Фильмов для просмотра скорректированный по темам

Класс

1. Чук и Гек 1953 г.(Умение признаваться в своих даже не очень хороших поступках)

2. В стране невыученных уроков1969 г. (Проблема лени и безответственности)

3. Мойдодыр,1954 г. Цветик семицветик1948 г. (Проблемы чистоты тела и души. Сострадание, умение отделять главное от второстепенного)

4. Золотая антилопа1954 г. (Проблема жадности)

Класс

1. Аленький цветочек 1952 г.(Проблема сострадания, милосердия)

2. Приключения Толи Клюквина1964 г. (Ответственное, серьезное отношение к делу)

3. Внимание, черепаха! 1969 г (О добром отношении к животным)

4. Вовка в тридевятом царстве1965 г. (Проблема трудолюбия, старательности, ответственного отношения к труду)

Класс

1. Золушка1949 г. (Проблема трудолюбия, доброты)

2. Звездный мальчик1957 (Проблема гордыни)

3. По дороге с облаками 1984г.(Проблема дружбы и умения строить отношения)

4. Четвертая высота 1977 г.(Проблема воспитания характера и самопожертвования)

Класс

1. Сказка о потерянном времени1964 г.(Проблема расточительности времени)

2. Казаки-разбойники 1979 (О воспитании активной жизненной позиции)

3. Приключения Петрова и Васечкина 1983 г.(Проблема дружбы и взаимопомощи)

4. Тимур и его команда 1940 г. (Проблема посильной помощи детей взрослым, пожилым и больным людям)

Класс

1. Чудак из 5 Б 1972 г. (Проблема доброты, сочувствия и соучастия в делах других)

2. Старик Хотабыч1956 г. (Проблема честности, взаимовыручки)

3. Дом с приведениями 1987 г. (О детской жестокости и завоевании уважения в новом коллективе)

4. Отряд Трубачева сражается 1957 г. (Дети и война)

Класс

1. Друг мой, Колька 1961г.(Проблема формализма в педагогической работе)

2. Чучело1984 (Проблема взаимоотношений между детьми, воспитание толерантности, доброжелательного отношения к другим)

3. Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен1964 г. (Проблема взаимопомощи и понимания и предательства среди детей)

4. Орленок1957 г. (Дети и война)

Класс

1. Точка, точка запятая 1972г. (Проблема дружбы, как важно найти в жизни настоящего друга, который поймет и поможет найти себя)

2. Без страха и упрека 1962 г. (Проблема честности и сопереживания)

3. Дикая собака Динго или повесть о первой любви1962 г.(Проблема первой любви и верности)

4. Молодая гвардия 1948 г. (Проблема патриотизма и самопожертвования)

Класс

1. Валерий Чкалов 1941 г. (Знаменитые люди нашей страны, которыми гордится страна, и знать их должен каждый гражданин этой страны)

2. Республика Шкид 1966 г. (Проблема беспризорности и становления личности в этой среде, роль педагога в этом процессе)

3. Ключ без права передачи 1976 г.(Проблема педагогического профессионализма и взаимопонимания между детьми и взрослыми)

4. Баллада о солдате1959 г. (Проблема гуманизма и сопереживания, проникновения в чужие проблемы простого советского солдата)

Класс

1. Человек с бульвара Капуцинов1987 г. (Проблема борьбы добра и зла. Скажи что ты смотришь, и я скажу кто ты)

2. Розыгрыш 1976 г.(Проблема становления личности )

3. Оглянись 1983 г. (Проблема становления личности)

4. Судьба человека1959 г. ( Как, пройдя через нечеловеческие испытания, остаться человеком )

Класс

1. На семи ветрах 1963 г. (Судьбы людей на войне)

2. Гибель империи док. фильм 2008 г. (Противостояние Запада и Востока уходящее в глубину веков и параллель с нынешней историей. Чтобы понимать настоящее, нужно хорошо помнить прошлое)

3. Летят журавли 1957 г. (Проблема нравственных переживаний)

4. Школьный вальс 1977 г.(Проблема взросления и ответственности за поступки)

Класс

1. Дорогая Елена Сергеевна1988 г. ( подростковая жестокость, душевная "глухота", и неразборчивость и беспринципность в выборе средств для достижения цели, крушение нравственных идеалов во времена перестройки, формирование цинизма )

2. Сто дней после детства 1974 (Проблема радости и горечи первой любви)

3. Соблазн 1987 г. (Проблема беспринципности, попирания прежних ценностей ради достижения цели)

4. Горячий снег1972 г.( стойкость и сила духа русских солдат, защищавших родную землю)

Если проанализировать этот список, то можно заметить, что в начальной школе больше внимания уделяется воспитанию таких качеств как : умение признавать свои ошибки, трудолюбия, честности, ответственности, сострадания, умения дружить, преодоление гордыни, доброго отношения к животным.

Поскольку большинство этих фильмов знакомы учителям гимназии с детства или юности, то и выбор фильмов каждый учитель делал опираясь на свой опыт просмотра в прошлом. Конечно, нынешние дети отличаются от детей 70-80-х годов, когда были созданы эти фильмы. И, к сожалению, есть фильмы, в которых некоторые поступки героев им не понятны. Так в фильме "Без страха и упрека" нынешние семиклассники не поняли зачем их сверстники из 70-х упорно искали владельца потерянного кошелька.

Понятно, что обсуждение этих фильмов ведут не подготовленные специалисты по киновоспитанию, а обычные учителя, у которых есть свои приоритеты в воспитательном воздействии. Так, например, некоторые учителя отказались от показа фильма "Чучело", предпочитая показ фильма демонстрирующего торжество добра и сострадания. Конечно, личность самого учителя в таком подходе играет немаловажную роль. Какие-то классы делают более глубокий разбор проблем фильма, кто-то поверхностный. Но хорошее кино можно смотреть и без обсуждения, оно будет понятно каждому чуть больше или чуть меньше. Ведь режиссеры, создающие фильмы, не рассчитывают на разбор, особенно, если фильм соответствует возрасту.

Об этом я говорила и на круглом столе Международной конференции "Кинообразование в современном мире", которая проходила на базе Московской международной киношколы с 15 по 24 ноября 2013 в рамках дискуссии “КИНО в общем образовании" и нашла поддержку у американского кинорежиссера Кристофера Копполы, который также утверждал, что если кино хорошее, оно оставит свой след в сознании зрителя.

С одной стороны плохо, что идея киновоспитания не нашла развития и поддержки на государственном уровне. Не проработаны нормативные документы, нет единой программы, а с другой стороны есть свобода выбора о чем говорить, какие темы поднимать. Ведь каждый классный руководить лучше видит воспитательные пробелы своего класса и всегда может заменить рекомендованный фильм на более актуальный для их коллектива.

Я думаю, что не будет единого мнения и в вопросе какой фильм лучше воспитывает, который показывает как надо поступать или как не надо поступать.

Например, просмотр фильма "Чучело" в одном из 6 классов оказался очень актуален. В кассе назревала подобная ситуация.

Дальнейшие меры по совершенствованию методики киновоспитания в гимназии подсказывает сама жизнь. В гимназии появилось много молодых педагогов, которым фильмы 70-80-х годов не знакомы и, чтобы облегчить им процесс обсуждения придется создать методическое пособие хотя бы на 4 фильма в год для каждого класса.

Конечно, воспитывающих фильмов много и среди старых и появляются новые. Выбрать лучшие для весьма ограниченных возможностей показа непросто. Но, если в школах у руководителей есть желание внедрять такие методы воспитания, начинать можно с тех, с которых начали мы, а дальше пока простор для творчества, можно расширять с учетом той сферы, в которой появились пробелы воспитания.

Нам еще предстоит долгий путь перевоспитания зрителя, и начинать это надо со школьной скамьи или даже раньше.

Наши рекомендации