Особенности работы в малок.ш-ле.

Учебно-воспитательный процесс в малокомплектной школе имеет ряд особенностей ,отличающих его от учебно-воспитательного процесса в начальных классах. Одновременность занятий нескольких классов определяет отличия структуры урока, организации деятельности уч-ся и у-ля.

В условии обучения одного класса одним уч-ем педагог в зависимости от целей по своему желанию может включать в урок самостоятельтную работу уч-ов. В М-ойШ иное дело: у уч-ля нет подобного выбора. Условия таковы,что требуют обязательного ,ежеурочного проведения самостоятельной работы каждого из классов. В этом 1-ая особенность урока в М-ойШ-ле.В то время как уч-ки одного(или 2-ух-в однокомплектной ш-ле) класса выполняют учебные задания,уч-ль объясняет новый материал,опрашивает,разъясняет очередное задание –заниматься с учащимися другого класса .И наоборот.Таким образом, сам-ая работа уч-ов 1-ог из классов яв-ся условием нормальной уч-ой дея-сти уч-ся 2-ого( 2-их классов) и обязательным компонентом урока в М-ойНач-ой Ш-ле.Из этого следует 2-ое отличие урока – необходимость чередования самос-ой работы уч-ся с работой под непосредственным руководством учителя.Учителя в один урок включают ,как правило,две-три сам-ые работы. Первые две особенности определяют третье важное отличие урока в мал-ой ш-ле: время,выделяемое на сам-ые занятия одного из классов,прямо зависит от времени,необходимого для непосредственной работы уч-ля с другим классом.

То обстоятельство,что в одном помещении одновременно занимаются два(три) класса,отражается на возможности использования учебно-наглядных пособий,включая тех-ие ср-ва обучения.Уч-ля МШ значительно реже,чем их коллеги ,работающие с одним классом,сопровождает свои рассказы зарисовками,чертежами на доске.Часто сам-ая работа бывает механической,дети лишь автоматически повторяют данные им образцы.Главный недостаток – неуправляемость самостоятельной работой.Большая часть учителей не подводят итогов самостоятельных работ, в лучшем случае ограничиваясь устными замечаниями общего характера классу и отдельным ученикам или выборочной проверкой выполненного. Это ещё один недостаток в организации самостоятельной работы школьников. В МШ на работу уч-ся под непосредственным руководством уч-ля приходится около одной трети времени урока, остальное учебное время используется на сам-ую работу уч-ся. Успех учебно-воспитательной работы с несколькими классами зависит главным образом от умелого использования той части учебного времени,к-ая отводится на сам-ую работу уч-ся,от её эффективности.

На этапе подготовки к ознакомлению уч-ов с новым учебным материалом в условиях работы уч-ля с одним классом, преобладает беседа. Беседа – такой метод обучения,при котором учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт и пользуясь вопросами,подводит уч-ся к пониманию и усвоению новых знаний. Беседа содержит в себе следующие компоненты: а)наблюдение за специально отобранным материалом; б)анализ рассмотренного явления по вопросам уч-ля, подводящим уч-ся к определённому выводу; в)выведение закономерности,правила.вывода; г)заключение уч-ля,содержащее в себе точное определение понятия,формулировку правил;д)показ применения изученного понятия или правила в практической деятельности. В МШ первые 2 этапа – наблюдение и анализ уч-ого материала – сливаются в один и принимают форму индивидуальной письменной работы, выполняемой детьми самостоятельно. Заключение,точная формулировка, в зависимости от сложности материала,изучаемого в это время другим классом,могут быть сделаны как самим учителем,так и самостоятельно уча-ся.В этом случае дети читают вывод в учебнике. Особое значение в МШ имеет заключительный этап беседы – показ практического изученного теоретического материала .

Специфика МШ требует,чтобы и оборудование,и учебные пособия способствовали управлению самостоятельной работы школьников,приближая условия работы уч-ся к условиям работы одного класса с одним учителем.Вместе с тем важнейшее средство наглядности – таблицы предусматривают коллективную фронтальную работу класса под непосредственным руководством уч-ля,что в условиях одновременных занятий 2 и 3 классов неосуществимо. К оборудованию ,специально предназначенному для МШ,в первую очередь относится простое лингафонное устройство,к-ое находит широкое применение для организации сам-ой работы уч-ся одного класса в то время, когда уч-ль занимается с уч-ами другого. В учебном процессе МШ карточки используются на всех этапах обучения, но главным образом в качестве дополнительных заданий для быстро работающих учеников, скорее других продвигающихся в выполнении основных упражнений. В практике широко применяются переносные доски на подставках и подвесах, т .е. для каждого класса есть специальная доска в любом случае используются две стороны доски. При демонстрации опытов и объёмных пособий используют специальную подставку.Целесообразнее сделать подставку на высоких ножках.К ножкам прикрепляются колёсики. В нужный момент подставка выкаиываеится и используется уч-ем.С целью экономии времени урока уч-ля заранее вывешивают таблицы,картины ( предварительно закрыв их)на специально подготовленные крючки и стойки.

Наши рекомендации