывается.