Оставляйте ребенка в туалете одного

Важно, чтобы постепенно вы начали приучать ребенка оставаться в туалете без вас. Начать делать это можно тогда, когда вы убедитесь, что он может продолжать сидеть на унитазе без вашей помощи и без словесных напоминаний. После того, как вы привели ребенка в туалет или проследили за тем, чтобы он сел (в зависимости от степени его потребности в помощи), оставайтесь в туалете все меньше и меньше времени. Приучайте его к этому постепенно. Сначала сделайте вид, что вас интересуют в туалете какие-то другие вещи. Затем стойте в дверях и, наконец, выходите из помещения совсем.

Даже тогда, когда вы больше не остаетесь с ним в туалете, вам нужно по-прежнему проявлять свое внимание к нему и награждать его в случае успеха. Возвратитесь назад, чтобы похвалить и вознаградить его, и при необходимости помогите ему завершить процесс. Когда ваш ребенок станет ходить в туалет постоянно, можно будет начать отказываться от поощрений, как и при обучении любым другим новым умениям.

Ведите записи

Ведение записей продолжается в течение всего периода обучения ребенка умению делать большие дела в туалете. Прикрепите таблицу к стене недалеко от унитаза. Обведите кружочками часы, которые обозначены в вашем расписании как часы похода в туалет. Каждый раз, приводя его в туалет, отмечайте в таблице, сухой он или мокрый, испачкал ли штанишки (С, М, Ст) и что он сделал в туалете (С, М, Ст). Эта таблица имеет тот же вид, что и таблица, которой вы пользовались в течение двухнедельного периода. Отличие ее будет лишь в том, что теперь вы не будете делать отметки каждый час.

Если вы ведете ребенка в туалет (или если он испачкал штанишки) не в то время, которое фигурирует в вашем расписании, запишите время и результат в той же таблице.

Тщательная запись достижений важна не менее чем обсуждаемая сейчас стратегия обучения. Ежедневное ведение записей будет служить вам не только свидетельством того, как идут дела, но и напоминанием о том, что нужно следовать учебной программе регулярно.

Оценивайте прогресс

Просматривая неделя за неделей свои записи, вы сможете получать ответы на некоторые важные вопросы.

Водите ли вы его в туалет в наилучшее для этого время?

Помните, мы предлагали вам придерживаться только что составленного расписания одну неделю, а затем проверить, не нуждается ли оно в каких-нибудь изменениях? Если каждый раз, когда в соответствии с расписанием вы приводите ребенка в туалет и обнаруживаете, что его штанишки грязные, вам следует сдвинуть время похода в туалет на 15 минут назад. Если же он пачкает штанишки вскоре после того, как вы его водили в туалет, вам нужно изменить расписание так, чтобы впредь водить его в туалет на 15 минут позже.

Вы можете также обнаружить, что с того момента, как ребенок начал демонстрировать владение обсуждаемым умением, он стал делать большие дела только один раз в день. В этом случае вы можете в своем расписании отменить походы в туалет, которые следуют за успешным походом. После внесения изменений в расписание работайте по нему минимум одну неделю, прежде чем изменить его вновь. Изменяйте его только в том случае, если ваши записи в течение не менее чем пяти дней ясно указывают на изменение графика.

Заметен ли прогресс?

Одной из наград за ваши усилия станет подтверждение, что ребенок учится. Бывает, что, занимаясь с ним каждый день, мы не замечаем явных изменений. Увидеть реальные сдвиги, произошедшие за последние недели, вам помогут ваши записи. В конце каждой недели по данным своей таблицы вы можете подсчитать: 1) сколько раз он сделал свои дела в штанишки и 2) сколько раз он сделал это в унитаз. Записывайте эти суммарные значения каждую неделю. Если число "аварий" будет уменьшаться, а число случаев, когда он делает большие дела в унитаз, увеличиваться, значит, прогресс есть!

В приводимом ниже примере вы увидите, что в первые четыре недели особого прогресса не наблюдалось, но потом ситуация постепенно стала улучшаться. Иногда прогресс бывает более быстрым, чем в данном случае, иногда - гораздо более медленным. Аккуратное ведение записей позволит вам заметить сдвиги, которые без этого вы могли бы и не увидеть. Говорящие о прогрессе объективные данные ваших записей - награда вам!

  НЕД. НЕД. НЕД. НЕД. НЕД. НЕД. НЕД. НЕД.
Ст в штаны
Ст в туалете

Последние замечания

Эту программу гораздо легче описать, чем провести в жизнь. Заниматься по ней на деле - значит помнить расписание и бросать свои дела, чтобы вовремя повести ребенка в туалет. Это значит каждый день по несколько раз, когда приходит время, дважды снимать и надевать подгузники (из-за того, что нужно высадить его на 5 минут, потом, через 10 минут - опять на 5 минут). Это значит продолжать менять грязные подгузники и в другое время, стараясь при этом отнестись к "аварии" как к свершившемуся факту. И, главное, это значит быть полной энергии и готовой похвалить ребенка за каждый шажок.

Конечно, временами вы будете терять надежду, испытывать разочарование, неуверенность и грусть. У вас будут дни, когда другие события не позволят вам соблюдать расписание. Вам будет казаться, что что-то вы делаете неправильно, если ваш ребенок пачкает штанишки и расписание эти моменты не "улавливает". У вас часто будет появляться непреодолимое желание изменить расписание, не дожидаясь, пока пройдет неделя. Вы будете... стоп! Не будем больше углубляться в возможные проблемы. Если вы будете упорно придерживаться программы, несмотря на то, что это нелегко, вы добьетесь успеха.

Наши рекомендации