Логика педагогического эксперимента
1) разработка новой педагогической конструкции
2) разработка программы ее проверки
3) определение критериев оценки ее эффективности
4) определение процедуры проверки
5) осуществление намеченного
6) отслеживание и анализ результатов.
Этапы:1) констатирующий; 2) формирующий (преобразующий).
6. Тестирование (психолого-педагогический метод). Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных различий.
Тестирование – выявление актуального уровня (степени) развития у индивида ЗУНов, личностных характеристик на основе использования стандартизированных заданий (тестов), имеющих определенную шкалу значений.
Виды тестов:
1. тесты достижений (дидактические) – позволяют определить уровень усвоения учебного материала.
2. тесты способностей позволяют изучить предпосылки личности к освоению или выполнению определенной деятельности (тесты интеллекта, креативности).
3. тесты личности направлены на выявление особенностей личности, ее темперамента, направленности, мотивации, качеств личности.
Специфические методы гуманитарных исследований (методы описания и понимания человека):
– метод интроспекции, или самонаблюдения, исходящий из рефлексивной природы человека (интроспекция есть "всматривание" во внутренние процессы сознания, явления душевной жизни); так же, как и внешнее объективное восприятие, внутреннее восприятие происходит с помощью логических процессов – различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения;
– метод самоотчета, представляющий собой словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдений; культурно оформленными видами самоотчета являются письма, автобиографии, исповеди, дневники, представляющие уникальность внутреннего мира человека;
– идентификация как метод понимания другого представляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом; идентификация использует интеллектуальные, логические операции (сравнение, анализ, рассуждение и т.п.);
– биографический метод как способ познания человека, основанный на изучении личности в контексте ее истории, через описание ее биографии; понимание внутреннего мира человека осуществляется посредством описания прошедших этапов жизни человека;
– педагогическая герменевтика, представляющая собой искусство истолкования и понимания педагогического опыта, который может быть представлен в различного рода текстах, а также других продуктах материальной и духовной культуры.
Количественные методы обработки результатов в педагогических исследованиях:
Регистрация– выявление определенного качества у явлений данного класса (например, количество неверно решенных заданий).
Ранжирование– расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания). Например, составление списка учеников в зависимости от количества полученных социометрических выборов.
Шкалирование – соотнесение качественных характеристик исследуемых объектов с их числовыми значениями,
Рейтинг – оценка качества личности с помощью компетентных специалистов. В качестве частного случая рейтинга может рассматриваться самооценка учащимися своих качеств по определенной шкале.
Экспертная оценка– оценка полученных данных с помощью привлечения независимых экспертов.
Социометрия– метод, позволяющий на основе опросов или фиксации поведения выявить структуру взаимоотношений членов коллектива, их симпатии и антипатии, установить, кто является лидером, а кто нет.
Ретроспективный анализ собственного опыта. Каждый исследователь имеет опыт отношений и переживаний. Он может послужить исходной позицией, одним из элементов для сравнения, сопоставления, поможет разобраться в изменениях, происходящих в личности, педагогическом труде, в педагогических процессах
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА №1: Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
1. Дидактика ( от греч. дидактос – поучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования (Подласый). Наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах организации, достигаемых результатах (Подласый).
2. Объект дидактики – содержание и процесс обучения.
3. Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения; взаимодействие преподавания и учения в их единстве.
4. Обучение – совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели (Подласый). Это самый важный и надежный способ получения систематического образования; специфический процесс познания, управляемый педагогом.
5. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления (Подласый). Результат целенаправленного обучения. Его компоненты: способы деятельности и поведения; мировоззрение; кругозор и эрудиция; интеллект; навыки самообразования; активность; работоспособность; воспитанность; подготовка к выбору профессии и другие.
а). Образование общее – овладение знаниями основ наук по циклам учебных предметов в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях, колледжах.
б). Образование политехническое – знакомит учащихся с основными видами современных производств, формирует умения и навыки выполнения простых трудовых действий. Приобретается в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях.
__________________________________
1 См.: Бим – Бад Б.М. Петровский А.В. Образование // Педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993–1999. Т.2. С. 62
2 См.: Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991. С.24.
3 См.: Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 202.
4 См.: Большой Энциклопедический словарь. М., 1998. С. 826.
5 См.: Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.С.8.
6. Цель ( учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия (Подласый).
7. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели (Подласый).
8. Результаты (продукты обучения) – то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
9. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
10. Методологические основы обучения – это принципиальные положения, определяющие общую организацию, отбор содержания, выбор форм и методов обучения.
11. Бихевиоризм – научение человека сводит к физиологическому процессу усвоения организмом определенных стимулов и соответствующих реакций на них в строго задаваемых ситуациях обучения. Основной механизм развития мышления – своевременное подкрепление в виде наград и наказаний. Обучение – это искусство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций. Стимул → реакция.
12. Прагматизм – обучение, расширение личного опыта ученика, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю (Дж. Дьюи – основоположник).
13. Экзистенциализм – учение, которое отрицает объективные всеобщие ценности и считает, что личность сама должна вырабатывать ценности в своей деятельности путем полного проживания каждого момента бытия.
14. Неотомизм – философское течение, согласно которому человек является неотъемлемым звеном в иерархии форм бытия, сотворенным Богом. Человек состоит из двух величин – души и тела. Личность направляется естественным законом, призывающим творить добро.