Выберите несколько правильных ответов

Дисциплина содержит 3 раздела

1. Теоретико-методологические основы общей и профессиональной педагогики.

2. Педагогический процесс в профессиональной школе: сущность, состав, структура, движущие силы, основные направления развития.

3. Основы педагогического проектирования.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Общая и профессиональная педагогики как научные отрасли: объект и предмет познания, задачи и функции, место и взаимосвязь в системе педагогических наук.Педагогика как научная область знания о человеке. Объект и предмет познания общей педагогики. Система педагогических наук, отрасли и ветви современной педагогической науки. Профессиональная педагогика как отрасль педагогической науки, ее место и функции в системе педагогических наук, объект и предмет познания. Методы педагогического исследования. Взаимосвязь педагогической теории и практики. Этапы становления научной педагогики. Перспективы развития педагогической науки. Педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. Индивидуальный стиль деятельности педагога.

Основные педагогические категории.Понятийный аппарат науки как ее основа Особенности понятийного аппарата педагогики. Сущность понятия «категория». Характеристика основных педагогических и профессионально-педагогических категорий: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, самообучение, самообразование, работник, рабочий, профессия, специальность, профессиональная квалификация, профессиональное мастерство. Понятие личностного трудового потенциала работника.

Тенденции развития общего и профессионального образования в современный период.Понятие профессионального образования. Взаимосвязь профессиональной подготовки с основными направлениями научно-технического и социального развития общества.

Актуальные проблемы воспитания и образования. Общество как воспитательная система. Воспитательные функции государства и особенности их реализации в современный период. Закон об образовании Российской Федерации, как государственный документ регулирующий разлитие системы образования. Место и задачи профессионального образования в системе образования Российской Федерации: профессиональные программы Принципы государственной политики в области образования.

Проявление дореволюционных и советских образовательных традиций в подготовке будущих специалистов. Новые типы учебных заведений и особенности профессиональной подготовки в них. Переход от единообразия к разнообразию в организации и управлении учебно-воспитательного, процесса начального профессионального образования. Переход к многоуровневому профессиональному образованию. Система непрерывного профессионального образования. Преемственность в профессиональном образовании. Интеграция в профессиональном образовании. Болонский процесс.

Государственный стандарт начального профессионального образования его назначение, структура, содержание.

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: СУЩНОСТЬ, СОСТАВ,
СТРУКТУРА, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Общая характеристика педагогического процесса в профессиональной школе.Понятие педагогического процесса как способа развития личности, его сущность, состав, структура, основные направления развития. Единство и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в формировании личности. Виды педагогического процесса.

Структура педагогического процесса и его основные компоненты. Педагогические цели, принципы, содержание педагогического процесса, педагогические методы, формы и средства как основные компоненты любого педагогического процесса, их особенности в профессиональной подготовки. Движущие силы развития педагогического процесса.

Управление педагогическим процессом - понятие и структура.

Характеристика педагогических целей.Понятие педагогических целей. Особенности педагогических целей Цели как системообразующий фактор развития педагогического процесса. Разновидности педагогических целей: нормативные и инициативные; цели обучения, воспитания, развития; цели организационные и методические. Структура педагогических целей. Специфика основных педагогических целей для профессиональной подготовки. Построение "Дерева целей". Процесс педагогического целеполагания. Требования к формулированию целей. Особенности диагностично поставленных целей. Ошибки в формулировании целей.

Характеристика педагогических принципов.Общенаучное понятие принципов. Сущность педагогических принципов и их роль в построении педагогического процесса. Требования и правила реализации педагогических принципов.

Общепедагогические принципы и их характеристика, особенности реализации в системе начального профессионального образования.

Дидактические принципы и их характеристика, особенности реализации в системе начального профессионального образования.

Принципы профессионального образования, их характеристика и реализация

Характеристика содержания подготовки специалистов.Общенаучное понятие содержания. Сущность содержания-образования. Функции содержания педагогическом процессе. Уровни формирования содержания.

Состав и структура содержания образования. Компоненты содержания образования знания умения и навыки. Сущность содержания начального, среднего и профессионального образования. Характеристика содержания общеобразовательной и профессиональной подготовки в проф. училище.

Специфика технического знания и особенности изучения предметов профтехцикла. Компоненты содержания учебного материала Выбор, и виды анализа содержания учебного материала

Характеристика основныхнаправлений воспитания будущих рабочих. Выбор содержания внеурочной воспитательной работы в учебном заведении. Обучение учащихся выбору содержания самовоспитания и самообразования.

Развитие содержания воспитания и обучения в истории педагогики Взаимосвязь общего и профессионального образования. Перспективы развития содержания профессионального образования. Взаимосвязь содержания общения и методики преподавания конкретной учебной дисциплины

Характеристика педагогических методов.Общенаучное понятие метода Сущность педагогических методов. Подходы к трактовке педагогических методов. Роль методов в организации педагогических процессов в учебном заведении. Из истории развития методов и приемов воспитания и обучения.

Классификации методов обучения, различные подходы к классификации методов обучения. Педагогические приемы как компоненты методов.

Психолого-педагогические основы выбора методов. Перспективы развития методов обучения и воспитания в педагогической теории и практике

Характеристика педагогических средств.Общенаучное понятие средств сущность педагогических средств. Понятие педагогических средств в широком и узком значении. Признаки педагогических средств.

Материально-техническая базаучебного заведения. Классификации педагогических средств. Виды педагогических средств: сущность и особенности применения в профессиональном образовании.

Психолого-педагогические основы выбора педагогичёских средств. Требования к разработке и использованию педагогических средств. Взаимосвязь средств обучения и воспитания с педагогическими методами и приёмами. Перспективы развития педагогических средств в теории и практике профессионального обучения. Создание индивидуальной системы педагогических средств воспитания и обучения будущих специалистов

Формы организации и осуществления педагогического процесса.Общенаучное понятие форм обучения, взаимосвязь понятий «форма» «содержание». Сущность форм обучения. Взаимосвязь форм обучения с педагогическими методами и содержанием педагогического процесса Краткая история развития педагогических форм.

Классификации форм обучения и воспитания. Классификация по степени сложности: простые, составные и комплексные. Выбор педагогических форм.

Характеристика урока как основной формы организации обучения. Особенности уроков теоретического и производственного обучения. Классификации уроков по типам и видам, психолого-педагогические основы их выбор

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Проектирование педагогических систем.Понятие о педагогических системах. Признаки педагогических систем и их классификация.

Проектирование личностного трудового потенциала будущего рабочего как модели специалиста: общее понятие; формы проектирования (профессиограммы, профессиональные характеристики).

Проектирование системы практической подготовки на разных ступенях проф. обучения: учебный план и программа как формы проектирования практической подготовки, их характеристика, и особенности с точки зрения системы производственного обучения, проблемы и требования к разработке.

Проектирование системы теоретической подготовки в профессиональном образовании: учебный план и программы как формы проектирования теоретической подготовки, юс характеристика и особенности с учетом специфики технического знания, проблемки требования к разработке.

Проектирование системы внеучебной деятельности учащихся: задачи, особенности и формы проектирования на различных этапах

Проектирование педагогического процесса.Разработка простых форм, организаций педагогического процесса согласно выделенных структур: педагогической, методической и психологической. Проектирование сложных (составных) форм организации педагогического процесса. Проектирование комплексных форм организации педагогического процесса.

Проектирование педагогического процесса урока. Основные трудности в разработке уроков. Традиционная структура уроков. Подходы к разработке структуры современного урока по М И. Махмутову. Педагогическая структура. Дидактическая структура. Методическая структура. Психологические структуры (познания, решения проблемы, мотивации учения и труда и др.). Алгоритм подготовки уроков. Требования к уроку

Основные пути трансформации классно-урочной системы обучения.Понятие классно-урочной формы обучения и ее признаки. Урок как основная форма классно-урочной системы. Достоинства и недостатки классно-урочной системы. Пути преодоления недостатков. История становления и развитие классно-урочной системы, ее принятие и отрицание. Перспективы организации классно-урочной формы обучения: новые структуры, типы и виды уроков. Передовой педагогический опыт использования различных видов уроков.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Контрольная работа является обязательным учебным требованием и одной из форм обучения студентов заочного отделения.

Цель контрольной работы – научить студентов самостоятельно работать с научно-методической литературой, а также помочь студентам осмысленно изучать материал курса и эффективно организовывать самообразовательную деятельность.

Выполнение контрольной работы способствует закреплению, углублению и контролю полученных знаний, развитию творческой самостоятельности студентов. Выполнять контрольную работу необходимо в процессе изучения, как рекомендованных учебно-методических материалов (список прилагается), так и дополнительной литературы отобранной самостоятельно студентом в библиотечных фондах и Интернет ресурсах.

По данной дисциплине предусмотрено две контрольные работы в 5-м и
6-м семестрах.

Контрольная работа выполняется на основе учебного пособия: Есаулова М. Б. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие (Рабочая тетрадь). / М. Б Есаулова, Н. Н. Кравченко– Тускарора, 2009.

Контрольная работа в 5-м семестре предусматривает выполнение заданий для самостоятельной работы по темам: 1.1., 1.2., 1.3., 1.4., 2.1., 2.2. (см. рабочую тетрадь).

Контрольная работа в 6-ом семестре предусматривает выполнение заданий для самостоятельной работы по темам: 2.3., 2.4., 2.5., 2.6., 3.1., 3.2., 3.3. (см. рабочую тетрадь).

Задания приведены ниже, а также в рабочей тетради.

Контрольная работа должна быть представлена за 30 дней до начала сессии.

Требования к оформлению контрольной работы

1. Контрольная работа должна иметь следующую структуру: титульный лист; содержание; основную часть; список литературы (при необходимости в конкретном задании).

2. Контрольная работа может выполняться либо в самой рабочей тетради либо на отдельных листах формата А4 в рукописном (почерк разборчив) или печатном виде.

3. При компьютерном наборе текст должен соответствовать следующим требования:

- шрифт – 12-14 кегель;

- интервал – полуторный;

- форматирование – по ширине; верхнее, нижнее поле – 2 см., левое 3 см., правое 1,5 см., автоматическая расстановка переносов.

Листы должны быть пронумерованы и прочно сшиты. Не следует вкладывать каждый лист в отдельный файл.

Титульный листдолжен содержать следующую информацию: наименование вуза, название дисциплины, ФИО исполнителя, название специальности, факультет, номер группы, год.

Содержаниепредставляет собой перечисление выполненных заданий по темам с указанием страниц.

Основная частьдолжна содержать номер темы, должна быть приведена формулировка самого задание и его выполнение.

При необходимости цитирования, цитаты заключаются в кавычки. После них обязательно в квадратных скобках делаются ссылки на используемый источник.

Список литературы содержит все используемые источники, перечисленные в алфавитном порядке, с указанием места, года издание и количества страниц.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задания для самостоятельной работы по теме 1.1.

Вашему вниманию в разделе «Проблемно-аналитический материал» (Рабочая тетрадь, тема 1.1.) предлагаются два текста: отрывок из работы В.П. Вахтерова «Основы новой педагогики» и извлечения из статьи Э.Д. Днепрова «Школа и общество».

1.1. На основе сравнительного анализа текстов и своего представления о проблемах современного образования и педагогической науки:

- выделите ключевые идеи (позиции), объединяющие авторов в их оценках состояния и развития образовательной практики и педагогической теории; постройте таблицу, каждый раздел которой должен включать ключевую идею и суждения авторов;

- сформулируйте приоритетные задачи образовательной политики и педагогической науки, укажите, что в рамках решения этих задач должно стать объектом и предметом исследований конкретных научных дисциплин и отраслей педагогики (напр.: дидактики, сравнительной педагогики, профессиональной педагогики, этнопедагогики и др.), а также других наук, изучающих проблемы человека, общества, научного познания.

1.2. Постарайтесь дать определения следующим понятиям, приведенным в текстах:

- гармоническое развитие

- дидактоцентризм

- образовательное общество

- самоопределение

- человекообразующая функция педагогического процесса

- школа как социокультурный институт

1.3. Согласны ли вы с мыслью К.Д. Ушинского: «Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества»?

1. Соотнесите это мнение с суждениями В.П. Вахтерова и Э.Д. Днепрова об истоках и целях развития человека. Постарайтесь обосновать свой вывод.

2. Попробуйте на основе анализа фрагмента статьи П.Г.Редкина (см.: раздел «Проблемно-аналитический материал» Рабочая тетрадь тема 1.1.) составить свод правил, которыми следовало бы руководствоваться при изложении учебного материала по педагогике.

3. Попытайтесь, выступив в двух амплуа: сторонника и оппонента К.Д. Ушинского, доказать справедливость и необоснованность утверждения автора о том, что педагогика не есть наука (на основании фрагмента «Предисловия...», представленного в разделе «Проблемно-аналитический материал» Рабочая тетрадь тема 1.1.).

4. Мы говорили о том, что педагогика активно использует данные других наук и изменяется в результате их влияния. А оказывает ли педагогика влияние на развитие других наук? Если оказывает, то, какое?

5. Исходя из известных вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке: значение каких наук возрастет? Какие новые научные дисциплины могут (или должны) появиться?

6. Начните работу по составлению «краткого педагогического словаря» (см. приложение в рабочей тетради). Постарайтесь формулировать определение кратко, четко, ясно.

Задания для самостоятельной работы по теме 1.2.

1. Ответьте на вопрос ‑

В.П. Вахтеров пишет: «Воспитание – это самое трудное из искусств».Можно ли на основании этого высказывания и всего прочитанного отрывка сделать вывод, что он считал воспитание только искусством? (см. «проблемно-аналитический материал» в рабочей тетради к теме 1.1. отрывок из работы В.П. Вахтерова «Основы новой педагогики»)

2. Л.Н. Толстой, который известен не только как великий писатель, но и как один из крупнейших отечественных педагогов, писал: «Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания, предметом же педагогики Должно и может быть только образование. Образование в обширном смысле, по нашему убеждению, составляет совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения. Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, науки, жизнь – все образовывает».

С чем здесь вы можете согласиться? Что могло бы вызвать сомнение?

Попробуйте соотнести утверждение Л.Н. Толстого «воспитание не есть предмет педагогики» с тезисом о том, что предмет науки составляют наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной наукой.

3. Разгадайте кроссворд и по аналогии составите используя основные педагогические и профессионально-педагогические категории свой.

По горизонтали

1. Процесс последовательных, прогрессивных, внутренних и внешних изменений, которые характеризуются переходом от низших к высшим формам и уровням жизнедеятельности человека.

2. Процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

3. Лицо, зарегистрированное в службе занятости (бирже труда) в качестве ищущего работу при условиях: отсутствие работы, отвечающей имеющимся профессиональным знаниям, навыкам и умениям; невозможность подбора подходящей работы из-за отсутствия соответствующей профподготовки, утраты способностей к выполнению работ по прежней специальности; необходимость повышения квалификации по имеющимся профессиям (специальностям).

4. Осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

5. Вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии.

6. Свойство личности, приобретаемое в процессе опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности.

7. Сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образ учреждениями.

8. Работник, в котором сегодня есть реальная потребность у государственных и негосударственных предприятий (и учреждений), кто может производить продукт, в котором есть реальная потребность.

9. Работник физического труда, требующего начального или среднего профессионального образования.

10. Совокупность трудовых функций в рамках данной профессии или специальности.

По вертикали

1. Специально организованный процесс освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта учащихся по решению познавательных и личностных проблем, результатом которого является достижение учащимися определенного уровня образованности.

2. Род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования.

3. Это не только мастерское владение профессией (специальностью), но и высокая гражданская зрелость, ответственность и наличие чувства профессионального долга.

4. Активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

5. Человек, нанявшийся на производство (государственное или частное), осуществляющий производительный труд и живущий за счет оплаты своего труда.

6. Сложнейший процесс профессионального самовоспитания, самообразования, самообучения, осуществляемый в единстве с профессиональным воспитанием, образованием, обучением, направленный на развитие личностного потенциала, называется профессиональным ……………..

7. Данные отношения являются разновидностью отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения.

8. Работник обслуживающего труда, основанного на интеллектуальной деятельности.

9. Развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

10. Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека, его воспитание и развитие.

Кроссворд

Выберите несколько правильных ответов - student2.ru

Задания для самостоятельной работы по теме 1.3

1. Прочитав фрагмент из статьи М.И. Демкова (см. раздел «Проблемно-аналитический материал», рабочая тетрадь, тема 1.3.), подготовьте в форме кратких тезисов обоснование необходимости и роли гипотезы в научном исследовании.

2. Составьте библиографическое описание (карточки) работ, представленных в разделе «Проблемно-аналитический материал» (рабочая тетрадь, тема 1.3.) первой и второй тем данного пособия.

3. На основе анализа приведенных ниже текстов (см. раздел «Проблемно-аналитический материал», рабочая тетрадь, тема 1.3.), постарайтесь выполнить следующие задания (или одно из них по вашему выбору):

- определите педагогические проблемы, которые, по Вашему мнению, целесообразно было бы исследовать;

- сформулируйте проблему научно-педагогического исследования, дайте краткое обоснование ее актуальности;

- определите объект, предмет, тему, цель, задачи исследования;

- попытайтесь построить гипотезу и составить план экспериментальной работы.

4. Сформулируйте определения следующим понятиям, и запишите в свой «краткий педагогический словарь»:

- проблема;

- тема;

- цель

- задача;

- гипотеза

- исследовательский подход;

- эксперимент.

5. Прочитайте отрывок из замечательной, удивительно доброй, книги Януша Корчака «Как любить ребенка» (см. раздел «Проблемно-аналитический материал», рабочая тетрадь, тема 1.3.) и определите, какие и насколько значимые противоречия в системе межличностных отношений детей раскрывает автор.

Задания для самостоятельной работы по теме 1.4

Внимательно прочите документ представленный в проблемно-аналитическом материале (см. раздел «Проблемно-аналитический материал», рабочая тетрадь, тема 1.4.). Выскажите свое мнение о возможности реализации Болонской Декларации в нашей стране, а также продумайте, какие последствия может вызвать ее реализация. Свой ответ оформите в виде ЭССЕ.

Задания для самостоятельной работы по теме 2.1

1. Дайте характеристики общепедагогическим принципам организации и функционирования процесса обучения, выделив условия их применения.

2. Обобщите выше изложенный материал и полученную информацию на лекции по данной теме и напишите СИНКВЕЙН.

Выберите несколько правильных ответов - student2.ru

3. Проанализируйте урок (или конспект урока см. проблемно-аналитический материал в рабочей тетради к теме 2.2.) с позиции реализации общепедагогических и дидактических принципов, оцените реализацию этих принципов.

Задания для самостоятельной работы по теме 2.2

1. Впишите правильный ответ:

Конечные и промежуточные результаты обучения, которых достигают учащиеся в когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной областях, называются –

___________________________

2. Впишите правильный ответ:

Классификация и систематизация объектов, построенная на основе их взаимосвязи, которая использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности, называется –

___________________________

3. Установите правильную последовательность разработки цели:

_________________

на основе информации сформулировать цель в единстве всех трех ее компонентов;
принять решение о достижении цели
сделать выбор наиболее значимой информации
обобщить, сравнить определенную информацию

4. Проанализируйте урок (или конспект урока см. проблемно-аналитический материал) и выделите цель и задачи, которые поставил педагог.

Предмет:__________________________________________________________

Тема:______________________________________________________________

Цели:_____________________________________________________________

Задачи:___________________________________________________________

Образовательная: __________________________________________________

Развивающая: _____________________________________________________

Воспитательная: ___________________________________________________

Задания для самостоятельной работы по теме 2.3

1. Охарактеризуете взаимосвязь стандарта, учебного плана, программы, чем они отличаются друг от друга?

2. Сравните учебные планы школы и колледжа. Чем они отличаются.

3. Дайте отзыв на предложенную программу (см. проблемно-аналитический материал в рабочей тетради к теме 3.2.).

Задания для самостоятельной работы по теме 2.4

1. Попробуйте проанализировать любое занятие в Вашем учебном заведении и выпишите методы обучения, используемые преподавателем.

Предмет: ___________________________________________________

Используемые методы _________________________________________

2. В таблице 11 (рабочая тетрадь, тема 2.4.), попытайтесь заполнить графу «описание методов» в классификации методов по Данилову М.А. и Есипову Б.П.

3. С какими закономерностями, принципами и методами воспитания в их сегодняшней интерпретации вы могли бы соотнести рассуждения П.Ф. Лесгафта о использовании практического и систематического методов воспитания. (см. проблемно-аналитический материал в рабочей тетради к теме 2.4.)

4. Выделите основные условия эффективности реализации методов обучения и воспитания.

5. Какая из предложенных классификаций наиболее приемлема в профессиональном образовании.

Задания для самостоятельной работы по теме 2.5

1. Впишите правильный ответ:

Материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития, называется – _______________________

2. Укажите соответствие в классификации средств обучения, по характеру представления в них окружающей действительности:

А – ; б – ; в – ; г- .

а Натуральные объекты - модели, муляжи, макеты, таблицы, иллюстративные материалы (рисунки, фотоизображения, картины, портреты), - экранно-звуковые средства (диафильмы, серии диапозитивов (слайдов), кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, пластинки, радио и телепередачи).
б Изображения и отображения материальных объектов (оригиналов) - различная проекционная и звуковоспроизводящая аппаратура (кинопроекторы, диапроекторы, графопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны); тренажеры, универсальные технические средства, лингафонные устройства, электронно-вычислительная техника, если она просто выполняет функцию проявления той или иной компьютерной программы, которая и является в строгом смысле слова средством обучения
в Средства обучения, представляющие описания предметов и явлений объективной действительности условными средствами - образцы и коллекции материалов, сырья, инструментов, деталей, растений, гербарии, животные, чучела, микропрепараты, реактивы и др. - натуральные наглядные пособия в виде специально обработанных узлов и механизмов оборудования, учебно-производственное, демонстрационное и лабораторное оборудование, - учебно-производственное оборудование, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные навыки и умения.
г Технические средства обучения включают текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, планы, карты, учебные книги: учебники и учебные пособия, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

а) Основная литература

1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

2. Жуков, Г. Н. Основы общей и профессиональной педагогики. – М.: Гардарики, 2005. – 200 с.

3. Педагогика: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 576 с.

4. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.

5. Педагогика; Под ред. Пидкасистого П. И.; Высшее образование; 2007. – 430 с.

6. Сластенин, В. А. Профессиональная педагогика. М.: Академия. 2004. – 368 с.

7. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.

б) дополнительная литература

8. Введение в педагогику: курс лекций: учеб. пособие по пед. специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика) / И. Ф. Свадковский; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2005. – 160 с.

9. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для пед. Вузов / под ред. А. С. Роботовой. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 208 с.

10. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность / В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. – М.: Роспедагентство, 2005.

11. Педагогическая антропология: учеб.пособие для вузов по специальности «Педагогика» / В. И. Максакова. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 208 с.

12. Педагогический словарь: для высших и средних пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 176 с.

13. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бад. – М., 2003.

14. Природосообразная педагогика. – М.: Народное образование, 2008. – 512 с.

15. Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. – М.: Академия, 2004. – 208 с.

16. Теория создания и применения: учеб. / В. П. Беспалько. – М.: НИИ школьных технологий. ‑ 2006 – 188 с.

Дисциплина содержит 3 раздела

1. Теоретико-методологические основы общей и профессиональной педагогики.

2. Педагогический процесс в профессиональной школе: сущность, состав, структура, движущие силы, основные направления развития.

3. Основы педагогического проектирования.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Общая и профессиональная педагогики как научные отрасли: объект и предмет познания, задачи и функции, место и взаимосвязь в системе педагогических наук.Педагогика как научная область знания о человеке. Объект и предмет познания общей педагогики. Система педагогических наук, отрасли и ветви современной педагогической науки. Профессиональная педагогика как отрасль педагогической науки, ее место и функции в системе педагогических наук, объект и предмет познания. Методы педагогического исследования. Взаимосвязь педагогической теории и практики. Этапы становления научной педагогики. Перспективы развития педагогической науки. Педагогические основы профессионального становления педагога профессионального обучения. Индивидуальный стиль деятельности педагога.

Основные педагогические категории.Понятийный аппарат науки как ее основа Особенности понятийного аппарата педагогики. Сущность понятия «категория». Характеристика основных педагогических и профессионально-педагогических категорий: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, самообучение, самообразование, работник, рабочий, профессия, специальность, профессиональная квалификация, профессиональное мастерство. Понятие личностного трудового потенциала работника.

Тенденции развития общего и профессионального образования в современный период.Понятие профессионального образования. Взаимосвязь профессиональной подготовки с основными направлениями научно-технического и социального развития общества.

Актуальные проблемы воспитания и образования. Общество как воспитательная система. Воспитательные функции государства и особенности их реализации в современный период. Закон об образовании Российской Федерации, как государственный документ регулирующий разлитие системы образования. Место и задачи профессионального образования в системе образования Российской Федерации: профессиональные программы Принципы государственной политики в области образования.

Проявление дореволюционных и советских образовательных традиций в подготовке будущих специалистов. Новые типы учебных заведений и особенности профессиональной подготовки в них. Переход от единообразия к разнообразию в организации и управлении учебно-воспитательного, процесса начального профессионального образования. Переход к многоуровневому профессиональному образованию. Система непрерывного профессионального образования. Преемственность в профессиональном образовании. Интеграция в профессиональном образовании. Болонский процесс.

Государственный стандарт начального профессионального образования его назначение, структура, содержание.

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: СУЩНОСТЬ, СОСТАВ,
СТРУКТУРА, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Общая характеристика педагогического процесса в профессиональной школе.Понятие педагогического процесса как способа развития личности, его сущность, состав, структура, основные направления развития. Единство и взаимосвязь процессов воспитания, обучения и развития в формировании личности. Виды педагогического процесса.

Структура педагогического процесса и его основные компоненты. Педагогические цели, принципы, содержание педагогического процесса, педагогические методы, формы и средства как основные компоненты любого педагогического процесса, их особенности в профессиональной подготовки. Движущие силы развития педагогического процесса.

Управление педагогическим процессом - понятие и структура.

Характеристика педагогических целей.Понятие педагогических целей. Особенности педагогических целей Цели как системообразующий фактор развития педагогического процесса. Разновидности педагогических целей: нормативные и инициативные; цели обучения, воспитания, развития; цели организационн

Наши рекомендации