Схема конспекта внеклассного мероприятия

1.План-конспект внеклассного мероприятия по………. языку.

Провела:

Студентка IV курса факультета иностранных языков……...отделения

Иванова А.И.

Дата проведения:

2. Тема:

3. Форма проведения:

(утренник, тематический вечер, концерт, конкурс, конференция, игра, викторина, заочное путешествие, выставка, беседа, турнир знатоков, инсценировка, музыкально-литературная композиция).

4. Возраст и состав участников:

( ученики, класс)

5. Оснащение:

6.Список используемой литературы:

РАЗДЕЛ III

Анализ уроков и внеклассных мероприятий.

1. Методические рекомендации.

В раздел Ш включены схемы анализа урока и внеклассного мероприятия по ИЯ и схема-образец дневника посещений уроков сокурсников.

Анализ урока ИЯ предполагает оценку разных сторон подготовки студентов к педагогической практике в школе: теоретическую подготовку, сформированность профессионально-педагогических умений и поэтапное проведение уроков. Таким образом, анализ охватывает все 5 составляющих педагогической действительности, а именно: цели, содержание, методы, средства обучения ИЯ, нашедшие отражение в схеме № 1 ( теоретическая подготовка), и организацию учебно-воспитательного процесса, нашедшую отражение в схеме №2 (сформированность профессионально-педагогических умений). Схема анализа профессионально- педагогических умений студента-практиканта содержит следующие разделы, отражающие конструктивно-планирующие, организационные, коммуникативно-обучающие, исследовательские умения, а также умения культуры педагогического общения. Схема оценки поэтапного проведения урока содержит следующие разделы: начало урока, этап ознакомления с новым материалом, этап тренировки, этап применения, в котором рассматривается работа над развитием умений во всех видах речевой деятельности, а также этап работы над страноведческим и лингвострановедческим материалом; этап домашнего задания, этап окончания урока и выводы по уроку в целом.

Такой подход позволяет полнее и глубже подойти к анализу работы студента-практиканта не только методистам и школьным учителям, но и студентам-сокурсникам, что должно найти отражение при ведении дневников посещений уроков. Оценка различных сторон подготовки студентов дает возможность объективно выставить оценку за отдельный урок, за серию уроков и в целом за педпрактику, как опытным методистам, так и начинающим преподавателям кафедры.

Схема анализа внеклассного мероприятия несколько отличается от схемы анализа урока по ИЯ, так как она предполагает в первую очередь оценку способности преподавателя организовать воспитательное воздействие на учащихся, одновременно мотивируя их к иноязычному общению во внеурочное время, и включает такие моменты, как: музыкальное оформление, соответствие наглядности эстетическим нормам, отношение учащихся (активность, заинтересованность, дисциплинированность) и др. Эта схема менее развернута по сравнению со схемой анализа урока по ИЯ. Однако предполагается, что все пункты анализа урока могут и должны быть использованы при оценке проведения внеклассного мероприятия.

Схема-образец дневника посещений уроков сокурсников в основном совпадает со схемой конспекта урока за исключением первых двух и последней колонок. В первой колонке указывается дата проведения занятия, во второй - Ф.И.О. студента-практиканта, проводящего урок, а в последней, озаглавленной «Примечания», содержатся рекомендации по устранению недочетов в работе. Колонка «Речь и действия учителя» и «Речь и действия учеников» разделены на две. В левой записываются положительные, а в правой - отрицательные моменты в ходе урока, что дает возможность студентам научиться объективно оценивать свою работу и работу сокурсников во время педпрактики. Дневник регулярно проверяется методистом и школьным учителем, которые ставят свою подпись за каждый посещенный студентом урок.

Схема анализа урока ИЯ

а) Оценка теоретической подготовки студента-практиканта к педагогической практике в школе.

ЗАДАЧИ УРОКА.

§ Какие практические задачи решались на уроке; назовите их; насколько конкретно они сформулированы; как распределялось время на их решение?

§ Как решение практических задач способствовало реализации воспитательной, образовательной и развивающей целей на уроке; все ли возможности (материал, средства обучения, личностные характеристики детей и т.д.) использовались?

§ В какой мере решение задач анализируемого урока активизировало речемыслительную деятельность самих учащихся?

СОДЕРЖАНИЕ.

Что составляло содержание обучения на уроке:

§ какой языковой и речевой материал отрабатывался; назовите его;

§ какие навыки и умения развивались; перечислите их;

§ формировались ли у учащихся рациональные приемы учения, обеспечивающие им самостоятельную работу вне урока; какие это приемы?

ПРИНЦИПЫ.

1. Как осуществлялась на уроке коммуникативная направленность:

§ какие ситуации использовались; какие задания давались детям;

§ участвовали ли все учащиеся в общении (устная речь, чтение);

§ благоприятный ли был психологический климат на уроке?

2. В чем конкретно проявлялся принцип дифференциации и интеграции:

  • учитывалась ли на уроке специфика в обучении монологической и диалогической речи, чтению вслух и про себя, исходя из особенностей каждой формы;
  • велась ли работа только над изолированными единицами или же они отрабатывались и в речевых единицах?

3. Как учитывался родной язык при работе над учебным материалом?

4. Назовите общеметодические принципы, реализуемые на данном уроке. Где, в какой "точке" учебного процесса и в чем конкретно проявлялся тот или иной принцип (сознательности, активности, наглядности, индивидуального подхода, прочности, доступности и посильности)?

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ.

1. Что осуществлялось на уроке: ознакомление, тренировка, применение?

2. С помощью каких приемов и заданий осуществлялось ознакомление, тренировка, применение?

3. Какие принципы определяли набор приемов и формулировки заданий и как они соотносились с программой?

СРЕДСТВА.

1. Какие вспомогательные средства применялись на уроке и насколько это было целесообразно?

2. Все ли возможности оснащения урока иностранного языка на начальном этапе были использованы?

АУДИРОВАНИЕ.

1. Использовалось ли аудирование как средство обучения; где и для чего?

2. Формировалось ли у учащихся понимание речи на слух? Если да, то проанализируйте:

- характер материала для аудирования;

- установки на слушание;

- применение опор и обучение детей ими пользоваться;

- адекватность контроля формируемой деятельности, его массовость и экономичность по времени.

3. Использовались ли ТСО, какие и как?

4. Все ли возможности развития у учащихся понимания речи на слух нашли применение на уроке?

ГОВОРЕНИЕ.

1. Использовалось ли говорение как средство обучения (произношению, лексике, грамматике):

- в каких "точках" урока;

- какие приемы использовались для этого;

- с помощью каких заданий?

2. Формировалась ли у учащихся монологическая и (или) диалогическая речь?

3. Как стимулировалось речевое высказывание и участие в беседе?

4. Использовались ли опоры при обучении говорению, какие; обучал ли учитель детей ими пользоваться?

ЧТЕНИЕ.

1. Использовалось ли чтение как средство обучения: где, для чего, с помощью каких приемов?

2. Велось ли обучение детей чтению и как:

- по ключевым словам;

- с использованием транскрипции;

- с использованием справочного аппарата;

- по догадке языковой и контекстуальной.

3. Формировалось ли на уроке чтение текста вслух, и какие режимы работы использовались для этого?

4. Формировалось ли на уроке чтение текста про себя, какие умения при этом формировались?

5. Как осуществлялся контроль понимания читаемого?

ПИСЬМО.

1. Велось ли обучение графике; как, с помощью каких приемов? В какой мере использовался принцип учета родного языка?

2. Обучались ли дети орфографии и какая помощь им оказывалась в усвоении орфографии английских слов?

3. Готовил ли учитель детей к выполнению письменных домашних заданий, как помогающих лучшему усвоению языкового и речевого материала?

4. Был ли письменный контроль на уроке:

- что проверялось;

- как проводился;

- сколько времени на него ушло?

б) Оценка сформированности профессионально-педагогических умений студента-практиканта.

Конструктивно – планирующие умения.

1. планирование урока сообразно целям и задачам обучения ИЯ;

2. целостность урока и логическая связь между его этапами;

3. направленность урока и его отдельных этапов на решение конечной цели - формирование коммуникативной компетенции;

4. умение правильно распределять время на уроке и соблюдать его в соответствии с планом - конспектом;

5. подбор и дозировка материала сообразно этапам и задачам урока;

6. подбор адекватных средств обучения (упражнения, наглядный и раздаточный материал, ТСО и т.д.);

7. использование различных режимов работы учащихся (фронтальный, индивидуальный, парный, групповой, по цепочке и т.д.) и обеспечение их системой заданий;

8. умение творчески подходить к планированию урока, не ограничиваться только рамками требований и заданий УМК, знать концепцию, лежащую в основе УМК, и уметь применять ее положения при планировании серии уроков.

Организационные умения.

1. умение поддерживать дисциплину и внимание учащихся на уроке;

2. умение организованно начать и закончить урок;

3. правильно сформулировать цели и задачи урока в целом и отдельных его этапов, кратко, точно и просто формулировать коммуникативные задачи и доводить их до сознания учащихся;

4. умение быстро перестроиться по ходу урока в связи с изменившейся ситуацией, эффективно сочетать различные режимы работы;

5. умение осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения с помощью постановки различных коммуникативных задач (КЗ) для различных учащихся, различного рода заданий для самостоятельной, домашней и внеклассной работы;

6. умение оценивать результативность решения учебных задач и делать соответствующие выводы для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса;

7. правильно оценивать речемыслительную деятельность учащихся на уроке, выставить оценки, прокомментировать их, подвести итоги проделанной работы;

8. умение эффективно организовать самостоятельную работу учащихся дома: объяснить домашнее задание и правильно записать его на доске, проверить записи учащихся в дневнике, ведение словарей и тетрадей;

9. умение правильно оформлять записи и расположение материала на доске.

Наши рекомендации