И отслеживание результатов обучения
Показатели самостоятельности учащегося (ПС) | условные обозначе-ния |
· Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен) | ! |
| |
- со значительной помощью взрослого | пп |
- с частичной помощью взрослого | п |
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально) | и |
- подражая или по образцу | о |
- самостоятельно | с |
Предметы, задачи и содержание обучения | ПС по четвертям учебного года | |||
I | II | III | IV | |
ЛЕПКА | ||||
Придание формы: | ||||
- раскатывание материала вращательными движениями | о | |||
- вырезание стекой формы по контуру | о | |||
Соединение составных частей | ||||
- соединение путём примазывания | о | |||
- соединение путем прищипывания | о | |||
Видоизменение формы: | ||||
- вытягивание небольших деталей | о | |||
- вытягивание столбика из короткого толстого цилиндра | о | |||
Лепка предметов: | ||||
- лепка предметов из 5 частей | п | |||
АППЛИКАЦИЯ | ||||
Обращение с материалами и инструментами (работа ножницами) | ||||
- вырезание по контуру (мелкие детали) из бумаги | и | |||
- вырезание по контуру детали из ткани | п | |||
- вырезание симметричных форм из бумаги сложенной вдвое | п | |||
Сборка и наклеивание | ||||
- составление узора из геометрических или растительных форм | и | |||
Составление сюжетной аппликации из готовых и вырезанных форм | ||||
- дополнение заданного сюжета отдельными деталями | п | |||
РИСОВАНИЕ | ||||
Использование цвета в процессе изобразительной деятельности | ||||
- получение разных цветов путем смешивания красок | и | |||
Рисование линий и точек | ||||
- штриховка | о | |||
- рисование точками в контуре | о | |||
Рисование предмета | ||||
- с использованием осевой симметрии | о | |||
- с помощью рисунка-образца | о | |||
Элементы декоративного рисования | ||||
- рисование узора из простых геометрических, растительных форм | о | |||
Сюжетное рисование | ||||
- дополнение заданного сюжета собственными рисунками | п | |||
- рисование по замыслу | п | |||
УХОД ЗА ВЕЩАМИ | ||||
Глажение белья | ||||
- установка гладильной доски | и | |||
- подключение утюга к сети | и | |||
- определение готовности утюга к работе | и | |||
- раскладывание белья на гладильной доске | о | |||
- смачивание белья водой | о | |||
Стирка белья | ||||
-использование моющих средств (порошок, мыло) | п | |||
-процесс ручной стирки | о | |||
-полоскание | о | |||
-отжимание | о | |||
-вывешивание на просушку | о | |||
Машинная стирка | ||||
-знакомство со стиральными машинами разного типа | и | |||
- сортировка белья на цветное и белое перед стиркой | и | |||
-закладывание и вытаскивание белья из машины | о | |||
-закрывание и открывание дверцы машины | о | |||
-установка регулятора машины на определенную программу и температурный режим (по меткам) | п | |||
-запуск машины | п | |||
Мелкий ремонт одежды | ||||
-пришивание пуговиц | п | |||
- подшивание нижнего края одежды швом «вперед иголкой» | п | |||
-зашивание дырки швом «через край» | п | |||
Уход за обувью | ||||
-мытье обуви | о | |||
-просушивание обуви | о | |||
-чистка обуви | о | |||
КУЛИНАРИЯ | ||||
Соблюдение гигиены и техники безопасности | ||||
- использование специальной одежды | и | |||
- поддержание чистоты рабочего места | и | |||
Обращение с кухонной посудой | ||||
- использование тёрки | о | |||
- чистка противня | о | |||
Пользование электрической духовкой | ||||
- включение и выключение духовки | п | |||
- регулировка температуры | п | |||
- пользование таймером | п | |||
Соблюдение последовательности действий при приготовлении пищи | ||||
- выбор необходимых продуктов | и | |||
- выбор необходимых кухонных приборов и посуды | и | |||
- соблюдение последовательности операций при приготовлении блюда | и | |||
Сервировка стола | ||||
- выбор посуды и приборов, соответствующих блюдам и напиткам | и | |||
БАТИК | ||||
Выполнение отдельных операций изготовления батика - подготовка воска к работе: | ||||
- измельчение свечи ножом | о | |||
- растапливание воска | и | |||
- определение готовности воска к использованию | и | |||
- разведение красителя в воде: | ||||
- подбор цвета красителя | о | |||
- наливание определенного количества воды в емкость (ведро, бак, таз) | и | |||
- размешивание порошка в воде | о | |||
- окрашивание ткани: | ||||
- опускание ткани в краситель | о | |||
- выдерживание ткани в красителе определенное время | и | |||
- доставание ткани из красителя | о | |||
- ополаскивание ткани в проточной воде | о | |||
- отжим | о | |||
Соблюдение последовательности операций изготовления батика | п | |||
ТКАЧЕСТВО | ||||
Работа с нитками | ||||
- связывание нитей различными узлами | о | |||
Работа с челноком | ||||
- подбор челнока нужного размера | и | |||
- плетение рядов с захватом определенного количества вертикальных нитей в шахматном порядке | и | |||
Соединение деталей рисунка ковра | ||||
- соединение уточных нитей встык | п | |||
- соединение уточных нитей вокруг общей основной нити | п | |||
Ориентация на основе изделия | ||||
- плетение до обозначенного места по рисунку | и | |||
- плетение до обозначенного места по метке на основе | и | |||
- определение места на основе для отдельных элементов рисунка ковра | п | |||
- определение места для декоративного материала | п | |||
ПОЛИГРАФИЯ | ||||
Ламинирование | ||||
- включение и выключение ламинатора | с | |||
- подготовка пакета для ламинирования | и | |||
- вставка пакета в прибор и вынимание готового продукта | с | |||
Копировальные работы | ||||
- включение и выключение копировального аппарата | с | |||
- вкладывание листа А-4 или А-3 для копирования | и | |||
- нажимание кнопки «Пуск» | с | |||
Пользование переплетчиком при изготовлении блокнотов и календарей | ||||
- вставка гребня в переплетчик | п | |||
- открывание и закрывание пластмассового гребня | и | |||
- сортирование листов бумаги в соответствии с эталоном | о | |||
- перфорирование листов | п | |||
- вставка листов в гребень | п | |||
ШИТЬЁ | ||||
Элементы кроя изделия или отдельных деталей | ||||
- определение лицевой и изнаночной стороны ткани | п | |||
- определение долевой и поперечной нити ткани | п | |||
- нахождение места для выкройки | и | |||
- обведение выкройки мелом | о | |||
- снятие выкройки с ткани | о | |||
Сборка изделия | ||||
- определение места каждой детали изделия в целом изделии | и | |||
-соединение деталей изделия | п | |||
Шитье на электрической машине | ||||
- сшивание деталей | п | |||
- обработка края изделия швом «зигзаг» | и | |||
- выворачивание изделия | п | |||
- расправление углов, округлых частей | п | |||
РАСТЕНИЕВОДСТВО | ||||
Обращение с садово-огородным инвентарем | ||||
- работа пропольником | о | |||
Выполнение работы с почвой | ||||
- удаление сорняков | о | |||
- внесение минеральных и органических удобрений (компост) | и | |||
- изготовление почвенных смесей для комнатных растений и рассады | о | |||
Выполнение работ с семенами | ||||
- узнавание семян | п | |||
- проращивание семян | и | |||
- сортировка на всхожесть | п | |||
Выполнение работ по посадке растений | ||||
- разметка на грядке под посадки | п | |||
- посев семян | п | |||
- пикировка | п | |||
- высаживание рассады | п | |||
Выполнение работ по уходу за растениями | ||||
- подкормка | о | |||
- пересадка растений | п | |||
Выполнение работ по обработке, переработке и хранению урожая | ||||
- обрезка ботвы | о | |||
Реализация сельхозпродукции | ||||
- подготовка к продаже (расфасовка, упаковка, пересаживание цветов в горшки и т.д.) | п |
Программа разработана специалистами ЦЛП совместно с родителями ребенка на период _______ учебного года.
(Дата составления,
подписи специалистов и родителей ребёнка).
Приложение II.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 апреля 2003 года N 27/2722-6
Об организации работы с обучающимися, имеющими
сложный дефект
В соответствии с #M12293 0 9039467 337309368 2392261521 4264994108 106 7716948 547870301 1280084117 10Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии#S в редакции #M12291 9039467постановлений Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года N 288#S и #M12291 901756775от 10 марта 2000 года N 212#S в коррекционном учреждении могут открываться специальные классы, группы, группы продленного дня (в том числе для воспитанников, имеющих сложный дефект). Настоящее письмо определяет специфику образовательного процесса в специальных классах, группах, группах продленного дня для обучающихся, воспитанников, имеющих сложный дефект, специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Сложный дефект - любое сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
1. Специальные классы, группы, группы продленного дня для обучающихся, воспитанников со сложным дефектом создаются в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (далее - коррекционное учреждение) с целью максимально возможной социальной адаптации, вовлечения в процесс социальной интеграции и личностной самореализации этих обучающихся, воспитанников (далее - воспитанников).
2. Специальные классы, группы, группы продленного дня открываются в помещениях, оборудованных и оформленных с учетом особенностей воспитанников со сложным дефектом.
3. Количество специальных классов, групп, групп продленного дня в коррекционном учреждении определяется самим учреждением.
4. В специальный класс, группу, группу продленного дня коррекционного учреждения принимаются воспитанники школьного возраста.
5. Направление детей в специальный класс, группу, группу продленного дня коррекционного учреждения осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
6. В специальный класс, группу, группу продленного дня коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Специальные классы, группы, группы продленного дня коррекционного учреждения комплектуются по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.
7. Перевод воспитанников из специального класса, группы, группы продленного дня в класс, группу, группу продленного дня коррекционного учреждения осуществляется органом самоуправления учреждения.
8. Предельная наполняемость специальных классов, групп, групп продленного дня коррекционного учреждения - 5 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов с меньшей наполняемостью.
В специальном классе, группе, группе продленного дня коррекционного учреждения должно быть не менее трех воспитанников, способных самостоятельно передвигаться и частично обслуживать себя.
9. Содержание образования в специальном классе, группе, группе продленного дня коррекционного учреждения определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой на базе образовательной программы (образовательных программ) данного учреждения с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно. При разработке образовательной программы (образовательных программ) специальных классов, групп, групп продленного дня могут быть использованы образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с иными отклонениями в развитии.
10. Содержание образования в специальных классах, группах, группах продленного дня коррекционного учреждения направлено на решение следующих задач:
формирование представлений о себе;
формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;
формирование коммуникативных умений;
обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;
обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанников;
овладение доступными образовательными уровнями.
11. Организация образовательного процесса в специальных классах, группах, группах продленного дня коррекционного учреждения регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, учитывающими особенности психофизического развития воспитанников со сложными дефектами и разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно.
12. Сроки освоения образовательной программы (образовательных программ) воспитанниками специальных классов, групп, групп продленного дня коррекционного учреждения могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного воспитанника и не должны превышать 12 лет.
13. Выпускникам специальных классов коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.
14. Коррекцию сенсорных и двигательных недостатков воспитанников осуществляет учитель-дефектолог в тесном сотрудничестве с учителем, воспитателем класса, группы, группы продленного дня, педагогом-психологом, медицинскими работниками коррекционного учреждения.
15. Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых средств коммуникации осуществляет учитель-логопед в тесном сотрудничестве с учителем, воспитателем класса, группы, группы продленного дня, педагогом-психологом, медицинскими работниками коррекционного учреждения.
16. Занятия ЛФК, массаж, физиотерапевтические и другие лечебно-оздоровительные мероприятия осуществляют работники, имеющие соответствующую квалификацию.
17. Социальную помощь, связь с родителями (законными представителями), органами социальной защиты, здравоохранения, занятости населения и другими осуществляет социальный педагог.
18. В штат коррекционного учреждения, имеющего в своей структуре специальные классы, группы, группы продленного дня, вводятся дополнительные ставки воспитателя, помощника воспитателя для постоянного обеспечения охраны жизни и здоровья воспитанников, оказания им помощи по обслуживанию себя.
#G1Текст документа сверен по:
"Вестник образования России",
N 10, май, 2003 год
1 В приложении 3.1 представлены фотографии образцов материалов для занятий предметно-практической деятельностью
[1] В приложении 3.2 представлены фотографии детских работ, выполненных на различных занятиях.
1 В приложении 3.3 представлен алгоритм для приготовления горячих бутербродов
1 В приложении 3.4 представлены примеры простых рисунков для занятий батиком.
1 В приложении 3.5 представлены фотографии оборудования, используемого на занятиях по ткачеству.
1 Уточная нить – нить на челноке.
1 В приложении 3.5 представлены фотографии оборудования, используемого на занятиях по полиграфии