Институт истории, международных отношений и социально-политических наук
Кафедра социальной работы и социальной педагогики
Планы семинарских занятий для студентов магистратуры
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
По специальности Организация работы с молодежью
[ИИМО СПН]. [Соц_пед_15]. [1_4_11]
Форма освоения ООП очная,
Курс 2 Группа 2 Организация работы с молодежью (м)
Луганск
2017 год
Предисловие
Учебный курс «Социально-педагогический подход в профессиональной деятельности работников образования» предусматривает 11 практических занятий, продолжительность которых составляет 2 академических часа.
Практическое занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретения навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы.
Практические занятия являются необходимой составляющей успешного усвоения учебного материала дисциплины.
Цель практического занятия состоит в организации управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности.
Задачами практического занятия являются:
• закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач;
• развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов;
• выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных;
• овладение новыми методами и методиками учебной дисциплины;
• обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.
Каждое практическое занятие предполагает самостоятельную работу студента, которая должна быть выполнена к моменту проведения занятия. Во-первых – это самостоятельное ознакомление с основной и дополнительной литературой к каждой из тем курса. Во-вторых, студенту необходимо подготовить ответы на перечень вопросов, которые даются к каждому семинару.
План практического занятия содержит перечень учебных вопросов по теме, выносимых на обсуждение. Он также может включать и другие учебные задания в виде доклада (реферата), практической задачи.
Готовясь к практическому занятию, необходимо внимательно изучить конспект лекции, рекомендованную литературу, при необходимости, осуществить поиск иных связанных с вопросами темы источников. Для уверенности в правильном понимании вопроса и путей поиска ответа на него возможно получение индивидуальной консультации преподавателя.
При подготовке к практическому занятию целесообразно вести записи в отдельной тетради.
В ходе практического занятия происходит обсуждение учебных вопросов, как правило, с основным выступлением одного из студентов и последующим обсуждением в порядке свободной дискуссии.
Выступление на занятии должно удовлетворять следующим требованиям:
1) четкое изложение теории рассматриваемого вопроса, анализ его основных положений;
2) выдвигаемые теоретические положения должны подкрепляться практическими примерами;
3) завершать ответ должны собственные выводы обучающегося.
Важно убедиться, что все учебные вопросы и ответы на них поняты верно, не осталось неясных вопросов.
Четкое следование данным рекомендациям позволит студенту успешно освоить материал учебной дисциплины.
Возможна также подготовка специальных докладов, продолжительность которых может составлять 10-15 минут. Студентам рекомендуется подготовить небольшую презентацию c помощью программы MS PowerPoint, в которой студент может показать визуальную информацию по теме доклада, а также резюмировать основные положения своего выступления.
При подготовке доклада необходимо использовать основную и дополнительную литературу к курсу. Возможно также привлечение других источников, которые должны предварительно обсуждаться с преподавателем. Следует помнить, что доклад направлен на студенческую аудиторию, и он должен заинтересовать слушателей, поэтому важной частью выступления является обсуждение.
Практическое занятие 1
Социально-педагогический подход в образовательной деятельности
План:
1. Сущность социально-педагогического подхода в образовательной деятельности.
2. Основные понятия социально-педагогического подхода.
3. Принципы социально-педагогического подхода.
4. Методы социально-педагогического подхода.
Тематика докладов (рефератов):
- Взаимосвязь социально-педагогического подхода с другими подходами (деятельностным, системным, педагогическим, психологическим) в образовательной деятельности.
- Методы изучения потенциала социума.
Рекомендованная литература:
1. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
2. Иванов А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Иванов и др.; под общ. ред. А.В. Иванова. – М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К0», 2010. – 326 с.
3. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л.В. Мардахаев. – М.: Юрайт, 2011. – 797 с.
4. Сальцева С.В. Феноменология социально-педагогического подхода в образовании / Педагогические науки / Социальная педагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/12_KPSN_2012/Pedagogica/6_108975.doc.htm
5. Торохтий В.С. Социально-педагогический подход к деятельности образовательного учреждения / Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2014. – № 2 (29). – 62-70.
Практическое занятие 2