За несвоевременную сдачу лабораторной работы оценка снижается на 2 балла.

ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ СДАЧУ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ОЦЕНКА СНИЖАЕТСЯ НА 2 БАЛЛА.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 ТЕМА: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ВОСПИТАНИЕ

Цели:развить представления о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»; сформировать умение оперировать этими и другими понятиями темы; провести анализ различных подходов к данным понятиям на культурологической основе.

1. Из учебников, справочников, словарей, пособий по педагогике, выпишите определения следующих понятий:

Понятие Определение Источник информации
Личность    
Воспитание    
Развитие личности    
Формирование личности    
Социализация личности    

2. Установите иерархию следующих понятий: 1) воспитание человека, 2) образование личности, 3) социализация личности, 4) педагогический процесс. Заполните схему.

3. В п.1.1 вы дали определения ряда понятий. Повторите их в нижеследующей таблице и найдите общее во всех понятиях, а также различие.

Понятие Общее Различие
Развитие -    
Формирование -  
Социализация -  
Воспитание -  

4. Как вы понимаете высказывание, приведенное в Российской педагогической энциклопедии:
«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»?

Я понимаю это как_______________________________________________________________

5. Раскройте суть (сущность) влияния на развитие личности приведенных в таблице факторов.
Что здесь самое важное?

Факторы Суть влияния
Наследственность  
Деятельность  
Географическая среда  
Социальная среда  
Общение  
Воспитание  

Самое важное (назвать и аргументировать)

Разные науки опираются на различную возрастную периодизацию. Заполните таблицу, сравните результаты, сделайте выводы.

В возрастной физиологии В медицине В педагогике Ведущий тип деятельности
Новорожденность (первые 10 дней) Новорожденность (первые Ъ-4 недели)    
Грудной возраст (10 дней- 1 год) Грудной (младший ясельный) возраст (4 недели - 1 год)    
Раннее детство (1-3 года) Предшкольный (старший ясельный) возраст (1 -Згода)    
Первое детство (4-7 лет) Дошкольный возраст (3-7 лет)    
Второе детство (8-12 лет) Младший школьный возраст (7- 12 лет)    
Подростковый возраст (13-15 лет) Подростковый возраст (13-15 лет)    
Юношеский возраст (17-21 год) Старший школьный возраст (16 - 18 лет)    

Сравнение. Выводы

7. Что такое «акселерация»? Выберите наиболее полный и точный ответ:

1) процесс активной деятельности личности;

2) ускоренное формирование интеллектуальных сил личности;

3) проявление настойчивости личности в достижении поставленных задач;

4) ускоренное физическое развитие детей, проявляющееся в последнее столетие;

5) ускоренное психическое и физическое развитие личности в подростковом возрасте.

Ответ:

Отразите свое мнение по поводу особенностей развития школьников, выбрав любой из двух последних возрастных периодов из п. 6.

Особенности развития Мальчики Девочки
Физиологическое, физическое развитие    
Отношение к окружающим    
Отношение к себе    

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.

ТЕМА: ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Дели:сформировать у студентов понятие о процессе обучения, его структуре; развивать представление о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся.

1. Что такое «дидактика»? Отметьте правильный ответ:

1) теория обучения и образования;

2) теория воспитания;

3) теория обучения;

4) часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов;

5) теория обучения, образования и воспитания.

Ответ:

Обоснование ответа

Определите иерархию следующих понятий: частная методика, педагогика, дидактика.

Какая из приведенных ниже схем правильно отражает структуру процесса обучения?

Дайте пояснения.

           
  за несвоевременную сдачу лабораторной работы оценка снижается на 2 балла. - student2.ru   за несвоевременную сдачу лабораторной работы оценка снижается на 2 балла. - student2.ru   за несвоевременную сдачу лабораторной работы оценка снижается на 2 балла. - student2.ru

за несвоевременную сдачу лабораторной работы оценка снижается на 2 балла. - student2.ru 1) 2)

       
    за несвоевременную сдачу лабораторной работы оценка снижается на 2 балла. - student2.ru
  за несвоевременную сдачу лабораторной работы оценка снижается на 2 балла. - student2.ru

Пояснения _____________________________________________

7. Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения?

1) коррекционная;

2) образовательная;

3) диагностическая;

4) воспитательная;

5) развивающая;

6) оздоровительная.

Ответ:__________________________________________________________________

Перечислите основные компоненты Примерной государственной учебной программы по предмету вашей специализации для 5–9 классов и внесите их в схему в определенной логической последовательности.

 
  за несвоевременную сдачу лабораторной работы оценка снижается на 2 балла. - student2.ru

9. По различным источникам информации (например: Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003. С.132-134) представьте характеристику теорий отбора содержания образования. Заполните таблицу:

Теория отбора содержания образования Исторический период Сущность теории Достоинства Недостатки
Диалектический материализм        
Формализм        
Утилитаризм        
Структурализм        

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4. ТЕМА: МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

Цель:сформировать понятие о методах обучения и их структуре.

1. Найдите ответ или дайте собственный вариант ответа на вопрос «Что такое метод
обучения»?:

1) взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач
обучения;

2) способ взаимосвязанной деятельности учащихся, обеспечивающий усвоение содержания
образования;

3) систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать умственные способности и интересы;

4) упорядоченная и систематическая деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения;

5) часть теории обучения;

Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________

К какому понятию относятся способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний, умений и навыков, развиваются познавательные способности и формируется мировоззрение школьников?

1) принцип обучения;

2) организационная форма обучения;

3) структура урока;

4) содержание образования;

5) метод обучения;

6) методический прием.

Ответ:____________ Собственный вариант ответа:

Ответ

8. Познакомьтесь с системой педагогического контроля и учета педагога В.Ф.Шаталова (Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Просвещение, 1987). Охарактеризуйте эту систему, пользуясь следующей таблицей.

Суть системы педагогического контроля и учета Достоинства данной системы Недостатки данной системы
     

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7.

ТЕМА: ГУМАНИЗМ И ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ.

ЦЕЛЬ:сформировать представление о сущности личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов в обучении; раскрыть основные подходы к построению гуманного образования в ОУ.

1. Ответьте на вопрос: «Гуманизм- это:

1) признание ценности человека как личности;

2) забота о благе человека, уважение к человеческому достоинству;

3) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей»?

Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________

2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «гуманизация образования»:

1) обучение и воспитание ведется в соответствии с природой человека;

2) учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании;

3) отсутствие наказаний;

4) введение в обучение большого количества гуманитарных дисциплин;

5) развивающий характер обучения и воспитания;

6) создание гуманистической основы взаимоотношений учителя и ученика;

Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

ТЕМА: БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ.

Цели:усвоить сущность понятия «содержание воспитания»; раскрыть соотношение содержания воспитания и содержания образования, их взаимосвязь;

1. Ответьте на вопрос. Содержание воспитания- это:

1) система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;

2) достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;

3) общие идеи о построении природы и жизни общества;

Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________

2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «содержание воспитания»:

1) внешнее выражение воспитания;

2) умственное воспитание; 4Ь

3) целенаправленность (наличие социального ориентира);

4) соответствие культурно-историческим ценностям;

5) личность воспитателя;

6) самовоспитание;

7) личность воспитанника.

Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________

3. Установите иерархию следующих понятий:

а) этапы развития;

б) методы воспитания;

в) содержание воспитания;

г) цели и задачи процесса воспитания;

д) условия протекания процесса воспитания,

е) формы воспитательной деятельности.

за несвоевременную сдачу лабораторной работы оценка снижается на 2 балла. - student2.ru

4. Как выглядит содержание воспитания в рамках различных концепций воспитания? Заполните следующую таблицу.

Концепция воспитания Содержание воспитания
Воспитание с целью обеспечить выживание (адаптацию, приспособление)  
Воспитание гражданина  
Воспитание гуманистическое  
Воспитание личности, способной к самореализации .

5. Среди перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особенности содержания воспитательного процесса: 1) целенаправленность; 2) многофакторность; 3) уважение к личности; 4) длительность; 5) непрерывность; 6) воспитание чувств; 7) комплексность; 8) экономичность; 9) вариативность; 10) двусторонний характер; 11) содружество с семьей.

Ответ:

Собственный вариант ответа:

за несвоевременную сдачу лабораторной работы оценка снижается на 2 балла. - student2.ru

Ответ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 12.

ТЕМА: ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Цель:сформировать представление о сущности понятия «воспитательная система школы» и его структуре.
1. Ответьте на вопрос. Воспитательная система школыэто:

1) учебно-воспитательная, внеклассная и внеурочная деятельность школы;

2) учителя и ученики школы, объединенные общими воспитательными целями;

3) совокупная деятельность школы на основе объединяющей педагогической идеи, направленная на оптимальное достижение поставленных воспитательных целей и задач.

Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________

Ответ




6. Предложите свой вариант продолжения мысли Н.И.Пирогова:«Чтобы судить о ребенке
справедливо и верно, родителям нужно не переносить его из его сферы в свою, а.................. ».

{Пирогов Н.И. Быть и казаться//Избр. пед. соч. -М., 1985. -С. 95).

Ответ: «Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, родителям нужно не переносить его из его
сферы в свою, а......................... ».

ТЕМА: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

И САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

ЦЕЛЬ:охарактеризовать систему образования как фактор личностного и профессионального самоопределения и самореализации учащихся

ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ СДАЧУ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ОЦЕНКА СНИЖАЕТСЯ НА 2 БАЛЛА.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 ТЕМА: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ВОСПИТАНИЕ

Цели:развить представления о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»; сформировать умение оперировать этими и другими понятиями темы; провести анализ различных подходов к данным понятиям на культурологической основе.

1. Из учебников, справочников, словарей, пособий по педагогике, выпишите определения следующих понятий:

Понятие Определение Источник информации
Личность    
Воспитание    
Развитие личности    
Формирование личности    
Социализация личности    

2. Установите иерархию следующих понятий: 1) воспитание человека, 2) образование личности, 3) социализация личности, 4) педагогический процесс. Заполните схему.

3. В п.1.1 вы дали определения ряда понятий. Повторите их в нижеследующей таблице и найдите общее во всех понятиях, а также различие.

Понятие Общее Различие
Развитие -    
Формирование -  
Социализация -  
Воспитание -  

4. Как вы понимаете высказывание, приведенное в Российской педагогической энциклопедии:
«Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»?

Я понимаю это как_______________________________________________________________

5. Раскройте суть (сущность) влияния на развитие личности приведенных в таблице факторов.
Что здесь самое важное?

Факторы Суть влияния
Наследственность  
Деятельность  
Географическая среда  
Социальная среда  
Общение  
Воспитание  

Наши рекомендации