Интеллектуальное взаимодействие
Цели
Собственная
Собственная деятельность
Результат
процесса преподавателя
учащегося
Эмоциональное взаимодействие
|
|
|
|
|
Цел ь отражает тот конечный результат педагогического вза- имодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Прин- ципыпредназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание — это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Содержание образо- вани я — специально отобранная и признанная обществом (госу-
дарством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в оп- ределенной сфере.
Содержание образования — тот конечный результат, к кото- рому стремится учебное заведение, тот уровень и те достиже- ния , которые выражаются в категориях знаний, умений, навы- ков, личностных качеств.
Методы — это действия педагога и учащегося, посредством
которых передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержани- ем используются в единстве с методами. Форм ы организаци и педагогического процесса придают ему логическую завершен- ность, законченность.
Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методичес- кой и психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педпроцесс имеет и свою методиче- скую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд за- дач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методи- ческая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих двух структур педагогический про- цесс имеет еще более сложную структуру — психологическую:
1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального на- строя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утом- ления. Таким образом, в психологической структуре урока мож- но выделить три психологические подструктуры: 1) познаватель- ные процессы; 2) мотивация учения; 3) напряжение.
Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в дви- жение», необходим такой компонент, как управление. Педаго- гическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответ- ствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов: по- становка цели — информационное обеспечение (диагностирова- ние особенностей учащихся) — формулировка задач в зависи- мости от цели и особенностей учащихся — проектирование, пла- нирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) — реализация проекта —
5 1
контроль за ходом выполнения — корректировка — подведение
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактически- ми системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служа- щих достижению целей обучения. Можно выделить три ди- дактические концепции: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики.
|
|
|
нению знаний. Гербарт стремился организовать и систематизи- ровать деятельность учителя, что было важно для дидактики.
|
Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы. Среди новых подходов выделяют педоцентристскую концепцию, в ко- торой главная роль отводится учению — деятельности ребен- ка. Воснове этого подхода лежит система американского педаго- га Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейна, В. Лая. Название
«педоцентристская» концепция носит потому, что Дьюи предла- гал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интере- сов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные спо- собности и разноообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естествен- ный характер, а получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т. е. «обучение через делание».
Структура обучения выглядит так: ощущение трудности в про- цессе деятельности, формулировка проблемы и сути затрудне- ния, выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследователь- ское мышление, научный поиск. Разнообразная деятельность де-
тей — сочинения, рисунки, театр, практические работы («педа- гогика действия») — активизирует познавательную деятельность, развивает мышление, способности и умения. Однако абсолюти- зация такой дидактики, распространение ее на все предметы приводит к переоценке спонтанной деятельности детей, к утра- те систематичности обучения, к случайному отбору материала, к большой трате времени, к снижению уровня обучения.
|
|
ксхеме «познал (путем поиска вместе с учи- телем и