Развитие звукослогового анализа и синтеза

Разнообразные ошибки при воспроизведении звукослого­вой структуры слова (пропуски, перестановки звуков и сло­гов) могут быть преодолены в процессе параллельной работы по формированию у детей навыков звукового и слогового ана­лиза и синтеза и навыков правильного воспроизведения зву­кослоговой структуры слова.

Логопедическая работа по формированию звукослогового анализа и синтеза начинается на второй ступени обучения (в соответствии с «Программой»). В среднем дошкольном возрасте согласно программным требованиям формируются простые формы фонематического анализа (выделение ударно­го гласного в начале слова, выделение звука из слова, опре­деление последнего и первого звуков в слове) и синтеза зву­косочетаний [АУ], [ИА], а также простых слов: ум, мы. На третьей ступени обучения дети приобретают способность осу­ществлять сложные формы фонематического анализа: опре­делять местоположение звука в слове (начало, конец, сере­дина), последовательность и количество звуков в словах, а также фонематический синтез слов. Кроме этого, в старшем дошкольном возрасте детей обучают слоговому анализу и

синтезу слов.

«Программой» определено следующее содержание работы на третьей ступени обучения: формирование количественного и последовательного слогового анализа, развитие слогового

синтеза:

— на материале двухсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов (рука), из открытого и закрытого слогов (ка­ток};

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Развитие звукослогового анализа и синтеза




— на материале трехсложных слов, состоящих из прямых открытых слогов (малина).

В логопедической работе рекомендуется использовать сло­ва, написание и'произношение которых совпадает.

Прежде чем приступить к работе по формированию звуко-слогового анализа и синтеза, рекомендуется предложить детям игры и упражнения, в которых закрепляются понятия «нача­ло», «середина», «конец», «перед», «за», «после», «первый», «последний».

В соответствии с принципом постепенного формирования умственного действия (по П. Я. Гальперину), в начале работы по развитию звукослогового анализа и синтеза рекомендуется использовать материальные опоры и вспомогательные приемы: отхлопывание или отстукивание слова по слогам, звуковые и слоговые схемы слов, палочки, кружки, слоговые линейки. Затем работа проводится с применением громкой речи и; на­конец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.

В работе по формированию навыка фонематического ана­лиза и синтеза используются различные игры и игровые упраж­нения на определение наличия звука и места звука в слове (начало, середина, конец), места звука по отношению к другим звукам (какой по счету звук, после какого звука произносит­ся, перед каким звуком слышится), на составление слов из заданных звуков.

Обучение выделению звука на фоне слова проводится в та­кой последовательности:

а) начальный гласный в ударной позиции: окунь, узел, иглы,
адрес, ужин, улей, утки\

б) начальный гласный в безударной позиции: аптека, изюм,
альбом, актер, этаж, узоры, учеба, арбуз, акула;

в) гласный звук ([О], [А], [У]) в середине слова: куст, сын,
дым, лес, зуб сок, сон, мышь, мак лук, шкаф, лось, пар^

г) согласный звук в начале слова, в середине слова, в кон­
це слова: сыр, соль, суп, пол, лук, гусь, сом, мох, рис, шаг, шар,
бык, пыль, внук, жук.

Перед выделением звука на фоне слова можно использовать также выделение звука из ряда других звуков или слогов.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане дети учатся выделять гласные звуки в слове, усваивают основ­ное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколь­ко гласных звуков. Для этого необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков, вы­делению гласных из речи. Например, проводится беседа по тексту стихотворения:

В стране Речи — не до скуки:

В любом слове живут звуки.

Звуки бывают разные — .

Согласные и гласные.

Гласные песенкой можно пропеть,

Согласные — прорычать Р-Р-Р,

Прошептать Ш-Ш-Ш, просвистеть С-С-С.

Если гласный и согласный дружат — будет толк!

Мы увидим целый слог!

Если дружит слог со слогом,

Ну, к примеру, ХАЛ'и ВА —

Получаются слова!

(Г. ГолубеЗа)

Дается представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения (отличаются по способу артикуляции и звучанию). Для закрепления используется сле­дующий прием. Логопед называет звуки. Дети поднимают красную карточку, если звук гласный, и синюю — если со­гласный.

В дальнейшем дети учатся выделять гласные звуки из сло­га и слова: вначале на материале односложных слов (ох, ус, да, на, дом, стул, волк), а затем — двух- и трехсложных. Дети определяют гласный звук и место его в слоге и слове (начало, середина, конец).

При использовании графических схем слов в зависимости от места гласного звука в слове дети ставят кружок в начале, в середине или в конце схемы.

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Упражнения на фонематический анализ и синтез

Устный словарный диктант

Логопед произносит слова, дети поднимают букву, если в слове содержится определенный, заданный логопедом звук (буквы раздаются детям заранее).

Выделение гласного звука на слух

Детям предлагается прослушать серии слогов (или слова) и сказать, какой один и тот же гласный звук встречается в сло­гах (словах):

1.В серии слогов с повторяющимся гласным: ус-ул-ук, ом-
он-ор, па-ка-на, ах-ал-ас, то-со-по, ты-мы-лы, ил-ит-ис, эх-
эк-эт, ру-ну-ту, ти-ки-ни и т. д.

2. В словах в начальной позиции под ударением (дети под­
нимают соответствующую букву): искра, обувь, астры, узкий,
остров, игры, аист, огненный, умный, эхо, окунь и т. д.

3. В середине слова, под ударением: пух, нож, вот, кит,
сом, мышь, гусь, рос, жук, дочь, сад, лил, пол, мыл, рыл и т. д.

Выделение согласного звука

Работа по выделению звуков проводится с учетом изложен­ной выше последовательности Детям предлагается прослушать серии слогов (или слова) и сказать, какой один и тот же со­гласный звук встречается в слогах (словах):

1.В серии слогов с повторяющимся согласным звуком: та-
ты-ту, оп-ап-уп, на-ну-но, ас-ос-ис, са-со-су, ум-ам-ом и т. д.

2. В словах: пух, пол, пышка, пачка, пушка и т. д.

Подбери слова

Проводится игра-беседа по тесту стихотворения Л. Кукли-на «Вот сколько на "К" я сумею назвать»:

Развитие звукослогового анализа и синтеза

Вот сколько на «к» я сумею назвать: Кастрюля, кофейник, коробка, кровать, Корова, квартира, картина, ковер, Кладовка, калитка, комод, коридор... Ой, хватит! И звук тоже может устать! А вот что на «т» ты сумеешь назвать?

— Топор, табуретка, тарелка и ложка...

— Ты, кажется, что-то напутал немножко.

— Ну ладно, я больше сбиваться не буду.
Послушай, на «с» назову я посуду:
Стакан, сковородка, солонка и... кошка.

— А кошка откуда?

— Залезла в окошко!

Спроси лучше кошку — откуда пришла И вся ли посуда на кухне цела?..

Дети продолжают подбор слов на заданный логопедом звук.

Найди общий звук в словах

Дети прослушивают пары слов и называют общий звук, который присутствует в этих словах: луна — стол, сыр — рука, окна — дом и т. д.

Любопытный

Логопед задает вопрос, дети в ответ придумывают предло­жение, все слова в котором начинаются на один звук (либо все слова имеют общий заданный звук), например: Кто? Что сделал? Кому? Что? — Коля купил Кате куклу. Папа подарил Паше пальто.

Назови первый (последний) согласный в слове

Логопед называет слово. Дети определяют первый и по­следний звуки в этом слове: куст, пел, сон, спор, суп, лес, стул и т. д.

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Вставь пропущенную букву и назови слово

На фланелеграфе представлены слова с пропущенными буквами, например, ви...ка, ди...ан, ут...а, лу...а и т. д. Детям предлагается вставить пропущенные буквы, используя разрез­ную азбуку, и назвать получившееся слово.

Добавь недостающую букву

Так же как в предыдущем упражнении, на фланелеграфе представлены слова с пропущенными буквами. Детям пред­лагается добавить недостающую букву:

а) заданную, например,

Т: ко..., лиф..., бан..., бин..., бале..., биле..., хобо... и т. д.;

К: ...вас, ...рот, ...ран, ...лен и т. д.;

У: ...казна, ...дав, ...лыбка, ...голь, ...зел и т. д.;

б) одну из заданных, например X, Т, К: ко..., пу..., ра..., лу...,
ро..., ма..., ки... и т. д.;

в) когда к каждому неполному слову подходят две буквы из
заданных, например 3, Г, Р, Н, О, У, П, К: ...убы, сы..., ст...л,
...арта.

Эти задания можно предварить беседой по тексту стихо­творения:

Слова в доме проживали, Книжкой этот дом назвали. Прибежали мышки И прогрызли книжку: В словах буквы пропали, Слова неполными стали. Помоги словам: Добавь буквы сам.

(Г. Голубева)

Цепочка слов

Детям предлагается поочередно называть слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следую­щего, например: мост — топор — руки — иголка — ....

Развитие звукослогового анализа и синтеза

На каком месте звук?

Логопед называет слова. Дети поднимают соответствующую цифру, указывающую на место звука в слове. Например: [П] — парта, суп, потолок, капуста, пол... [Б] — бак, облако, балка, забота, зубы...

Придумай слово

Детям предлагается придумать и назвать слова с заданным логопедом количеством звуков. Варианты заданий:

а) расставить картинки под цифрами (3, 4, 5) в зависимости
от количества звуков в их названии;

б) ребенок бросает кубик и придумывает слово, состоящее
из такого количества звуков, сколько точек выпадет на верхней
грани кубика.

Сколько звуков?

Логопед показывает детям предметную картинку. Дети опре­деляют количество звуков в слове и поднимают карточку с со­ответствующей цифрой. При этом предмет, нарисованный на картинке, логопед не называет.

Разложи картинки в два ряда

Логопед называет слова, содержащие разное количество звуков (3 и 4). Дети раскладывают предметные картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в словах.

Подбери слово

Детям предлагается подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (напри­мер, звук [Ш]: шуба, уши, кошка).

Вариант задания: детям может быть предложено выбрать картинки в соответствии с заданием.

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников

Развитие звукослогового анализа и синтеза



Составь слова

Детям предлагается составить слова различной звукослого­вой структуры из букв разрезной азбуки, например: сон, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк и др.

Выполнение упражнения предваряется беседой по тексту стихотворения А. Шибаева «Много с буквами хлопот»:

Много с буквами хлопот, Уж такой они народ. Но когда с умом, толково Их построишь в четкий ряд, Превратятся буквы в слово И с тобой заговорят.

Можно предложить детям отгадать загадки, отгадки кото­рых укрепить на фланелеграфе в виде набора букв: Т, О, Н, Ы:

Р, Е, 3, Б, Ы: Н, О, 3, Т: Л, Е, К, Б, А:

Семь ребят на лесенке

Заиграли песенки.

Что за коняшки — На всех тельняшки?

Дружбу он с дождем ведет, Вместе с ним гулять идет.

Я — веселенький зверек, Прыг — и с елки на дубок.

Добавь звук

К одному и тому же слогу нужно добавить различное ко­личество звуков так, чтобы получилось слово: на фланелегра­фе представлены схемы слов с одним и тем же слогом и за­фиксировано черточками или точками количество звуков, ко­торое необходимо добавить к данному слогу.

ша - (шар), ко - (кот) ша- - (шарф), ко - - (коза)

ша------ (шапка); ко------ (комар)

ша------- (шалаши); ко-------- (корова)

Подбери слова

с Сок Стол Стакан

На фланелеграфе представлено слово. Дети должны к каж­дой букве этого слова подобрать слова, начинающиеся с со­ответствующего звука. Упражнение может проводиться с опо­рой на предметные картинки:

Т У Л
Том Ура Лом
Торт Угол Ложка
Топор Улица Лопата

Скажи новое слово

1. Логопед называет исходное слово и предлагает детям
добавить к этому слову один звук таким образом, чтобы по­
лучилось новое слово. При проведении упражнения могут
быть использованы предметные картинки. Упражнение может
проводиться также с использованием букв разрезной азбуки
и фланелеграфа.

Речевой материал: рот — крот, мех — смех, пар — парк, оса — коса, Аня — Ваня.

2. Детям необходимо, изменяя один звук слова, составить
цепочку новых слов (можно использовать фланелеграф).

Речевой материал: сом — сок — сук — суп — сух — сон — сох — сор...

3. Новое слово образуется путем перестановки звуков. На
фланелеграфе представлено исходное слово из букв разрезной
азбуки. Детям предлагается изменить порядок букв в слове
так, чтобы получилось новое слово.

Речевой материал:

Набор — барон Араб — арба

Корт — крот Сорт — трос — рост

Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников


Выдох — выход Топор — ропот Колос — сокол Актер — терка Салат — атлас

Образ — забор Плюшка — шлюпка Глава — влага Шнурок — коршун Автор — товар

Составь слово из букв

Предварительно проводится беседа по тексту стихотворения А. Шибаева «Если взять большое слово»:

Если взять большое слово, Вынуть буквы, Раз и два,

А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. Поиграйте раньше с нами, А потом садитесь сами. Вот из слова ГАСТРОНОМ Вышел важный АСТРОНОМ, Вышел МАГ и вышел ГНОМ, А за ними АГРОНОМ, МОСТ построен на реке, ГРОМ грохочет вдалеке, С нижней палубы МАТРОС От причала тянет ТРОС... Сверху летчику видна Вся родная СТОРОНА...

На фланелеграфе представлены буквы разрезной азбуки. Детям предлагается, используя их, составить слова:

а) составление слова из букв (звуков), данных в разбивку,
например:

Ж, А,. Л, О, К — ложка; Р, Т, О, К — крот.

б) составление нескольких слов из заданных (букв) звуков:
Т, О, Р, К — крот, рот, ток, кот;

Л, О, Н, С, У, А — слон, нос, сон, луна.

Соедини буквы стрелками, прочитай слова

Логопед предлагает детям выполнить это упражнение ин­дивидуально на карточках или на доске.

д с А
о м т о К Ш
  л А

Прочитай слова, следуя указаниям стрелок

На доске или фланелеграфе представлена схема, дети вме­
сте с логопедом читают слова, используя в качестве подсказки
направления стрелок. *

развитие звукослогового анализа и синтеза - student2.ru

Угадай, что сказали по телефону

На фланелеграфе или на доске изображены две телефонные трубки и буквы, соединенные стрелками. Дети должны угадать, какое слово сказали по телефону. Для этого необходимо про­читать слово, соединив буквы по стрелкам.

развитие звукослогового анализа и синтеза - student2.ru





Наши рекомендации