Ориентированные (ориентационные).

Коммуникативные умения –это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и умений и навыков педагогической техники.

Перцептивные умениясводятся к умению понимать других.

Данные об учащихся, полученные в результате «включения» перцептивных умений, составляют необходимую предпосылку успешности педагогического общения.

Умения педагогического общениясвязаны с осуществлением так называемой коммуникативной атаки, то есть привлечения к себе внимания четырьмя способами (по Канн-Калику):

- речевой вариант (вербальное обращение к учащимся);

- пауза с активным внутренним общением (требованием внимания);

- двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.);

- смешанный вариант (включает предыдущие варианты).

Педагогическая техника представляет собой совокупность следующих умений и навыков:

-выбрать правильный тон и стиль в обращении с воспитанниками;

- управлять их вниманием;

- чувство темпа;

- развитие культуры речи учителя (владение словм, правильная дикция, правильное дыхание и правильная мимика и жестикуляция);

- управление своим телом;

- регулирование своего психического состояния (вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.д.);

- владение техникой интонирования для выражения разных чувств;

- располагать к себе собеседника;

- образно передавать информацию и т.д.

Педагогическая этика

Воздействуя на личность ребенка и взаимодействуя с детьми, учитель постоянно соприкасается с внутренним душевным миром ребенка. Этот момент соприкосновения весьма ответственен и требует от педагога, помимо глубоких профессиональных знаний и умений, демонстрации высокой общей культуры, нравственности, тактичности. Вот почему в процессе овладения педагогической профессией учителю необходимы знания основ профессионально-педагогической этики.

Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Первоначально требования и оценки педагогической этики существовали в виде пословиц, поговорок, неписанных норм и правил. Позднее нравственный аспект педагогического процесса получил отражение в педагогической литературе.

Уже в работах античных философов мы находим интересные суждения по вопросам педагогической этики. Так, о педагогической этике спартанской системы воспитания дают некоторые представления биографии Плутарха. Суровость и жестокость в отношении к детям рассматривали в Спарте как необходимое средство воспитания мужественных, смелых людей, способных жестоко расправляться с рабами.

Платон проводил идею о необходимости подчинения детей воле воспитателя, о необходимости постоянного контроля за ними, высокой оценки послушания и благонравия и использования «угроз и ударов» при неповиновении.

Анализ наиболее значительных произведений отечественной педагогической и социальной мысли свидетельствует, что отдельные требования педагогической этики в том или ином виде содержались во всех педагогических системах. Так, в знаменитом культурном памятнике Русского государства «Домострое» содержатся некоторые идеи педагогической этики, в которых рекомендуется держать детей в страхе, подвергать их телесным наказаниям, воспитывать у них покорность, послушание.

Позже появляются другие взгляды как должен протекать процесс воспитания.

Нравственным отношениям в воспитании большое значение придавали М.Монтень, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К, Гельвеций, Д. Дидро, И. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, Р. Оуэн и др. видные педагоги и мыслители прошлого.

В братских школах Украины и Белоруссии 16-17 столетий содержатся высокие моральные требования к учителю. Так, в уставе Львовской братской школы 1586 г. говорилось: «Дидаскал, или учитель школы, маеть бытии благочестив, разумен, смиренномудренный, кроток, воздержливый, не пияница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не горделив, не завистник…, но благочестию поспешитель, образ благих, в усеем себе предоставляющий не в сицевых добродетелях, да будут и ученицы яко учитель их».

Гуманистическим отношениям в школе между учителем и учащимися большое значение придавали В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В отечественной педагогике последних десятилетий большое значение вопросам нравственно-этических взаимоотношений в системе «учитель-ученик» уделяют Ш.А. Амонашвили, М.П. Щетинин и др.

Педагогическая этика –это составная часть общей этики, одна из древнейших отраслей философии, изучающая нравственные проблемы жизни человека, дающая определение добра и зла, изучающая вопросы межчеловеческих взаимоотношений и формулирующая нормы и правила этих отношений, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях педагогического процесса.

Рассмотрим основные категории педагогической этики.

Педагогическая справедливость –это понятие морального сознания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в педагогической деятельности. Она характеризует соотношение педагогических явлений с точки зрения распределения добра и зла.

Профессиональны педагогический долг – это ориентация на безусловное уважение человеческого достоинства каждого участника педагогического процесса, утверждение гуманности, реализация принципа единства, уважение к личности воспитанника и требовательности к нему.

Профессиональная честьпредписывает нормативные требования к поведению и предполагает в отношении к человеку ту меру уважения, которую он заслужил со стороны всех участников педагогического процесса – взрослых и детей.

Профессиональная совесть учителя –это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед своими учениками и обществом за результаты своей деятельности. Главная функция совести – осуществление морального самоконтроля.

Педагогический такт – это стиль учителя, при котором учащиеся остаются уверенными в доброжелательности учителя, его чуткости и доброте.

Наши рекомендации