По заочной форме сокращенной программе обучения

Красноярск 2013

УМКД составлена старшим преподавателем кафедры социальной педагогики и социальной работы Черкасовой Ю.А., к.и.н., доцентом кафедры социальной педагогики и социальной работы Долидович О.М.

Обсужден на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы

« » 2013г.

Заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы д.п.н., профессор ___________________________________________Фуряева Т.В.

Одобрено учебно-методическим советом факультета педагогики и психологии детства

«__» _________ 2013г.

Председатель НМСС _____________________

Протокол согласования рабочей программы ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

с другими дисциплинами СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

на 2013/ 2014 учебный год

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину Кафедра Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д. Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу
Социальная педагогика Социальной педагогики и социальной работы   Протокол № _________ «___» _______________ Кафедра_____________
Методика и технология работы социального педагога Социальной педагогики и социальной работы   Протокол № _________ «___» _______________ Кафедра_____________
Основы социальной работы Социальной педагогики и социальной работы   Протокол № _________ «___» _______________ Кафедра_____________
Социальная политика Социальной педагогики и социальной работы   Протокол № _________ «___» _______________ Кафедра_____________

Лист внесения изменений

Дополнения и изменения УМКД на 2013/2014 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. Обновлен список литературы

2. Скорректированы задания для самостоятельной работы студентов

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры социальной педагогики и социальной работы "___"___ 2013 г.

Внесенные изменения утверждаю:

Заведующий кафедрой социальной

педагогики и социальной работы Т.В.Фуряева

Декан ФППД

"_____"___________ 2013г.

Оглавление

1.Пояснительная записка 05 стр.

2.Рабочая программа дисциплины 06 стр.

3.Выдержка из стандарта 08 стр.

4.Введение 09 стр.

5.Содержание теоретического курса дисциплины 13 стр.

6.Тематический план 17 стр.

7.Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины 19 стр.

8.Карта литературного обеспечения 23 стр.

9.Технологическая карта рейтинга 25 стр.

10.Методические рекомендации для студентов 26 стр.

11.Банк контрольных заданий и вопросов 28 стр.

12.Вопросы к зачету 44 стр.

13. Рабочая тетрадь 48 стр.

Пояснительная записка

Данный учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В его основу положены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050711 «Социальная педагогика».

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «История социальной педагогики» для студентов заочной формы обучения специальности 050711 «Социальная педагогика» сокращенной программы состоит из следующих элементов:

1 Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

2 Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «История социальной педагогики».

3 Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «История социальной педагогики», который представлен заданием к зачету, контрольной работе и тестовыми заданиями, что позволяет формировать профессиональные компетенции будущих педагогов в процессе изучения каждого учебного модуля. К каждому учебному элементу даны задания для проверки знаний студентов и закрепления учебного материала.

4 Вопросов к зачету, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области социальной педагогики.

Рабочей тетради

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Выписка из стандарта

ДПП.Ф.02 История социальной педагогики Зарождение социально-педагогической мысли и практики на ранних этапах развития человечества. Социальное воспитание в античном мире. Проблемы социального воспитания в эпоху Средневековья и Возрождения. Развитие социального воспитания в XVII – XIX веках. Зарубежная социальная педагогика в XX веке. Социальное воспитание и социально-педагогическая мысль в России в IX – XIX веках. Теория и практика социального воспитания в советской России. Возрождение социальной педагогики в России в конце XX века.  


Введение

Учебная программа дисциплины «История социальной педагогики» подготовлена в соответствии с обновленным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В ее основу положены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Социальная педагогика».

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности: социально-педагогическую, учебно-воспитательную, развивающую, культурно-просветительскую, научно-методическую, организационно-управленческую.

Её изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

· в области социально-педагогической деятельности:

o проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

o организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;

o проведение профориентационной работы;

o оказание помощи в решении задач социализации учащихся;

o обеспечение взаимодействия школы и различных учреждений с целью успешной социализации детей;

· в области учебно-воспитательной деятельности:

o психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

o организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

o использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;

o воспитание учащихся и формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

· в области развивающей деятельности:

o разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе;

o разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении;

o психологическая поддержка творчески одаренных учащихся; проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей;

o психологическая поддержка учителей в образовательном процессе;

· в области культурно-просветительной деятельности:

o формирование общей культуры учащихся;

o организация культурного пространства образовательного учреждения;

· в области научно-методической деятельности:

o выполнение научно-методической работы, участие в работе научно- методических объединений;

o анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

o в области организационно-управленческой деятельности: управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

o организация контроля за результатами социального воспитания; ведение школьной документации.

Нормативной базой подготовки современного российского социального педагога является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности «Социальная педагогика», предусматривающий новую структуру блока социально-педагогических дисциплин, в который входит и курс «История социальной педагогики».

Учебная дисциплина «История социальной педагогики» представляет собой систематическое изложение информационных материалов о зарождении и развитии на протяжении с древнейших времен до наших дней российского милосердия, благотворительности, социального призрения, защиты, поддержки и социальной помощи населению со стороны государства, религиозных концессий, общества и отдельных граждан.

Главными задачами курса являются:

1) ознакомление студентов - будущих социальных педагогов с опытом отечественной социальной педагогики, накопленным в стране: изменениями в социальной организации государства и общества, направлениями социальной политики, государственной системой управления социальными процессами, формами и методами социально-педагогической заботы россиян о нуждающихся в помощи соотечественниках, особенностями общественного призрения и обеспечения различных категорий населения в дореволюционной России, в период революционных потрясений, войн, после Октября 1917 года;

2) формирование научно обоснованных представлений об инновационных технологиях социально-педагогической работы.

Кроме образовательной функции курс имеет и воспитательную — на основе творческого отношения к изучаемому историческому прошлому студенты проходят школу общекультурного, гражданственного и патриотического воспитания.

Будущие социальные педагоги познакомятся с основными закономерностями и качественными сдвигами в организации и развитии социальной педагогики в России. Они смогут увидеть место российской благотворительности и социального призрения в мировом социальном процессе, самобытность отечественного наследия в этой сфере. Студенты получат возможность проследить связь между содержанием социальной педагогики и российским менталитетом, религиозными корнями народов России, региональными особенностями в историческом развитии.

Важное значение имеет знакомство с деятельностью многочисленных государственных, религиозных и общественных социальных институтов (благотворительных комитетов, братств, попечительств, ассоциаций, обществ), учебно-воспитательных, медицинских, трудовых, исправительных учреждений для различных категорий граждан. Изучение жизни и деяний выдающихся представителей благотворительного движения в стране: организаторов и энтузиастов филантропических обществ и учреждений, меценатов в области культуры, образования, - рождает стремление к возрождению благородных традиций народа, помогает восстановить гуманистические идеалы у молодежи, желание следовать примеру отечественных благотворителей.

На семинарских и лабораторных занятиях студенты знакомятся с законодательными, программными, уставными документами, отчетами и другими материалами государственной власти, благотворительных ведомств, учреждений, и обществ; литературой по соответствующей теме. Занятия могут проходить в разных формах: семинары, деловые или ролевые игры, научно-практическая конференция, посещение музея.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать:

ü важнейшие этапы развития социально-педагогических идей, социально-педагогического знания и владеть приемами работы с ними;

ü иметь научное представление об исторических основах развития социальной педагогики как науки;

ü знать имена исторических деятелей, философов, великих педагогов прошлого, исторические факты, историко-педагогический опыт в области социального воспитания;

ü историко-педагогические предпосылки возникновения, этапы становления института социальных педагогов в России;

ü сущность и социальную значимость профессии, ее роль и место в социальной жизни общества, социальной защите человека, системе профессий социальной сферы.

уметь:

ü выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому опыту социальной педагогики;

ü грамотно излагать ведущие социально-педагогические идеи из опыта прошлого;

ü приобретать новые знания, используя первоисточники, а также современные образовательные технологии;

ü анализировать основные тенденции социально-педагогической практики;

ü анализировать передовой социально-педагогический опыт.

владеть навыками:

ü работы с первоисточниками;

ü применения современных образовательных технологий;

ü психолого-педагогическое обеспечения образовательного процесса;

ü организации субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

ü проектирования и проведения работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

ü организации контроля за результатами социального воспитания;

ü организации досуговой деятельности детей и подростков.

Содержание теоретического курса дисциплины

Наши рекомендации