Признак «здоровье ребенка» характеризует и ориентирует деятельность специалиста на развитие жизнеспособной нации, сохранение и продолжение ее в последующих поколениях.
Проведенные исследования в водной среде двигательных действий тяжелобольными детьми (Д.Ф. Мосунов, 1994; С.Л. Шпак, 2002; М.Д. Мосунова, 2005) двигательных действий ребенка-инвалида и здорового, опознать общие и отличительные признаки несоответствия, предвидеть возможные трудности профессиональной деятельности тренера по плаванию, положены в основу детальной поэлементной индивидуальной методики эффективного самоусвоения больным ребенком движений в водной среде.
Выводы по 2 главе
Разработанные модели двигательных действий ребенка и взаимоотношений с тренером в процессе гидрореабилитации и начального обучения плаванию при различных формах церебрального паралича: - двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипарез, гиперкинез, атонически-астатической формы, позволяют представить в общих чертах исходное состояние двигательной активности ученика-инвалида, которое специалисту придется учитывать при выборе и разработке средств и методов индивидуального обучения и воспитания в условиях «суши» и «воды».
Контрольные вопросы
1. Дать краткую характеристику основных форм детского церебрального паралича
2. Раскрыть модель характерных двигательных действий ученика и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию (форма ЦП – двойная гемиплегия).
3. Раскрыть модель характерных двигательных действий ученика и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию (форма ЦП – спастическая диплегия).
4. Раскрыть модель характерных двигательных действий ученика и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию (форма ЦП – гемипаретическая форма).
5. Раскрыть модель характерных двигательных действий ученика и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию (форма ЦП – гиперкинетическая форма).
6. Раскрыть модель характерных двигательных действий ученика и взаимоотношений с тренером в начальном обучении плаванию (атонически – астатическая / мозжечковая форма).
7. Критерии активности ребенка с тяжелыми последствиями церебрального паралича в условиях водной среды.
8. Основные признаки соответствия двигательных действий в условиях водной среды ребенка-инвалида средствам и методам начального обучения плаванию.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Безотечество, К. И. Гидрореабилитация: Учебное пособие модуля дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» / К. И. Безотечество. – ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Издательство ТГПУ, 2012 – 265 с.
2. Булгакова, Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.
3. Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида / Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин // – СПб.: Плавин, 1999. – 91 с.
4. Мосунова, М.Д. Гидрореабилитация ребенка с эпилепсией (Учебно-методическое пособие) / М.Д. Мосунова, А.А.Литвинов // СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб., 2007. - 74 с. По решению Редсовета НГУ им. П.Ф. Лесгафта.
5. Погребной, А.И. Двигательная и психическая реабилитация глухих и слабослышащих детей средствами плавания : Методическое пособие / А.И. Погребной, С.А. Мясищев. – Краснодар: КГУФКСТ, 2005. – 84 с.
6. Шпак, С.Л. Гидрореабилитация ребенка с последствиями церебрального паралича : учебно-методическое пособие / С.Л. Шпак, Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев / Под ред. Проф. Д.Ф. Мосунова Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. СПб. : [б.и.], 2007. – 142 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Нормативно-методический документ ООН» (от 20 декабря 1993, резолюция 48/96).
2. «Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека» (от 19 октября 2005 г., 33-я сессия ЮНЕСКО).
3. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена (на примере плавания) /Д.Ф. Мосунов // – СПб.: Плавин, 1996. – 176 с.
4. Патрашев, А.Н. Прикладная гидромеханика / А.Н. Патрашев, Л.А. Кивако, С.И. Гожий // М. : Военное издательство МО СССР, 1970. - С. 648- 677.
5. Пермяков, В.Е. Использование средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей 9-11 лет с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук / В.Е. Пермяков. – Краснодар, 2004. – 207 с.
6. Першин, С.В. Основы гидробионики. – Л., Судостроение, 1988. – 264 с.
7. Петрухин, А.С. Эпилептология детского возраста : руководство для врачей / А.С. Петрухин ; под ред. А.С. Петрухина. – М. : Медицина, 2000. – 624 с.
8. Пригожин, И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. Пер. с англ. / Под ред., с предислов. и послесл. Ю.Л. Климентовича. – Изд. 2-е, доп. – М.: Евдиториал УРСС, 2002. - 288с.
9. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов // Элементы мысли. – СПб. : Питер, 2001. – С. 404.
10. Павленко, Т.П. Педагогические основы социальной адаптации подростков с отклонениями в развитии: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997. - 19 с.
11. Семенова, С.А. Коррекция режимов двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях экологического загрязнения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1996. - 26 с.
12. Станкин, М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. - 222 с.
13. Степановский, В.И. Психологическая саморегуляция деятельности: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 1991. - 46.
14. Фирсов, З.П. Плавать раньше, чем ходить. : Физкультура и спорт, 1980. - 143 с.