Действенность личностей-символов.

ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Общеизвестно, что в исторической памяти каждого народа есть люди-символы и есть события-символы. Среди людей - это всегда единицы, в историческом процессе знаковых событий немного. И это понятно, ведь иначе люди потеряли бы ориентиры, заблудились в поисках цели и смысла жизни.

Личности и события-символы тоже составляли в истории народов целые эпохи. Лютер и Коменский, Ушинский и Толстой, Ломоносов и Яковлев, Корчак и Штейнер, Нил и Френе, Фрейре и Сухомлинский...- все они, каждый по своему, содействовали развитию человечества.

В последнем тысячелетии истории человечества одно из достойнейших мест вправе занять «Отец педагогики» Ян Амос Коменский, истинно народный, истинно национальный педагог, национальный герой, национальный гений. Благодаря народности он стал всемирным, общечеловеческим символом. К «Великой дидактике» он пришел через «Чешскую дидактику», «Чешскую грамматику», «Чешскую поэзию», «Мудрость старых чехов». Без вековой мудрости чешского народа не было бы и «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих»: «Милая чешская Община братская... Уступи место великой Общине, в которую соберет господь все народы под небом». Все народы мира в одном государстве хотел собрать и Чингисхан. Однако достичь этого они хотели разными способами: один - силой принуждения, другой - силой духа.

Дело Коменского зародилось из потребностей и традиций родины, и «мудрость старых чехов» наилучшим образом выражает их.

Пословицы и поговорки, собранные Коменским, и сегодня сохраняют всю свою актуальность и воспитательную силу. Приведем некоторые из них: «От больших туч малый дождь», «Уверен, как в корзине вода», «Гнев без силы бесполезен», «Кто много обещает, мало делает», «Скорее сумасшедший и ребенок правду скажут», «С прошлогоднего смеха плач», «Богатство прибывает, благородство убывает». Коменский не только собирал и использовал в своей педагогической деятельности произведения устного народного творчества - пословицы, поговорки, сказки, загадки и др. - он сам создавал художественные произведения, в которых под стать народным сочетались в единой художественной ткани поэзия и педагогический смысл. Таковы его пьесы, созданные для шарошпатакской школы! Приведем сценку из пьесы «Школа-игра».

Аполлон. А каким образом ты пашешь?

Пахарь. Мой мальчик погоняет волов палкой, волы запряжены в плуг. Я же одной рукой вонзаю соху в землю, а другой стряхиваю с сохи глину вот этим скребком. Дойдя до конца борозды, поворачиваю плуг обратно, и так продолжается до тех пор, пока все поле не будет вспахано. Через некоторое время мы вновь перепахиваем поле, а коли понадобится - так и в третий раз. Если почва болотистая, роем осушительные каналы, чтоб отвести влагу.

Аполлон. А чем вы занимаетесь потом?

Пахарь. Я становлюсь сеятелем, хожу по пашне и разбрасываю зерна, которые мальчик заборонит. Тут и конец нашей работе. Зерна набухают, пробиваются наверх, стебли растут, колосья наливаются.

Далее в диалог включается жнец, молотильщики. Один за другим рассказывают: скашивают хлеба косами или жнут серпами, скошенные хлеба связывают в снопы свяслами и по пятнадцать расставляют в копны, затем снопы накладывают на возы и свозят в ригу или сарай, а иногда расставляют стогами.

Аполлон спрашивает: В старину молотили зерно так: прогоняли по нему волов, прокатывали валки. Как вы поступаете?

Молотильщики поясняют: Мы нынче достигаем того же гораздо легче с помощью этих цепов. Обмолоченное зерно сыплем на сито и провеиваем, выставляем на ветер, чтобы отделить от зерен плевелы. Провеянное зерно свозим в амбары или прячем в погреба и ямы на случай нападения врагов.

В этих диалогах раскрывается смысл и значение различных видов и этапов сельскохозяйственного труда. Выразительны рассказы о трудовых операциях. Как похожи эти сценки на недавнюю русскую, марийскую, чувашскую действительность? У них тот же способ молотьбы, но вместо волов прогоняли лошадей. И технология провевания та же, хотя использование ветра в этой операции имело разные способы, в том числе и бросание неочищенного от плевел зерна деревянной лопатой высоко в воздух. А вот прятать зерна в погреба и ямы - такой традиции не было.

Современны, народны и человечны слова манифеста Коменского (1655), в котором он выступает от имени восставших польских сословий, обращаясь к шведскому королю Карлу Густаву: «Провидение позаботилось о победе Вашего Величества, дабы Ваше Величество доказали, что рождены для славы и величия. А посему следует использовать щедрые дары Фортуны с умеренностью и научиться править свободным народом. Такой народ подчиняется радостно, и властвовать над ним можно лишь дружеским пониманием. Нельзя тотчас гасить воспылавший дух благородной польской натуры. Гораздо приятнее править людьми, а не ослами. Ибо не есть ли человек, лишенный достоинства, с попранной душою, осел, влачащий жалкое существование? В поляках еще жива любовь к свободе, хотя беззаботность привела к тому, что ныне они не могут сохранить былую вольность без чужой помощи. Однако страх перед новым порабощением способен пробудить в них прежнюю удаль и поставить под угрозу Ваш триумф. Что же надобно предпринять? Вернуть полякам приумноженную свободу, чтобы они могли наслаждаться ею повсюду. Люди привыкли оценивать дружеские чувства по тем благам, которые дает дружба, так пусть же Ваше Величество обещает народу с полной свободой и безопасностью изобилие жизненных благ. Только обещать недостаточно, следует выполнить обещанное...»

Каждая строка, каждое слово манифеста-панегирика звучит пророческим предостережением, имеющим смысл и значение для любого из угнетенных народов и их поработителей. Педагогическая, просветительская деятельность Я.А. Коменского - яркое свидетельство того, что современное функционирование традиционной культуры воспитания, народной педагогики возможно лишь в условиях национальной свободы и независимости, при возрождении и культивировании традиционных народных ценностей.

Наши рекомендации