К вопросу о реализации психотерапевтической функции в лечебной педагогике
ИГРОТЕРАПИЯ –использование разного вида игр (игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки).
Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Создаются более благополучные условия для личностного роста ребенка, изменяется отношение к своему «Я», повышается уровень самопринятия, так как ограничен перенос своих эмоциональных переживаний, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ – использование в работе с детьми музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для детей, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение, можно простое слушание музыки сопроводить заданием. Когда звучит спокойная музыка, рождающая приятные ощущения, ребенку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у них тревогу, страх и т.д., или предложить ранжировать страшные ситуации от минимальных до самых сильных.
БИБЛИОТЕРАПИЯ – метод воздействия на ребенка, его переживания, чувства посредством чтения книг. Подбираются литературные произведения, в которых описаны страхи детей, переживания стрессовых ситуаций, найден выход из них. Это книги Л.Толстого, Б.Житкова, В. Осеевой и т.д.
При выборе литературных произведений, определении последовательности их прочтения, необходимо учитывать ряд особенностей: возраст детей, их количество, причины попадания в воспитательное учреждение, виды перенесенных травм, доверие детей к педагогу, время пребывания ребенка в данном учреждении.
ЛОГОТЕРАПИЯ – метод разговорной терапии – предполагает разговор с ребенком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний может вызвать положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признанию ценности личности другого человека. Ребенок не всегда проявляет самоэксплорацию, т.е. меру включения в беседу. Если она минимальная, то на ряд вопросов ребенку предлагают ответить от имени куклы, персонажа и т. д. Данный метод предполагает появление самоконгруэнции – совпадения внешней словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.
АРТТЕРАПИЯ – терапия средствами искусства. С этой целью используются прикладные виды (рисунки, лепка, аппликация на свободные и заданные темы). Также применяется совместное рассматривание картин с их анализом.
КУКЛОТЕРАПИЯ – использование кукольной драматизации. Взрослые разыгрывают кукольный спектакль на различные ситуации, могут и дети разыгрывать с применением метода биодрамы, где все действующие лица - звери.
МОРИАТЕРАПИЯ - метод, с помощью которого ребенок ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Ребенку предлагается высказать свое мнение о чем-то с корректировкой умения высказываться, давать оценку и вести себя.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – систематическое устранение страхов (диапозитивы, кинофильмы, видеофильмы). Просмотр их сопряжен с переживанием чувства страха, и демонстрация продолжается до тех пор, пока страх не угаснет.
МЕТОД СВОБОДНЫХ СЛОВЕСНЫХ АССОЦИАЦИЙ – используется как метод искусства придумывания историй. Предлагается набор слов, между которыми налицо смысловая связь (бабушка, девочка, волк, поезд и т. д.) Дети придумывают разные истории, главное, чтобы они не повторялись. Разновидности: история с использованием какого-то одного свойства предмета (страна, где все из стекла); история, где все наоборот по сравнению с тем, что ребенок видит на самом деле (дети выше взрослых, страна, где все можно и т.д.)
МЕТОДЫ СНЯТИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО СОСТОЯНИЯ:
§ Подавление –жесткое пресечение и ограничение действий и поступков ребенка, чтобы избежать тех их них, которые могут нанести вред. Педагог пытается силой своего авторитета положить конец проявлениям агрессии, заглушить ее и, заняв господствующее положение, подчинить себе. Но это приводит школьника в еще более угнетенное состояние. Результат: произошло внешнее изменение действий, но внутреннее агрессивное состояние осталось. Возможность применения данного метода находится в прямой зависимости от авторитета и социального влияния взрослого.
§ Вытеснение:метод вызвать другое, более благоприятное состояние, заменив тем самым агрессивное переживание. Он используется с целью устранить отрицательные проявления через включение ребенка в деятельность. Цепочка: вытеснить – заменить – отвлечь.Но конфликт остается, поскольку вытесненное переживание формирует неосознаваемый комплекс, который продолжает оказывать влияние на развитие, находя выражение в невротических симптомах, ошибочных действиях и т.д. Нет гарантий, что подросток сможет включиться в работу, а не продолжит свои агрессивные действия через некоторое время.
§ Игнорирование:специально инструментованное для ребенка способность не обратить внимания на неблагоприятное состояние. Метод применяется с целью постоянного угасания накала состояния.
§ Санкционирование (ограниченное временем): метод, предполагающий разрешение и право на проявление данного неблагоприятного состояния (апатии, грусти, скуки), несмотря на то, что оно не оправдывает ожиданий окружающих и отклоняется от социальных норм и ценностей. Метод используется в целях постепенного исхода сильного переживания и его угасания. Использование исключается, если ребенок находится в состоянии злости, гнева, ненависти.
§ Концентрация на положительном– сосредоточение на позитивном в самом ребенке и переориентации внимания на позитивное в другом человеке, животном, предмете и т.д., против которого была направлена злость, агрессия, раздраженность или гнев. Цель данного метода – научить ребенка саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека.
Основные характеристики метода:
§ принятие негативного поведения как данности, хотя оно проявляется в действиях и поступках, противоречащих требованиям и ожиданиям окружающих, признание права за ребенком на любое проявление;
§ содействие психическому равновесию – спокойный голос, мягкий тон, этическая выдержанность, понимающий взгляд, поддержка в атмосфере доверия;
§ субъектность – актуализация самосознания, учет индивидуальных и возрастных особенностей самосознания, учет индивидуальных и возрастных особенностей, инициация социально-ценностного отношения к объекту взаимодействия.
§ Ситуация успеха –проживание субъектом своих личностных достижений в контексте истории его персональной жизнедеятельности. Она всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с результатами вчерашних усилий, с позиции завтрашних перспектив личности.
Схема операций по организации ситуации успеха: атмосфера доброжелательности – снятие страха, высокая мотивация, авансирование, скрытая инструкция, персональная исключительность, педагогическое внушение, высокая оценка детали.
Литература (8,12,17- см. список литературы к читаемому курсу)
Методическое издание
ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Учебно-методический комплекс курса
Для специальности 050711 – «Социальная педагогика»
Автор-составитель
ЮняеваНаталья Васильевна
Свидетельство о государственной аккредитации вуза
№ 1426 от 23.04.2004 г.
Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001.
Подписано в печать 10.11.08. Формат 60х90 1/16
Бумага ксероксная. Печать на ризографе
Усл. печ. л. 2. Уч.-изд. л. 1,4
Тираж 100 экз.
Редакционно-издательский отдел
Пермского государственного педагогического университета
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
тел. (342) 238-63-12
Отпечатано на ризографе в
Пермском государственном педагогическом университете
614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11