Организация жизнедеятельности детей 5 – 7 лет в течение дня (режим дня) холодный период

Режимные моменты Старший дошкольный возраст
5-6 лет 6-7 лет
Утренний прием, игры 7.00-8.30
Утренняя зарядка 8.20-8.30
Завтрак 8.30-8.50 8.30-8.50
Игры, подготовка к занятиям 8.50-9.00 8.50-9.00
Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам) 9.00-9.25 9.30-9.55 9.00-9.30 9.40-10.10
Второй завтрак   10.00-10.10 10.15-10.25
Непосредственно образовательная деятельность 10.15-10.40   10.25-10.55
Прогулка 11.00-12.30 11.00-12.30
Гигиенические процедуры, подготовка к обеду 12.30-12.40 12.30-12.40
Обед 12.40-13.00 12.40-13.00
Сон 13.00-15.00
Постепенный подъем, гигиенические и закаливающие процедуры 15.00-15.10
Непосредственно образовательная деятельность 15.15-15.40 15.15-15.45  
Полдник 16.20-16.35
Досуг «Час интересных увлечений» 16.40-17.05 16.40-17.10
Прогулка 16.55-18.00 16.40-18.00
Игры, уход детей домой до 19.00

3.1.3.Особенности организации образовательного процесса в группе компенсирующей направленности.

В детском саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с расстройством аутистического спектра. Возраст детей от 3 до 7 лет.

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку.

Направления работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (РДА) в дошкольном учреждении:

Образовательная деятельность с детьми ОВЗ имеет определенную направленность:

-создание в детском саду условий для коррекционной и психотерапевтической работы для повышения уровня социальной адаптации аутичного ребенка посредством индивидуализации и дифференциации воспитательно-образовательного процесса;

-развитие эмоциональной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи инклюзивного образования:

-создание особой предметной среды в детском саду;

-осуществление педагогической, психологической, коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

-создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении;

-разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов;

-обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получение дополнительных образовательных услуг;

-реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;

-оказание консультативной, методической и психологической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ.

Виды услуг:

Оздоровительные: логоритмика, лечебная физическая культура, спортивные кружки, кислородный коктейль.

Образовательные: изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, обучение певческим и хореографическим навыкам.

Коррекционные: сенсорные игры, игротерапия, музыкотерапия, арттерапия.

Психолого-педагогическая коррекция:

1.Постепенное формирование взаимодействия с педагогом.

2.Коррекция недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи, мышления.

3.Психотерапия членов семьи.

Особые условия: возможность присутствия родителей, постоянный педагог, четкое расписание занятий, не меняющийся интерьер, наличие мест для уединения.

Индивидуальные занятия педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед проводят в оснащенных отдельных кабинетах, используя специальный инвентарь. Специалисты, осуществляющие сопровождения ребенка реализуют профессиональные функции:

-диагностическую (определяют причину трудностей с помощью комплексной диагностики);

-проектную (разрабатывают индивидуальный маршрут сопровождения);

-сопровождающую (реализую индивидуальный маршрут сопровождения);

-аналитическую (анализируют результаты реализации образовательного маршрута).

Весь объем помещений используется как образовательное и развивающее пространство, включающее зоны погружения в различные виды специфической деятельности.

Занятия с учителем-дефектологом проходят ежедневно и длятся 15 – 20

минут. Они бывают индивидуальные или подгрупповые (2 – 3 человека). При такой организации ни один ребенок не остается без внимания педагога.

Эффективность работы зависит от совместных усилий учителя-дефектолога

и родителей.

Учитель-дефектолог:

-диагностирует: уровень сформированности психических процессов, особенности познавательной деятельности, определяет уровень сформированности представлений о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений.

-составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий.

-развивает психические процессы, формирует элементарные математические представления, расширяет представления об окружающем мире, обогащает словарный запас, обеспечивает сенсорное развитие, развитие мелкой моторики.

-проводит подгрупповые и индивидуальные занятия в первой половине дня.

-формирует подвижные подгруппы с учетом актуального уровня развития детей.

-консультирует педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы.

-знакомит родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития.

-участвует в методических объединениях и является активным членом психолого- медико-педагогического консилиума.

-организует коррекционно-развивающее пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3.2.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:

Коррекционно-развивающая среда для детей с ОВЗ должна соответствовать как общим нормативным актам проектирования условий воспитания, обучения в дошкольном учреждении, так и отвечать на задачи коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с проблемами развития. Подбор и размещение мебели, технического оборудования, дидактического материала и игрушек определяется необходимостью безбарьерного передвижения и контакта, дозирования информационного поля, пластичного введения ребенка в различные формы и виды деятельности.

Все помещения дошкольного учреждения оснащаются комплектом учебного, игрового и бытового оборудования в соответствии с ФГОС.

Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором корреккционно-развивающего преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Исходя из того, что комплексный психолого-медико-педагогический подход к организации среды нацелен на социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию детей с отклонениями в развитии нами определены ряд принципов организации развивающей предметно-пространственной среды как средства коррекционной работы:

-превентивная направленность всех видов ее средств решает вопросы предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии ребенка, за счет создания специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребенка с людьми и окружением, а также обеспеченности специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом;

-пропедевтическая направленность корреционно-развивающей среды обеспечивает ребенку многоэтапное и постепенное введение его в информационное поле, в котором организовано безбарьерное пространство, подобрано специальное оборудование и рационально размещены блоки, решающие проблемы сенсорного, моторного, интеллектуального тренингов, психоэмоциональной разгрузки и социальной ориентировки и др.);

-преобразующее, трансформированное влияние среды на отклонения в развитии ребенка и формирование у детей компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти;

-специальное, акцентированное информационное поле развивающей предметно-пространственной среды учитывает своеобразие познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии и специфику контактов и способов получения и переработки информации.

Реализация принципа оптимальной, информационной целесообразности предметно-развивающей среды нацелено на восстановление связи между ребенком и его окружением.

Доступность и целесообразность информационного поля предметно-развивающей среды позволяет ребенку интегрировать в окружающую среду.

Наши рекомендации