И отслеживание результатов обучения

  Показатели самостоятельности учащегося (ПС) условные обозначе-ния
· Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен)     !  
  • Действие выполняется ребёнком:
 
- со значительной помощью взрослого пп
- с частичной помощью взрослого п
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально) и
- подражая или по образцу о
- самостоятельно с
Предметы, задачи и содержание обучения ПС по четвертям учебного года
I II III IV
ЛЕПКА          
Придание формы:        
- раскатывание материала вращательными движениями о      
- вырезание стекой формы по контуру о      
Соединение составных частей        
- соединение путём примазывания о      
- соединение путем прищипывания о      
Видоизменение формы:        
- вытягивание небольших деталей о      
- вытягивание столбика из короткого толстого цилиндра о
Лепка предметов:  
- лепка предметов из 5 частей п
АППЛИКАЦИЯ  
Обращение с материалами и инструментами (работа ножницами)        
- вырезание по контуру (мелкие детали) из бумаги и      
- вырезание по контуру детали из ткани п      
- вырезание симметричных форм из бумаги сложенной вдвое п      
Сборка и наклеивание        
- составление узора из геометрических или растительных форм и      
Составление сюжетной аппликации из готовых и вырезанных форм        
- дополнение заданного сюжета отдельными деталями п      
РИСОВАНИЕ          
Использование цвета в процессе изобразительной деятельности        
- получение разных цветов путем смешивания красок и      
Рисование линий и точек        
- штриховка о      
- рисование точками в контуре о      
Рисование предмета        
- с использованием осевой симметрии о      
- с помощью рисунка-образца о      
Элементы декоративного рисования        
- рисование узора из простых геометрических, растительных форм о      
Сюжетное рисование        
- дополнение заданного сюжета собственными рисунками п      
- рисование по замыслу п      
УХОД ЗА ВЕЩАМИ          
Глажение белья        
- установка гладильной доски и      
- подключение утюга к сети и      
- определение готовности утюга к работе и      
- раскладывание белья на гладильной доске о      
- смачивание белья водой о      
Стирка белья        
-использование моющих средств (порошок, мыло) п      
-процесс ручной стирки о      
-полоскание о      
-отжимание о      
-вывешивание на просушку о      
Машинная стирка        
-знакомство со стиральными машинами разного типа и      
- сортировка белья на цветное и белое перед стиркой и      
-закладывание и вытаскивание белья из машины о      
-закрывание и открывание дверцы машины о      
-установка регулятора машины на определенную программу и температурный режим (по меткам) п      
-запуск машины п      
Мелкий ремонт одежды        
-пришивание пуговиц п      
- подшивание нижнего края одежды швом «вперед иголкой» п      
-зашивание дырки швом «через край» п      
Уход за обувью        
-мытье обуви о      
-просушивание обуви о      
-чистка обуви о      
КУЛИНАРИЯ        
Соблюдение гигиены и техники безопасности        
- использование специальной одежды и      
- поддержание чистоты рабочего места и      
Обращение с кухонной посудой        
- использование тёрки о      
- чистка противня о      
Пользование электрической духовкой        
- включение и выключение духовки п      
- регулировка температуры п      
- пользование таймером п      
Соблюдение последовательности действий при приготовлении пищи        
- выбор необходимых продуктов и      
- выбор необходимых кухонных приборов и посуды и      
- соблюдение последовательности операций при приготовлении блюда и      
Сервировка стола        
- выбор посуды и приборов, соответствующих блюдам и напиткам и      
БАТИК          
Выполнение отдельных операций изготовления батика - подготовка воска к работе:        
- измельчение свечи ножом о      
- растапливание воска и      
- определение готовности воска к использованию и      
- разведение красителя в воде:        
- подбор цвета красителя о      
- наливание определенного количества воды в емкость (ведро, бак, таз) и      
- размешивание порошка в воде о      
- окрашивание ткани:        
- опускание ткани в краситель о      
- выдерживание ткани в красителе определенное время и      
- доставание ткани из красителя о      
- ополаскивание ткани в проточной воде о      
- отжим о      
Соблюдение последовательности операций изготовления батика п      
ТКАЧЕСТВО          
Работа с нитками        
- связывание нитей различными узлами о      
Работа с челноком        
- подбор челнока нужного размера и      
- плетение рядов с захватом определенного количества вертикальных нитей в шахматном порядке и      
Соединение деталей рисунка ковра        
- соединение уточных нитей встык п      
- соединение уточных нитей вокруг общей основной нити п      
Ориентация на основе изделия        
- плетение до обозначенного места по рисунку и      
- плетение до обозначенного места по метке на основе и      
- определение места на основе для отдельных элементов рисунка ковра п      
- определение места для декоративного материала п      
ПОЛИГРАФИЯ          
Ламинирование        
- включение и выключение ламинатора с      
- подготовка пакета для ламинирования и      
- вставка пакета в прибор и вынимание готового продукта с      
Копировальные работы        
- включение и выключение копировального аппарата с      
- вкладывание листа А-4 или А-3 для копирования и      
- нажимание кнопки «Пуск» с      
Пользование переплетчиком при изготовлении блокнотов и календарей        
- вставка гребня в переплетчик п      
- открывание и закрывание пластмассового гребня и      
- сортирование листов бумаги в соответствии с эталоном о      
- перфорирование листов п      
- вставка листов в гребень п      
ШИТЬЁ          
Элементы кроя изделия или отдельных деталей        
- определение лицевой и изнаночной стороны ткани п      
- определение долевой и поперечной нити ткани п      
- нахождение места для выкройки и      
- обведение выкройки мелом о      
- снятие выкройки с ткани о      
Сборка изделия        
- определение места каждой детали изделия в целом изделии и      
-соединение деталей изделия п      
Шитье на электрической машине        
- сшивание деталей п      
- обработка края изделия швом «зигзаг» и      
- выворачивание изделия п      
- расправление углов, округлых частей п      
РАСТЕНИЕВОДСТВО          
Обращение с садово-огородным инвентарем        
- работа пропольником о      
Выполнение работы с почвой        
- удаление сорняков о      
- внесение минеральных и органических удобрений (компост) и      
- изготовление почвенных смесей для комнатных растений и рассады о      
Выполнение работ с семенами        
- узнавание семян п      
- проращивание семян и      
- сортировка на всхожесть п      
Выполнение работ по посадке растений        
- разметка на грядке под посадки п      
- посев семян п      
- пикировка п      
- высаживание рассады п      
Выполнение работ по уходу за растениями        
- подкормка о      
- пересадка растений п      
Выполнение работ по обработке, переработке и хранению урожая        
- обрезка ботвы о      
Реализация сельхозпродукции        
- подготовка к продаже (расфасовка, упаковка, пересаживание цветов в горшки и т.д.) п      




Программа разработана специалистами ЦЛП совместно с родителями ребенка на период _______ учебного года.

(Дата составления,

подписи специалистов и родителей ребёнка).

Приложение II.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 апреля 2003 года N 27/2722-6

Об организации работы с обучающимися, имеющими

сложный дефект

В соответствии с #M12293 0 9039467 337309368 2392261521 4264994108 106 7716948 547870301 1280084117 10Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии#S в редакции #M12291 9039467постановлений Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года N 288#S и #M12291 901756775от 10 марта 2000 года N 212#S в коррекционном учреждении могут открываться специальные классы, группы, группы продленного дня (в том числе для воспитанников, имеющих сложный дефект). Настоящее письмо определяет специфику образовательного процесса в специальных классах, группах, группах продленного дня для обучающихся, воспитанников, имеющих сложный дефект, специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Сложный дефект - любое сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.

1. Специальные классы, группы, группы продленного дня для обучающихся, воспитанников со сложным дефектом создаются в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (далее - коррекционное учреждение) с целью максимально возможной социальной адаптации, вовлечения в процесс социальной интеграции и личностной самореализации этих обучающихся, воспитанников (далее - воспитанников).

2. Специальные классы, группы, группы продленного дня открываются в помещениях, оборудованных и оформленных с учетом особенностей воспитанников со сложным дефектом.

3. Количество специальных классов, групп, групп продленного дня в коррекционном учреждении определяется самим учреждением.

4. В специальный класс, группу, группу продленного дня коррекционного учреждения принимаются воспитанники школьного возраста.

5. Направление детей в специальный класс, группу, группу продленного дня коррекционного учреждения осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

6. В специальный класс, группу, группу продленного дня коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Специальные классы, группы, группы продленного дня коррекционного учреждения комплектуются по мере выявления таких воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

7. Перевод воспитанников из специального класса, группы, группы продленного дня в класс, группу, группу продленного дня коррекционного учреждения осуществляется органом самоуправления учреждения.

8. Предельная наполняемость специальных классов, групп, групп продленного дня коррекционного учреждения - 5 человек. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов с меньшей наполняемостью.

В специальном классе, группе, группе продленного дня коррекционного учреждения должно быть не менее трех воспитанников, способных самостоятельно передвигаться и частично обслуживать себя.

9. Содержание образования в специальном классе, группе, группе продленного дня коррекционного учреждения определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой на базе образовательной программы (образовательных программ) данного учреждения с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно. При разработке образовательной программы (образовательных программ) специальных классов, групп, групп продленного дня могут быть использованы образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с иными отклонениями в развитии.

10. Содержание образования в специальных классах, группах, группах продленного дня коррекционного учреждения направлено на решение следующих задач:

формирование представлений о себе;

формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;

формирование доступных представлений об окружающем мире и ориентации в среде;

формирование коммуникативных умений;

обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности;

обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям воспитанников;

овладение доступными образовательными уровнями.

11. Организация образовательного процесса в специальных классах, группах, группах продленного дня коррекционного учреждения регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, учитывающими особенности психофизического развития воспитанников со сложными дефектами и разрабатываемыми и утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно.

12. Сроки освоения образовательной программы (образовательных программ) воспитанниками специальных классов, групп, групп продленного дня коррекционного учреждения могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного воспитанника и не должны превышать 12 лет.

13. Выпускникам специальных классов коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

14. Коррекцию сенсорных и двигательных недостатков воспитанников осуществляет учитель-дефектолог в тесном сотрудничестве с учителем, воспитателем класса, группы, группы продленного дня, педагогом-психологом, медицинскими работниками коррекционного учреждения.

15. Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых средств коммуникации осуществляет учитель-логопед в тесном сотрудничестве с учителем, воспитателем класса, группы, группы продленного дня, педагогом-психологом, медицинскими работниками коррекционного учреждения.

16. Занятия ЛФК, массаж, физиотерапевтические и другие лечебно-оздоровительные мероприятия осуществляют работники, имеющие соответствующую квалификацию.

17. Социальную помощь, связь с родителями (законными представителями), органами социальной защиты, здравоохранения, занятости населения и другими осуществляет социальный педагог.

18. В штат коррекционного учреждения, имеющего в своей структуре специальные классы, группы, группы продленного дня, вводятся дополнительные ставки воспитателя, помощника воспитателя для постоянного обеспечения охраны жизни и здоровья воспитанников, оказания им помощи по обслуживанию себя.

#G1Текст документа сверен по:

"Вестник образования России",

N 10, май, 2003 год

1 В приложении 3.1 представлены фотографии образцов материалов для занятий предметно-практической деятельностью

[1] В приложении 3.2 представлены фотографии детских работ, выполненных на различных занятиях.

1 В приложении 3.3 представлен алгоритм для приготовления горячих бутербродов

1 В приложении 3.4 представлены примеры простых рисунков для занятий батиком.

1 В приложении 3.5 представлены фотографии оборудования, используемого на занятиях по ткачеству.

1 Уточная нить – нить на челноке.

1 В приложении 3.5 представлены фотографии оборудования, используемого на занятиях по полиграфии

Наши рекомендации