Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом

Стадии   Деятельность учителя   Деятельность учащихся  
1. Разработка проектного задания          
1.1. Выбор темы проекта   Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся   Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме  
    Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта   Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения  
    Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися   Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения  
1.2. Выделение подтем и тем проекта   Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора   Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую  
    Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта   Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)  
1.3. Формирование творческих групп   Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности   Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды  

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Окончание табл. 22

Стадии   Деятельность учителя   Деятельность учащихся  
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формули-эовка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы   Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу   Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом  
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности   Учитель принимает участие в обсуждении   Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятель­ности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, ли­тературная гостиная и т.д.  
2. Разработка проекта   Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность   Учащиеся осуществляют поисковую деятельность  
3. Оформление результатов   Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность   Учащиеся вначале по груп­пам, в потом во взаимодей­ствии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами  
4. Презентация   Учитель организует экспер­тизу (например, приглашает в качестве экспертов стар­ших школьников или парал­лельный класс, родителей и др)-   Докладывают о результатах своей работы  
5. Рефлексия   Оценивает свою деятель­ность по качеству оценок и активности учащихся   Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу  

По продолжительности различают:

• минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;

• краткосрочные — на 4-6 уроков;

• недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочета­ние классных и внеклассных форм работы; глубокое погру-324

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

жение в проект делает проектную неделю оптимальной фор­мой организации проектной работы;

- долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов: научный доклад, деловая игра, де­монстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная кон­ференция, инсценировка, театрализация; игры с залом, защита на Ученом Совете, диалог исторических или литературных персона­жей, спортивная игра, спектакль, путешествие, реклама, пресс-кон­ференция.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руково­дитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт, пози­ция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятель­ности учащихся.

Дальтон-технология

Дальтон-технология — наиболее близка к методу проектов. Мо­жет быть еще рано «Дальтон» называть технологией, однако уже сейчас основные ее признаки обозначились: цели, исходные идеи, содержание, формы, системы действий учителя и учащихся.

Приведем небольшую историческую справку. Во-первых, Даль­тон — это город в США, где впервые была создана такая школа. Отсюда и произошло название. Сейчас такие школы распростране­ны в США, Голландии и многих других странах.

Американский педагог Хелен Паркерхерст, изучив положение дел в школах, пришла к заключению о том, что в них осуществля­ется насильственное обучение, подавляющее естественное делание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть. Поэтому она поставила своей задачей найти новые подходы органи­зации жизнедеятельности детей в образовательном процессе. X. Пар­керхерст разработала «Лабораторный план», имеющий своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело и дух.

В основе технологии «Лабораторного плана» лежала идея объе­динения деятельности учителя и учащихся по достижению индиви­дуализированных целей обучения.

Цели Дальтон-технологии:

- обеспечить индивидуальное развитие ученика;

- обеспечить развитие его социального опыта за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятель­ности в учебно-познавательной деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Исходные теоретические позиции Дальтон-технологии следую­щие. Дальтон-план — это сочетание кабинетного обучения с образо­вательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, са­мостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом — принципом гуманизма. В этом суть филосо­фии Дальтон-технологии.

Рассмотрим сущность каждого принципа.

Принцип свободы. Свобода — это право выбора учеником пред­метов, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Но эта свобода сочетается с ответственностью: окончатель­но уровень достижения цели оценивает учитель по каждому свобод­но выполненному заданию. Каждый ученик индивидуально отчи­тывается перед учителем.

Принцип самостоятельности. Самостоятельность — это выбор уче­ником уровня самостоятельности познавательной деятельности и мар­шрута своего развития, самостоятельность действия принятия ре­шения и ответственности за этот выбор.

Принцип сотрудничества. Сотрудничество — это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в ма­лой группе. Это дает возможность учащимся учиться уважать дру­гого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учить­ся помогать другим, отвечать за работу в группе. По поводу помощи важно отметить, что она состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.

Таким образом, основная идея этой технологии: работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение зада­ния будешь сам (ответственность).

Задания составляют содержательную основу технологии Даль­тон. Они должны носить творческий характер. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого учени­ка, но и дается проверочная работа для всех. Собственно говоря, именно результаты этой работы и оцениваются. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем.

Когда Хелен Паркерхерст разрабатывала Дальтон-план, то она предлагала разделить весь учебный материал по предмету на четы­ре части (по числу учебных четвертей), затем каждую часть — на число месяцев в четверти и затем — на число недель. И это было основой для определения заданий на день, неделю, месяц.

К самим заданиям предъявляются следующие требования:

• задания носят уровневый характер;

• задания охватывают достаточный объем учебного материала;326

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

• четко формулируется цель задания, а значит и результат его выполнения;

• задание должно быть понятным и интересным ученику;

• задание рассчитано на возможность ученика самостоятельно справиться с ним. Для этого в задании даются указания, ли­тература, сроки выполнения;

• задания предполагают различные формы их выполнения, воз­можность сотрудничества с другими;

• в заданиях предусматривается возможность для учета, само­контроля и контроля (например, выступление в группе);

• ученику в процессе выполнения задания должно быть ясно, когда и к кому можно обращаться за помощью;

• содержание задания предполагает предварительное и после­довательное обсуждение.

Именно через выполнение системы заданий осуществляется, преж­де всего, индивидуальное развитие ученика.

Лаборатория — это время в расписании ученика, отведенное для самостоятельной работы над заданием, а также для участия в учеб­ных занятиях.

«Дом» — это условия, приближенные к домашней свободе: на­личие места, где ученику комфортно работать; свобода выбора, с кем выполнять работу; наличие группы консультантов и т.д.

Одним из важных вопросов в аспекте реализации исходных теоре­тических позиций является вопрос о формах реализации Дальтон-плана.

Можно выделить три формы реализации Дальтон-плана — класс­ное учебное занятие, лабораторное занятие, конференция.

Классное учебное занятие имеет своей целью главным образом усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление. Могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной реф­лексии, т.е. это — составная часть классно-урочной системы. В школе Дальтон вводились иногда и определенные табу, например, класс­ное учебное занятие не рекомендуется пропускать.

Коллективный урокимеет следующие особенности:

• наличие проблемы, которая возникла у большинства учащих­ся во время практической деятельности;

• учитель — организатор и участник процесса обсуждения;

• ученик — участник и субъект организационной деятельности;

• результатом коллективного урока является некое решение про­блемы (для каждого может быть своя) с выходом на последу­ющую деятельность через возникшие вопросы и затруднения. На таких уроках нельзя читать лекции; уходить при обсужде­нии от заявленной темы; делать выводы, носящие законченный ха­рактер; давать оценку выступлениям.

Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лабораторное занятие. К признакам лабораторного занятия от­носятся:

• наличие места, где сосредоточена необходимая литература, по­собия, справочник и др.;

• длительный промежуток времени, в течение которого лабо­ратория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполне­ние 'своего задания;

• присутствие одного или нескольких консультантов.

Во время занятия ученик работает индивидуально (в своем тем­пе, в паре, группе). Роль учителя заключается в том, что он кон­сультирует школьников, беседует с учащимися по результатам вы­полненных ими заданий, принимает зачеты, дает новые задания. В ходе лабораторий нельзя организовывать общее обсуждение пробле­мы, вмешиваться в индивидуальную и групповую работу без необ­ходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью учащихся.

Конференция. Отличительная черта конференции состоит в орга­низации обсуждения теоретического вопроса, желательно интегра-тивного характера. Особое значение уделяется человеческим про­блемам, ценностям.

Основные признаки конференции:

• необходимость подготовительного этапа;

• выступления в форме докладов, а не сообщений, т.е. в выс­туплениях важно обозначить собственную позицию.

Такова классификация форм учебных занятий в условиях Даль­тон-технологии. В сравнении с имеющими место в России класси­фикациями она ближе всего подходит к группировке учебных заня­тий по доминирующей цели, однако эта цель в каждом занятии проявляется более жестко. Отечественная школьная практика не требует в этом плане больших изменений.

В опыте школы № 1080 г. Москвы, Минской гимназии № 3 вы­страивается система занятий примерно так: могут проводиться спе­циальные занятия по изучению новых знаний, дискуссии, конфе­ренции, но обязательно имеют место «лаборатории» в форме Даль­тон-часа, Дальтон-дня, Дальтон-недели.

Дальтон-час — особая форма занятий. Может проводиться один раз в неделю. Например, в Минской гимназии № 3 каждый вторник второй урок — это работа учащихся в разных лабораториях по вы­полнению заданий. Например, школа только начинает осваивать эту технологию и переводит все 5-6-е классы на эту систему по 2-3 предметам. Во время Дальтон-часа все необходимые для работы учащихся кабинеты открыты, в них находятся учителя, воспитате­ли, психологи. Обязательно работает библиотека. В рекреациях созда-328

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ются уголки, где группы учащихся могут заниматься. Мебель в классной комнате тоже может быть переставлена. Каждый ученик определяет сам, в каком порядке, с кем будет работать (или, может быть, будет действовать самостоятельно), будет ли отчитываться перед учителем сразу после выполнения задания или в установлен­ные сроки.

В Минской гимназии № 3 выработали свои правила поведения на Дальтон-часе:

1. Получи Дальтон-задания по всем предметам заранее, проана­лизируй их и распредели по дням, по времени, какое задание, где и когда будет выполнено в течение двух недель.

2. На Дальтон-час выбери себе лабораторию, партнеров, место работы, предмет и порядок выполнения задания.

3. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой.

4. Организуй рабочее место с хорошей освещенностью, с мини­мумом зрительных и звуковых раздражителей, необходимыми сред­ствами обучения и начинай работать.

5. Вчитайся в задание, определи его цели. Работай интенсивно и независимо, быстро и легко. Выполняй Дальтон-задание в удобном для себя темпе.

6. Работай сейчас. Береги время. Ничто не откладывай на потом.

7. Будь настойчивым. Не позволяй мелочам отвлекать тебя, вы­матывать и отравлять удовольствие от работы.

8. Можно пойти работать в библиотеку, но только с разрешения учителя или классного руководителя; для этого надо иметь карточ­ку-допуск с указанием нужных книг.

9. Не допускай более двух переходов за урок из лаборатории в лабораторию (библиотеку).

10. Если непонятно, спрашивай у учителя, у товарищей, ищи в книгах, памятках. Думайте вместе! Объясняя материал или реше­ние кому-то, ты сам его лучше поймешь.

11. Записи по каждому предмету веди отдельно и четко. Пере­проверяй себя. Для записей можно использовать различные цвета.

12. Держи словарь или книгу по грамматике под рукой и пользуй­ся ими, как только в чем-то не уверен. Пользуйся справочником и энциклопедиями.

13. Изучай себя. Делай акцент на положительном. Определи, на чем спотыкаешься, и реши, как этого избежать в следующий раз.

14. Учись на ошибках. Пройдись по каждому заданию, повтори, что знаешь, и обрати внимание, где надо приложить больше уси­лий. Старайся выполненные задания сдавать до указанного срока и по мере выполнения.

Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

15. Помни, что от учителя ученик на Дальтон-часе получает толь­ко консультацию, подсказку, где найти ответ и т.п., но не готовый ответ.

16. Некоторые задания или упражнения можно выполнить дома.

17. При возникновении серьезных проблем обращайся к класс­ному руководителю. Не выбрасывай собственный план (расписание) выполнения Дальтон-заданий в эти две недели. Планируя следую­щие две недели, ты сможешь кое-что улучшить.

18. Перед тем как сдавать выполненное задание, посмотри еще раз, какие цели оно преследовало. Проанализируй, достиг ли ты их.

19. Контрольное (тестовое) задание выполняется только индиви­дуально!!!

20. Используй индивидуальный контрольный лист или карту са­мооценки.

Дорогой друг! Дальтон-час — это час серьезной самостоятельной работы в условиях свободы выбора места, предмета, темы, партне­ра, источников знания и т.п.

Воспользуйся разумно предоставленной свободой и доверием!

Предлагай, как лучше организовать работу по Дальтон-плану и как лучше составить Дальтон-задание.

Учись учиться! Успехов тебе!

Практика показывает, что Дальтон-технологии, как и метод про­ектов, чаще всего находят своих последователей в профильных школах, где наиболее высок процент учителей, работающих по клас­сификации Т.Ф. Белоусовой — Е.В. Бондаревской на профессио­нально-творческом уровне педагогической культуры.

Наши рекомендации