Развитие звукослогового анализа и синтеза
Разнообразные ошибки при воспроизведении звукослоговой структуры слова (пропуски, перестановки звуков и слогов) могут быть преодолены в процессе параллельной работы по формированию у детей навыков звукового и слогового анализа и синтеза и навыков правильного воспроизведения звукослоговой структуры слова.
Логопедическая работа по формированию звукослогового анализа и синтеза начинается на второй ступени обучения (в соответствии с «Программой»). В среднем дошкольном возрасте согласно программным требованиям формируются простые формы фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука из слова, определение последнего и первого звуков в слове) и синтеза звукосочетаний [АУ], [ИА], а также простых слов: ум, мы. На третьей ступени обучения дети приобретают способность осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука в слове (начало, конец, середина), последовательность и количество звуков в словах, а также фонематический синтез слов. Кроме этого, в старшем дошкольном возрасте детей обучают слоговому анализу и
синтезу слов.
«Программой» определено следующее содержание работы на третьей ступени обучения: формирование количественного и последовательного слогового анализа, развитие слогового
синтеза:
— на материале двухсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов (рука), из открытого и закрытого слогов (каток};
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
Развитие звукослогового анализа и синтеза
— на материале трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов (малина).
В логопедической работе рекомендуется использовать слова, написание и'произношение которых совпадает.
Прежде чем приступить к работе по формированию звуко-слогового анализа и синтеза, рекомендуется предложить детям игры и упражнения, в которых закрепляются понятия «начало», «середина», «конец», «перед», «за», «после», «первый», «последний».
В соответствии с принципом постепенного формирования умственного действия (по П. Я. Гальперину), в начале работы по развитию звукослогового анализа и синтеза рекомендуется использовать материальные опоры и вспомогательные приемы: отхлопывание или отстукивание слова по слогам, звуковые и слоговые схемы слов, палочки, кружки, слоговые линейки. Затем работа проводится с применением громкой речи и; наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.
В работе по формированию навыка фонематического анализа и синтеза используются различные игры и игровые упражнения на определение наличия звука и места звука в слове (начало, середина, конец), места звука по отношению к другим звукам (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится), на составление слов из заданных звуков.
Обучение выделению звука на фоне слова проводится в такой последовательности:
а) начальный гласный в ударной позиции: окунь, узел, иглы,
адрес, ужин, улей, утки\
б) начальный гласный в безударной позиции: аптека, изюм,
альбом, актер, этаж, узоры, учеба, арбуз, акула;
в) гласный звук ([О], [А], [У]) в середине слова: куст, сын,
дым, лес, зуб сок, сон, мышь, мак лук, шкаф, лось, пар^
г) согласный звук в начале слова, в середине слова, в кон
це слова: сыр, соль, суп, пол, лук, гусь, сом, мох, рис, шаг, шар,
бык, пыль, внук, жук.
Перед выделением звука на фоне слова можно использовать также выделение звука из ряда других звуков или слогов.
В процессе развития слогового анализа в речевом плане дети учатся выделять гласные звуки в слове, усваивают основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для этого необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков, выделению гласных из речи. Например, проводится беседа по тексту стихотворения:
В стране Речи — не до скуки:
В любом слове живут звуки.
Звуки бывают разные — .
Согласные и гласные.
Гласные песенкой можно пропеть,
Согласные — прорычать Р-Р-Р,
Прошептать Ш-Ш-Ш, просвистеть С-С-С.
Если гласный и согласный дружат — будет толк!
Мы увидим целый слог!
Если дружит слог со слогом,
Ну, к примеру, ХАЛ'и ВА —
Получаются слова!
(Г. ГолубеЗа)
Дается представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения (отличаются по способу артикуляции и звучанию). Для закрепления используется следующий прием. Логопед называет звуки. Дети поднимают красную карточку, если звук гласный, и синюю — если согласный.
В дальнейшем дети учатся выделять гласные звуки из слога и слова: вначале на материале односложных слов (ох, ус, да, на, дом, стул, волк), а затем — двух- и трехсложных. Дети определяют гласный звук и место его в слоге и слове (начало, середина, конец).
При использовании графических схем слов в зависимости от места гласного звука в слове дети ставят кружок в начале, в середине или в конце схемы.
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
Упражнения на фонематический анализ и синтез
Устный словарный диктант
Логопед произносит слова, дети поднимают букву, если в слове содержится определенный, заданный логопедом звук (буквы раздаются детям заранее).
Выделение гласного звука на слух
Детям предлагается прослушать серии слогов (или слова) и сказать, какой один и тот же гласный звук встречается в слогах (словах):
1.В серии слогов с повторяющимся гласным: ус-ул-ук, ом-
он-ор, па-ка-на, ах-ал-ас, то-со-по, ты-мы-лы, ил-ит-ис, эх-
эк-эт, ру-ну-ту, ти-ки-ни и т. д.
2. В словах в начальной позиции под ударением (дети под
нимают соответствующую букву): искра, обувь, астры, узкий,
остров, игры, аист, огненный, умный, эхо, окунь и т. д.
3. В середине слова, под ударением: пух, нож, вот, кит,
сом, мышь, гусь, рос, жук, дочь, сад, лил, пол, мыл, рыл и т. д.
Выделение согласного звука
Работа по выделению звуков проводится с учетом изложенной выше последовательности Детям предлагается прослушать серии слогов (или слова) и сказать, какой один и тот же согласный звук встречается в слогах (словах):
1.В серии слогов с повторяющимся согласным звуком: та-
ты-ту, оп-ап-уп, на-ну-но, ас-ос-ис, са-со-су, ум-ам-ом и т. д.
2. В словах: пух, пол, пышка, пачка, пушка и т. д.
Подбери слова
Проводится игра-беседа по тесту стихотворения Л. Кукли-на «Вот сколько на "К" я сумею назвать»:
Развитие звукослогового анализа и синтеза
Вот сколько на «к» я сумею назвать: Кастрюля, кофейник, коробка, кровать, Корова, квартира, картина, ковер, Кладовка, калитка, комод, коридор... Ой, хватит! И звук тоже может устать! А вот что на «т» ты сумеешь назвать?
— Топор, табуретка, тарелка и ложка...
— Ты, кажется, что-то напутал немножко.
— Ну ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на «с» назову я посуду:
Стакан, сковородка, солонка и... кошка.
— А кошка откуда?
— Залезла в окошко!
Спроси лучше кошку — откуда пришла И вся ли посуда на кухне цела?..
Дети продолжают подбор слов на заданный логопедом звук.
Найди общий звук в словах
Дети прослушивают пары слов и называют общий звук, который присутствует в этих словах: луна — стол, сыр — рука, окна — дом и т. д.
Любопытный
Логопед задает вопрос, дети в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук (либо все слова имеют общий заданный звук), например: Кто? Что сделал? Кому? Что? — Коля купил Кате куклу. Папа подарил Паше пальто.
Назови первый (последний) согласный в слове
Логопед называет слово. Дети определяют первый и последний звуки в этом слове: куст, пел, сон, спор, суп, лес, стул и т. д.
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
Вставь пропущенную букву и назови слово
На фланелеграфе представлены слова с пропущенными буквами, например, ви...ка, ди...ан, ут...а, лу...а и т. д. Детям предлагается вставить пропущенные буквы, используя разрезную азбуку, и назвать получившееся слово.
Добавь недостающую букву
Так же как в предыдущем упражнении, на фланелеграфе представлены слова с пропущенными буквами. Детям предлагается добавить недостающую букву:
а) заданную, например,
Т: ко..., лиф..., бан..., бин..., бале..., биле..., хобо... и т. д.;
К: ...вас, ...рот, ...ран, ...лен и т. д.;
У: ...казна, ...дав, ...лыбка, ...голь, ...зел и т. д.;
б) одну из заданных, например X, Т, К: ко..., пу..., ра..., лу...,
ро..., ма..., ки... и т. д.;
в) когда к каждому неполному слову подходят две буквы из
заданных, например 3, Г, Р, Н, О, У, П, К: ...убы, сы..., ст...л,
...арта.
Эти задания можно предварить беседой по тексту стихотворения:
Слова в доме проживали, Книжкой этот дом назвали. Прибежали мышки И прогрызли книжку: В словах буквы пропали, Слова неполными стали. Помоги словам: Добавь буквы сам.
(Г. Голубева)
Цепочка слов
Детям предлагается поочередно называть слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например: мост — топор — руки — иголка — ....
Развитие звукослогового анализа и синтеза
На каком месте звук?
Логопед называет слова. Дети поднимают соответствующую цифру, указывающую на место звука в слове. Например: [П] — парта, суп, потолок, капуста, пол... [Б] — бак, облако, балка, забота, зубы...
Придумай слово
Детям предлагается придумать и назвать слова с заданным логопедом количеством звуков. Варианты заданий:
а) расставить картинки под цифрами (3, 4, 5) в зависимости
от количества звуков в их названии;
б) ребенок бросает кубик и придумывает слово, состоящее
из такого количества звуков, сколько точек выпадет на верхней
грани кубика.
Сколько звуков?
Логопед показывает детям предметную картинку. Дети определяют количество звуков в слове и поднимают карточку с соответствующей цифрой. При этом предмет, нарисованный на картинке, логопед не называет.
Разложи картинки в два ряда
Логопед называет слова, содержащие разное количество звуков (3 и 4). Дети раскладывают предметные картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в словах.
Подбери слово
Детям предлагается подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (например, звук [Ш]: шуба, уши, кошка).
Вариант задания: детям может быть предложено выбрать картинки в соответствии с заданием.
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
Развитие звукослогового анализа и синтеза
Составь слова
Детям предлагается составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: сон, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк и др.
Выполнение упражнения предваряется беседой по тексту стихотворения А. Шибаева «Много с буквами хлопот»:
Много с буквами хлопот, Уж такой они народ. Но когда с умом, толково Их построишь в четкий ряд, Превратятся буквы в слово И с тобой заговорят.
Можно предложить детям отгадать загадки, отгадки которых укрепить на фланелеграфе в виде набора букв: Т, О, Н, Ы:
Р, Е, 3, Б, Ы: Н, О, 3, Т: Л, Е, К, Б, А: |
Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки.
Что за коняшки — На всех тельняшки?
Дружбу он с дождем ведет, Вместе с ним гулять идет.
Я — веселенький зверек, Прыг — и с елки на дубок.
Добавь звук
К одному и тому же слогу нужно добавить различное количество звуков так, чтобы получилось слово: на фланелеграфе представлены схемы слов с одним и тем же слогом и зафиксировано черточками или точками количество звуков, которое необходимо добавить к данному слогу.
ша - (шар), ко - (кот) ша- - (шарф), ко - - (коза)
ша------ (шапка); ко------ (комар)
ша------- (шалаши); ко-------- (корова)
Подбери слова
с Сок Стол Стакан |
На фланелеграфе представлено слово. Дети должны к каждой букве этого слова подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Упражнение может проводиться с опорой на предметные картинки:
Т | У | Л |
Том | Ура | Лом |
Торт | Угол | Ложка |
Топор | Улица | Лопата |
Скажи новое слово
1. Логопед называет исходное слово и предлагает детям
добавить к этому слову один звук таким образом, чтобы по
лучилось новое слово. При проведении упражнения могут
быть использованы предметные картинки. Упражнение может
проводиться также с использованием букв разрезной азбуки
и фланелеграфа.
Речевой материал: рот — крот, мех — смех, пар — парк, оса — коса, Аня — Ваня.
2. Детям необходимо, изменяя один звук слова, составить
цепочку новых слов (можно использовать фланелеграф).
Речевой материал: сом — сок — сук — суп — сух — сон — сох — сор...
3. Новое слово образуется путем перестановки звуков. На
фланелеграфе представлено исходное слово из букв разрезной
азбуки. Детям предлагается изменить порядок букв в слове
так, чтобы получилось новое слово.
Речевой материал:
Набор — барон Араб — арба
Корт — крот Сорт — трос — рост
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
Выдох — выход Топор — ропот Колос — сокол Актер — терка Салат — атлас |
Образ — забор Плюшка — шлюпка Глава — влага Шнурок — коршун Автор — товар
Составь слово из букв
Предварительно проводится беседа по тексту стихотворения А. Шибаева «Если взять большое слово»:
Если взять большое слово, Вынуть буквы, Раз и два,
А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. Поиграйте раньше с нами, А потом садитесь сами. Вот из слова ГАСТРОНОМ Вышел важный АСТРОНОМ, Вышел МАГ и вышел ГНОМ, А за ними АГРОНОМ, МОСТ построен на реке, ГРОМ грохочет вдалеке, С нижней палубы МАТРОС От причала тянет ТРОС... Сверху летчику видна Вся родная СТОРОНА...
На фланелеграфе представлены буквы разрезной азбуки. Детям предлагается, используя их, составить слова:
а) составление слова из букв (звуков), данных в разбивку,
например:
Ж, А,. Л, О, К — ложка; Р, Т, О, К — крот.
б) составление нескольких слов из заданных (букв) звуков:
Т, О, Р, К — крот, рот, ток, кот;
Л, О, Н, С, У, А — слон, нос, сон, луна.
Соедини буквы стрелками, прочитай слова
Логопед предлагает детям выполнить это упражнение индивидуально на карточках или на доске.
д | с | А |
о м | т о | К Ш |
л | А |
Прочитай слова, следуя указаниям стрелок
На доске или фланелеграфе представлена схема, дети вме
сте с логопедом читают слова, используя в качестве подсказки
направления стрелок. *
Угадай, что сказали по телефону
На фланелеграфе или на доске изображены две телефонные трубки и буквы, соединенные стрелками. Дети должны угадать, какое слово сказали по телефону. Для этого необходимо прочитать слово, соединив буквы по стрелкам.