Формы (сферы проявления) психики
Можно считать, чтопсихика – высший продукт особым образом организованной материи, с помощью которого происходит отражение предметов и явлений внешнего и внутреннего мира (в виде субъективных образов).
Процесс формирования психики осуществляется путем активного отражения человеком реальной действительности, которая представлена объектами разного рода (физическими, биологическими, общественными).
Психическая деятельность – это сложная приспособительная деятельность организма за счет функционирования в мозге человека единой функциональной системы. Ее отдельные части локализованы в различных отделах головного мозга. Поражение одной из частей такой функциональной системы не может полностью вывести ее из строя, т. к. сохраненные части продолжают функционировать, компенсируя в известной мере возникшие нарушения (принцип динамической локализации психических функций).
Для удобства исследования и изучения единую психическую деятельность условно принято разграничивать на три сферы:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание).
2. Состояния – эмоции, чувства, воля.
3. Особенности – индивидуальность (темперамент, характер, способности).
Ощущения, восприятия обеспечивают чувственно-образную ступень познания; мышление, воображение – обобщенное, опосредованное отражение действительности; эмоции и чувства обеспечивают переживание, отношение к окружающей действительности; личность опосредует отражение окружающей действительности.
Теория отражения:
1. Материя первична, сознание вторично.
2. Ощущения – достоверные снимки, копии внешнего мира.
3. Ощущения – субъективный образ объективного мира.
4. Мир познаваем.
5. Критерием истинности отражения является практика (методы научного исследования).
Основные принципы психологической науки:
- детерминизма (психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни);
- единства сознания и деятельности (сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство.Сознание образует внутренний план деятельности, её программу);
- развитие психики, сознания в деятельности (психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности).
Методы психологии. Как все естественные и общественные науки, психология располагает двумя методами получения фактов, подлежащих дальнейшему анализу, методами наблюдения и эксперимента, которые в свою очередь имеют ряд модификаций, не изменяющих их сущности. Наблюдение становится методом психического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению их психологической природы. Разновидностью наблюдения будет психологический анализ продуктов деятельности; метод обобщения независимых характеристик, полученных при наблюдении личности в различных видах деятельности. Основной инструмент получения новых психологических фактов и объективного научного познания – это экспериментальный метод, в настоящее время он служит основным поставщиком психологических знаний. Различают лабораторный и естественный эксперимент. Методы, с помощью которых устанавливаются психологические качества личности, являются психологические тесты. Тест – это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Понятие «метод психологического исследования» может быть употреблено и в значении специальной методики решения конкретной научной психологической проблемы.
Методы исследования в клинической психологии:
1. Наблюдение за поведением человека (больного).
2. Опрос человека (больного), а при возможности – его родственников или близких. Медицинский анамнез включает анамнез жизни и анамнез заболевания. Задача психологического анамнеза – установить сложившуюся систему отношений больного, особенно отношение к болезни, и оценить, насколько болезнь изменила всю эту систему, т. е. какое отражение болезнь получает в субъективном мире больного, как сказывается на его поведении, на всей системе личностных отношений. Для сбора психологического анамнеза важно не только то, на что жалуется больной, но и как жалуется (какими словами, с какими эмоциями), а во многих случаях и о чем больной не говорит или, начав говорить, замолкает и отказывается дальше продолжать разговор на эту тему (т. е. это, скорее всего, для него очень значимо).
При сборе психологического анамнеза основное внимание следует уделять:
а) перенесенным болезням, в первую очередь тяжелым, реакциям на них;
б) профессиональному пути и деятельности, удовлетворенности ими;
в) развитию семейных и интимных отношений;
г) отношению с окружением вне семьи (на работе, с приятелями). Здесь кроются причины неприятных переживаний, поэтому важно оценить, может ли человек рассчитывать на поддержку и сопереживание за пределами семьи;
д) наиболее серьезным событиям в прошлой жизни, прежде всего для возможности оценить адекватность вызванной ими реакции;
е) характеру употребления спиртных напитков, курению.
3. Экспериментальное исследование, в первую очередь психологическое тестирование.
4. Анализ творчества отдельного человека, например его писем, дневников, рисунков, фотографий и т. д. или каких-либо общественных материалов.
Наблюдение и расспрос – основные методы исследования.
Темы для повторения:
1.Анатомическое и гистологическое строение нервной системы.
2.Морфологическое строение головного мозга.
3.Физиологические основы деятельности головного мозга (процессы возбуждения и торможения).
4.Типы синапсов, их функции, виды синаптической передачи возбуждения.
5.Рецепторная деятельность нервной системы.
6.Рефлекторный характер психики.
7.Понятие «рефлекс».
8.Безусловные и условные рефлексы.
9.Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах.
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Что является предметом изучения психологии?
2. Отрасли психологии.
3. Значение психологических знаний для врачебной деятельности.
4. Понятие о душе, психике и психической деятельности.
5. Основные принципы психологии.
6. Теория отражения.
7. Развитие психики в филогенезе.
8. Формы проявления психики.
9. Основные функции психики.
10. Признаки психического
11. Понятие «психическая деятельность».
12. Методы исследования в психологии.
13. Психическое здоровье и его критерии.
Литература
Основная
1. Бордовская, Н. В. Педагогика и психология : учебник для вузов / Н. В. Бордовская. – СПб. : Питер, 2014. – 624 с.
2. Клиническая психология : учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб. : Питер, 2013. – 864 с.
3. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов : в 3-х т. – Т. 1.Общие вопросы психологии. – М. :Юрайт, 2013.
Дополнительная
1.Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / под ред. проф. Н. Н. Седовоп. – Волгоград, 2000.
2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2013. – 712 с.
3. Холмогорова, А. Б. Клиническая психология / А. Б. Холмогорова : в 4-х т. – Т. 2. –М. : Академия, 2012.
Учебные ситуационные задачи
1.Какое из утверждений, приведенных ниже, выражает идеалистическое понимание психики, а какое – материалистическое?
а) Психическая деятельность не зависит от внешних причин.
б) Психическая деятельность – свойство мозга.
в) Психическая деятельность познаваема только путем самонаблюдения.
г) Психическая деятельность – отражение объективной действительности.
Ответ: а, в – идеалистическое; б, г – материалистическое.
2.По А. Н. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является:
1. Способность к поисковому поведению.
2. Наличие чувствительности.
3. Способность к гибкому приспособлению к среде.
4. Умения проигрывать действия в умственном плане.
Ответ: 2