Деятельность общественных организаций

Среди различных общественных организаций, занимающихся проблемами социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха, большую роль играют Всероссийское и региональные общества глухих. Основными задачами этой общественной организации яв­ляются защита прав и интересов неслышащих людей, расширение возможностей их интеграции в общество. В отделениях ВОГ про­водятся консультации по вопросам образования детей и взрослых с нарушениями слуха; оказывается поддержка школьникам и сту­дентам различных учебных заведений; оказывается помощь в тру­доустройстве; организуется совместный отдых неслышащих детей и родителей; оказывается материальная помощь остронуждающимся членам ВОГ. Общество глухих организует культурные, физкуль­турно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Имеющиеся в разных регионах дома культуры и клубы Общества глухих прово­дят значительную культурно-просветительную работу: организуют лекции по различной тематике, в том числе и по правовым вопро­сам, организуют педагогический всеобуч. Региональные отделения Общества глухих поддерживают деятельность различных кружков, организуют конкурсы и смотры художественной самодеятельности воспитанников детских садов и школ.

Всероссийское общество глухих издает журнал «В едином строю», содержащий различную информацию о жизни людей с нарушения­ми слуха, проблемах медицинской и социальной реабилитации, в том числе значительное внимание в нем уделяется вопросам обучения детей дошкольного и школьного возраста. В журнале «В едином строю» имеется рубрика «Университет для родителей», в которой содержатся материалы по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста, конкретные советы и рекомендации по вос­питанию плохослышащих детей в семье.

В социальной реабилитации детей с нарушениями слуха прини­мают участие различные региональные организации, оказывающие помощь детям-инвалидам. Количество этих организаций возросло в последние годы, они активизировали свою деятельность. Среди них необходимо подчеркнуть значение деятельности таких органи­заций, как ассоциации родителей глухих детей (или детей с нару­шениями слуха), которые существуют в отдельных регионах. Ос­новными задачами таких организаций являются защита прав детей с нарушениями слуха, организация помощи родителям, распростра­нение среди родителей информации о лечении нарушений слуха, слухопротезировании, методах воспитания и обучения детей и др.

Важное значение для приобщения к спорту, проведения оздоро­вительных и спортивных мероприятий имеют спортивные союзы и ассоциации, например Московский спортивный союз глухих, Мос­ковская федерация футбола глухих и др. Для развития художест­венных способностей глухих и слабослышащих детей разного воз­раста важны контакты детских садов и школ с Домами детского творчества, студиями, кружками.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Объясните значение понятий «социальная защита», «социальная поддержка».

2.Что понимается под системой социальной реабилитации детей-инвалидов?

3.Какие льготы имеют дети-инвалиды по слуху?

4.Как законодательство защищает права матерей детей-инвалидов?

5. Какие общественные организации осуществляют социальную поддержку детей с нарушениями слуха?

Литература

Алов В. В., Алова М. И. Малыш не слышит! — СПб., 1992. Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-правовых документов и науч.-метод. материалов / Под ред. Р. Б. Стеркиной. — М., 1996.

Права глухих / Сост. В. 3. Базоев. - М., 1996.

Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. — М., 1998.

Основные документы, в которых отражена система социальной защиты детей-инвалидов (1993—1997)

1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.93).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 (от 30.11.94, № 51-ФЗ),
ч. 2 (от 26.01.96, № 14-ФЗ).

3. Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.95, № 223-ФЗ).

4.Федеральный Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95, № 181-ФЗ.

5.Указ Президента РФ Б. Н. Ельцина «О дополнительных мерах государ­ственной поддержки инвалидов» от 02.10.92, № 1157.

6.Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96, № 12-ФЗ.

7.Приказ Минздрава РСФСР от 04.07.91, № 117.

8.Статья 49 КЗОТ РСФСР.

9.Статья 54 КЗОТ РСФСР.

10.Статья 163.1 КЗОТ РСФСР.

11.Статья 170 КЗОТ РСФСР.

12.Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25.09.92, № 3543-1.

13.Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.90. Статьи 11,32,49, 92, 114.

14.Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 04.08.94, № 12-ФЗ.

15.Постановление Правительства РФ «О порядке формирования цен на ле­карственные средства и изделия медицинского назначения и обеспечения мер по социальной защите населения» от 11.12.92, № 970.

[1] Inclusive (англ.) — включающий в себя, содержащий.

Наши рекомендации