Готов ли к этому ваш ребенок?

Вы водите ребенка в туалет по расписанию. Когда он освоит умение делать свои дела в унитаз до такой степени, что аварии будут случаться не чаще одного раза в неделю, это будет означать, что он, возможно, готов ходить в туалет сам.

Если же в ответ на все приводимые ниже вопросы вы скажете "да", значит, ваш ребенок готов к этому определенно.

1. Дает ли он вам понять, что знает о приближении малой или большой нужды? Это могут быть слова, типа "а-а", "пи-пи", "горшок" или жест, означающий ТУАЛЕТ. Это может быть также какой-нибудь звук, которым ваш ребенок обозначает соответствующую потребность, например "му" или "бу". Может быть, он просто внезапно затихнет или начнет подпрыгивать или скрещивать ноги.
2. Обращается ли он когда-нибудь со своей нужной непосредственно к вам - тянет за рукав, указывает на туалет или издает соответствующие звуки?
3. Пользуется ли он когда-нибудь туалетом сам (не тогда, когда вы ведете его)?

Освоение всех шагов, составляющих умение самостоятельно пользоваться туалетом

Помните, мы говорили в начале этой главы, что ребенок, который полностью отработал умение пользоваться туалетом, способен выполнить довольно много отдельных действий. Вот перечень этих действий:

Посещение туалета

1. Распознает момент, когда нужно идти в туалет.
2. Умеет сдерживаться.
3. Входит в туалет.

Самостоятельное поведение в туалете

4. Спускает штаны.
5. Садится на унитаз.
6. Делает свои дела в унитаз.
7. Использует туалетную бумагу по назначению.
8. Натягивает штаны.
9. Спускает воду.
10. Моет руки.
11. Вытирает руки.

Итак, теперь ваш ребенок умеет садиться на унитаз и делать свои дела. Возможно, он в состоянии выполнять еще несколько действий. Как вы видите, если он научился делать шаги с 4 по 11, значит, уже можно говорить о самостоятельном поведении в туалете. Если ваш ребенок не умеет делать какие-нибудь из перечисленных шагов, ваv следует начать учить его этому так, чтобы после того, как он распознает момент, когда нужно идти в туалет, и войдет в туалет, он смог сам проделать там все, что нужно. Возможно, вы как раз сейчас занимаетесь обучением ребенка этим навыкам, но все-таки стоит коснуться некоторых из них.

Спускает штаны (шаг 4). Это действие, также как надевание штанов, относится к умению одеваться, а мытье и вытирание рук - к умению ухаживать за собой, и для самостоятельного пользования туалетом ребенок должен владеть ими. Прочитайте главу 9 и обратитесь к приложению В, в котором даются указания по составлению конкретных программ обучения навыкам, относящимся к умению одеваться и умению ухаживать за собой.

Использует туалетную бумагу по назначению (шаг 7). Этот шаг во всей процедуре осваивается детьми, пожалуй, в последнюю очередь, хотя учить их пользоваться туалетной бумагой следует на всем протяжении периода обучения умению делать в туалете большие дела. Ребенок должен научиться не только делать туалетной бумагой "короткий взмах". Вам нужно будет показать ему, сколько туалетной бумаги отрывать (больше одного листочка, но меньше целого рулона). Вам придется следить за тем, как он вытирается, призывая его делать это помедленнее, может быть даже направлять его физически и заставлять повторять свои действия до тех пор, пока он не будет чистым. Поскольку использование туалетной бумаги по назначению - наименее привлекательный шаг (которому, тем не менее, все равно приходится обучать), вам и вашему ребенку будет легко как бы не замечать его. Однако не надо поддаваться этому соблазну!

Надевает штаны (шаг 8). Вернитесь снова к шагу 4. А затем, для того чтобы ваш ребенок сумел ходить в туалет совершенно самостоятельно, займитесь умениями, связанными с застегиванием: молнии на брюках, пуговиц и кнопок, пряжки ремня. Однако пока после завершения процедуры в туалете помогать ему справляться с этими действиями можете вы. Когда вы решите, что пора заняться всеми этими молниями-пуговицами-пряжками, обратитесь к главе 9 и приложению В.

Спускает воду (шаг 9). Это самый легкий и самый любимый детьми шаг. В течение всего времени обучения умению делать в туалете большие и/или малые дела вы будете побуждать его спускать воду после того, как он сделает свои дела в унитаз. Вполне возможно, это легко станет частью всей процедуры, хотя напоминания, возможно, и будут требоваться.

Моет и вытирает руки (шаги 10 и 11). Обучать ребенка этим навыкам нужно, но не ждите, пока они будут полностью освоены, чтобы приступить к шагам 1-3: Идет в туалет.

Утверждение процедуры

Следует иметь в виду, что ребенок может научиться хорошо делать каждый отдельный шаг и, тем не менее, не уметь выполнять всю их последовательность гладко и без ваших повторных указаний. Но для того, чтобы он стал по-настоящему независимым в том, что касается отправления естественных нужд, ему необходимо уметь проделывать самостоятельно всю процедуру. Вам нужно будет постепенно отказываться от напоминаний. После того, как он сделает шаг, удержитесь на минутку от напоминания и посмотрите, не сделает ли он следующий шаг сам. Если вы увидите, что ему требуется напоминание, попробуйте вместо прямого указания спросить: "Что ты делаешь дальше?" Со временем вы будете напоминать все меньше и меньше, а уходить из туалета на все более длительное время.

Настоящая самостоятельность

Когда ваш ребенок научится самостоятельно проделывать в туалете все, что нужно, можно начать учить его - сначала самостоятельно входить в туалет, а затем распознавать моменты, когда туда нужно пойти и сдерживаться, пока не сядет на унитаз.

Как научить ребенка ходить в туалет. Каждый из перечисленных ниже шагов отрабатывайте до тех пор, пока ребенок не научится правильно делать его во время 3-4 походов в туалет. После этого переходите к следующему шагу.

1. Доведите ребенка почти до самой двери туалета и скажите: "Иди в туалет!", или "Иди, сделай пи-пи!", или любые другие слова, которые вы привыкли использовать в такой ситуации. (Очень облегчает задачу постоянное употребление одного и того же выражения, которое ребенок знает.) Не забудьте похвалить и наградить его.
2. Пройдите вместе с ним часть пути до двери туалета и скажите: "Иди в туалет!" Похвалите и наградите его.
3. Укажите ему направление к туалету и скажите: "Иди в туалет!" Похвалите и наградите его.
4. Скажите: "Иди в туалет!" Похвалите и наградите его.

Оттягивает момент мочеиспускания или стула до тех пор, пока не окажется на унитазе. Когда придет время обычного похода в туалет, прежде чем повести туда ребенка, немного подождите. Для начала минут 10. (Необходимость таких мер объясняется тем, что при достаточно частом высаживании ребенок может никогда не научиться чувствовать, как наполняется мочевой пузырь.) Он должен узнать, что такое ощущение натяжения является сигналом, означающим: "Пора идти в туалет". Откладывая поход в туалет, вы тем самым даете ему возможность почувствовать это наполнение.

Во время такой задержки может случиться всякое:

1. Почувствовав наполнение мочевого пузыря, ребенок может пойти прямо в туалет. Великолепно! Похвалите и наградите его.
2. Он может прийти к вам, показывая, что знает о необходимости пойти в туалет. Тоже прекрасно! Похвалите его, отведите в туалет и вознаградите за то, что он им воспользовался.
3. Он может начать делать свои малые или большие дела в штанишки и затем прийти к вам. Это тоже хорошо (для начала). Отведите его в туалет и вознаградите за то, что он в туалете доделал свои дела.
4. Он может не сделать ничего - ни пойти в туалет, ни прийти к вам, ни начать делать свои дела. В этом случае минут через 10 поведите его в туалет как обычно, а в следующий раз сделайте это немного попозже, скажем через 15 минут.
5. Он может за эти 10 минут намочить или испачкать свои штанишки, не попытавшись прийти к вам, чтобы вы повели его в туалет. Прореагируйте на это так, как вы всегда реагируете на такие вещи - не суетясь, не уделяя ему свое внимание и не отчитывая его.

Помимо моментов, отмеченных в расписании, ребенок может давать вам понять, что ему нужно в туалет, и в другое время. Он может тянуть вас туда, показывать на туалет, произносить соответствующее слово или издавать звук. Когда он делает это, ведите его в туалет и сразу награждайте, независимо от того, сделает он свои дела там или нет. Позже, когда он регулярно будет показывать вам, что ему нужно в туалет, вы будете поощрять его, только если он сделает свои дела. Когда бы ребенок ни пошел в туалет сам и ни воспользовался унитазом по назначению, хвалите и награждайте его.

Мы часто слышим от родителей, что их ребенок полностью обучен, потому что он всегда делает свои дела по расписанию. Воспитательница, занимающаяся с тем же ребенком, может найти его необученным совсем, потому что она никогда не водит его в туалет по расписанию. Разумеется, ни то, ни другое неверно. Истина заключается в том, что он освоил некоторые шаги, но не все. Он может до сих пор зависеть от взрослого, который должен отвести его в туалет. Родители часто не решаются начать учить самостоятельному поведению ребенка, который прекрасно следует расписанию. Можно понять, почему снова начнутся случайные "аварии". Однако конечный результат стоит ваших усилий!

Вопросы и ответы

Вас не удивит, если, начав заниматься с ребенком умением пользоваться туалетом, вы обнаружите, что не все идет так гладко, как должно, если судить по этой главе. Наш опыт выявил ряд вопросов, которые часто задают родители.

Наши рекомендации