Никогда не позволяйте ребенку быть неактивным

Вы видели, как горды дети, когда они поют. Для них это серьезно. Они делают нечто весьма ценное. Всю жизнь они потом будут вспоминать, как они пели перед публикой. Для вас это, может быть, ничего не значит, но для них это событие; если вы войдете в сердце этих детей, то увидите, что это событие. И вы теперь должны их поддерживать — говорить им, что это было великолепно, что у нас есть потребность их слушать, и что они должны научиться петь еще и другие песни.

Надо пробуждать в детях желание показать себя наиболее способным в той или иной сфере деятельности. Это наилучшее средство помешать им делать какие-то глупости, терять время, разбазаривая его направо и налево. Никогда не надо позволять детям быть неактивными. Часто для того, чтобы потребовать от ребенка оставаться спокойным, ему говорят: «Будь мудрым». Но зачем путать мудрость и неподвижность? Не двигаться, ничего не делать — это и есть мудрость? И не удивляйтесь потом, если ребенок начинает ненавидеть мудрость, так как в его голове она связана с неподвижностью, а он такой динамичный! Впрочем, лучше не требовать от ребенка, чтобы он не двигался, а надо всегда давать ему что-то делать, занимать его.

Вот почему родители должны принять, что их дети немного утомляются, делая то, что от них требуют в школе или где-то в другом месте. У детей такие ресурсы, такая сопротивляемость, что они тут же забывают об этой усталости. С каждым подобным усилием формируется их характер, и это должно радовать их отцов и матерей. Но если они говорят наоборот: «О, бедный, не надо его заставлять уставать», и стараются чтобы он избежал малейших усилий, то делают его слабым, ленивым, неспособным, эгоистом. Вот она любовь и педагогическая концепция взрослых! Посмотрите, разве ребята, взбирающиеся на Скалу, чтобы присутствовать на восходе солнца, жалуются на усталость? Разве они несчастливы, если им не дают оставаться в постели? Нет, они счастливы, посмотрите на них! Родители должны признать, что они часто под предлогом не допускать перегрузки детей поддерживают их слабости. Они должны изменить свое поведение, иначе будут потом страдать всю свою жизнь, ибо сделали из своих детей капризных эгоистов.

Я знаю многих родителей, совершивших эту ошибку и рвущих теперь на себе волосы. Я им говорю: " Это ваша беда. Очень рано надо учить детей вам помогать: помыть тарелки, разложить на столе приборы, выполнять некоторые простые задачи. Конечно, большинство работ для них трудно выполнимы: у них недостаточно для этого ни сил, ни способностей. Но можно самим выполнять эти работы так, чтобы дети это видели и говорить им: «Попозже ты будешь это тоже делать». А пока есть много маленьких услуг, которые они могут уже выполнить. Только родители не дают им возможности это сделать, так как им кажется более легким самим все это побыстрее выполнить, чем показывать детям, как это делать и наблюдать за ними. Но это не лучший метод воспитания, так как позже дети уже не хотят делать то, что они должны были бы научиться делать, когда они были совсем маленькими: их способности не были востребованы вовремя — достаточно рано. Теперь родители напрасно будут говорить: «Сделай это, надо сделать то…» Ребенок не захочет, потому что будет слишком поздно.

Есть хорошие привычки, которые надо прививать детям, когда они еще очень маленькие, и потом эти привычки их не покинут. Однажды я встретил человека несколько раз побывавшего в тюрьме за воровство, и он мне признался, что даже в тюрьме утром и вечером он молился: это была привычка, привитая ему отцом, когда он был маленький, и он уже не мог больше от нее избавиться. Я его спросил: " Вы молились утром и вечером и продолжали воровать? — А, это совсем другое». Для него молиться и воровать оказалось вполне совместимым. Очевидно, было бы предпочтительнее, чтобы отец привил ему также привычку не воровать!

Люди не отдают себе отчет в том, что такое сила привычки. Если ребенок привык, что родители уступают его капризам, то это конец; позже, когда он будет совершать какие-то ошибки, и даже сознавать это, он будет продолжать желать, чтобы ему уступали. И тогда уже будет очень поздно все это изменить. Ребенок, которого всегда нежили, баловали, всегда будет требовать, чтобы по отношению к нему вели себя, как и раньше. К сожалению, в этот момент уже только одна сила будет способна его воспитать: только жизнь, ибо жизнь безжалостна. И когда ребенок пострадает, он исправится. Но сколько бесполезных страданий готовят своим детям родители, не зная каким образом противостоять детским капризам!

Вот почему я часто говорю родителям: «Внимание и внимание. Ваша доброта — в реальности это только слабость и невежество… Затем вы будете плакать, потому что именно вы будете первыми жертвами вашей глупой доброты.» Сколько родителей приходили ко мне, чтобы пожаловаться на поведение их детей! Я был вынужден сказать, что это они виноваты во всем, и очевидно они меня не понимали. Не надо быть слабыми с детьми, потому что затем эти дети испортятся, и это не будет их ошибкой, их недостатком. Если никто не показывает ребенку, что существуют правила, которые необходимо уважать, и если когда он еще очень маленький, он получил впечатление, что все должны склоняться перед его капризами, то как же вы хотите, чтобы затем он подчинялся, слушался делающего ему маленький выговор или замечание? Он не подчинится, не послушается, и это нормально. Он захочет всем бравировать, все потерять, даже разрушить, но только не подчиниться, ибо ранее приобрел такие привычки, и это не его вина. Итак, когда родители отдают себе отчет в том, что их плохая манера воспитания ребенка испортила его характер, им остается только молиться Небу, чтобы духи мудрости преподали ему урок, который заставит его поразмышлять. Ребенок поплачет немного, но поймет и только таким образом, после нескольких маленьких и хороших уроков он будет спасен. Я достаточно понаблюдал и часто видел, что именно доброта, глупая доброта порождает детские пороки. Доброта — это восхитительно, но при условии, что она на службе у мудрости.

Однажды я оказался в семье богатых людей с хорошим положением в обществе. Они были очень озабочены, так как их единственный сын доставлял им много хлопот. Они его лелеяли, давали ему много денег, и он, конечно, забавлялся и пренебрегал учением. Я хотел им помочь и сказал: «Хотите вы спасти вашего сына? Прежде всего надо, чтобы вы поняли, что он неспособен к учению. Если бы я был на вашем месте, я бы послал его в качестве ученика в гараж, к требовательному хозяину, который вынудит его работать, и я прекратил бы давать ему деньги, так как ваша обеспеченность способствует его развитию только с плохой стороны». Я им объяснял все это долго, но они меня не поняли и даже рассердились на меня за мой совет, так как они чувствовали себя униженными моей идеей сделать из их сына рабочего, тогда как они надеялись создать своему сыну блестящую жизненную ситуацию. Они ко мне не прислушались и продолжали посылать своего сына в лучшие школы Франции и за рубеж, чтобы дать ему лучших профессоров, и продолжали баловать его деньгами и подарками.

Через несколько лет ситуация стала столь катастрофической, что они вспомнили о моем совете по поводу гаража. Но какой сюрприз для меня! Я им посоветовал послать их сына в гараж в качестве ученика, а они вместо этого купили ему самый большой, самый современный и дорогой гараж, какой они только могли найти. Конечно, жизнь не подготовила этого ребенка быть хозяином гаража, и произошло то, что только и должно было произойти:

через некоторое время он прогорел, и они потеряли громадную сумму денег. Я не буду вам рассказывать продолжение этой истории о родителях, подготовивших своему сыну несчастье в результате своей слабости и глупой любви.

И сегодня родители не осмеливаются использовать методы, закаливающие характер детей. Они продолжают твердить: " Не надо, чтобы он страдал. Пусть он имеет все, что хочет.» И, конечно, они портят своих детей этой слабостью. Потом они не смогут уже ничего получить от своих детей, они увидят пред собой палачей, которые накажут их, преподав родителям мучительные уроки в результате их плохой педагогической концепции.

Но родители не верят мне, они думают, что я жесток. Но я не жесток, я знаю некие маленькие законы… На самом деле это великие законы. В прошлом таким образом многие люди воспитывали своих детей, так как короли всегда имели в своем дворце мудрецов-советников. Вот, например, совет, который могли бы дать эти мудрецы: «Ваше величество, у вас сын, которому судьбой предназначено царствовать. Но будет ли он справедливым, честным, беспристрастным? Вот что вы должны сделать: прежде чем ваш сын узнает, что он принц и что в будущем он должен наследовать ваш троп, пошлите его в бедную семью, чтобы он видел, как страдают и как борются люди, как они работают, чтобы заработать маленький кусочек хлеба. И когда он вернется и взойдет на трон, он будет управлять со всей справедливостью, с милосердием, с состраданием». И некоторые короли следуют этим советам.

В наши дни в богатых семьях не желают посылать детей к маленькому хозяину в условия жесткие и трудные, где их дети может быть даже получат несколько ударов. Они их посылают в великие столицы или в Швейцарию — в наиболее известные пансионаты, где они встретятся с принцами и будут играть в теннис, заниматься лыжами и плаванием. И когда их милый сын покидает это заведение, его укутывают в шелка. Вот педагогическая концепция очень богатых и очень «разумных» людей!

Кстати, очень богатый отец не должен показывать этого своим детям, потому что они будут слишком рассчитывать на свое будущее наследие и не будут делать никаких усилий, чтобы работать и научиться выпутываться из всех ситуаций самим: они поверят, что все их капризы, все их потребности в удовольствиях будут удовлетворены — они станут ленивыми, и это самый плохой из всех возможных результат воспитания. Пусть родители оставляют по возможности своих детей в неведении относительно тех богатств, которые их ждут. Когда дети приобретут хорошие привычки работать, владеть собой — тогда да, родители смогут рассказать им о фортуне, которую дети унаследуют попозже, но не сейчас.

Впрочем, это как раз то, что делает Господь со всеми нами. Господь — самый великий воспитатель, самый великий педагог. Он нам не показывает тотчас же то наследство, которое нас ждет там, наверху, в небесных банках. И тогда, поскольку мы считаем себя бедными и несчастными, мы трудимся. И, наконец, когда с воплями и слезами мы достигаем уровня, чтобы быть достойными нашего наследия, он нам показывает все сокровища, припасенные для нас. И в этот момент мы понимаем мудрость Бога, который раньше нам не открывал ничего. Посвященные, желающие работать как Господь, также прячут очень многое от нас в наших же интересах как учеников, чтобы мы развивались нормально.

Родители, желающие в будущем видеть своих детей на ответственных постах в государстве, должны дать им воспитание, которое заставит их познать сложности жизни, иначе как можно дать им понимание трудностей рабочих, солдат, их будущих подчиненных? Люди в очень бедной среде воспитываются работой, они существа понятливые и даже часто сочувствующие страданиями окружающих, потому что они сами тоже страдали, тогда как другие скажут, как королева Мария — Антуанетта: «У них нет хлеба?… Ну тогда пусть они едят булочки!» Она, конечно, не могла понять бедных.

VIII

Наши рекомендации