Методика применения пособий.

Музыкально-дидактические пособия и музыкально-дидактические игры в детском саду

.Основные исследователи в этой области: Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина, Н.Г.Кононова, Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина и др.

Содержание музыкального воспитания в д/с предусматривает воспитание у детей восприятия музыки, интереса, любви к ней, развития эмоциональной отзывчивости, приобщение к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение, игра на д.м.и.). Всё это развивает у ребёнка общую музыкальность, творческие способности. Получая определённые знания и умения, у ребёнка формируется музыкальный вкус, т.е. сначала избирательное, потом оценочное отношение к музыке.

Однако полноценное восприятие музыки ребенком возможно лишь тогда, когда он понимает о чем «рассказывает» музыка, способен сравнивать услышанное с чем-то предметным, встречавшимся ему в жизни. Ребенок не только воспринимает звуки, красоту их сочетаний, но стремится сопоставить их с чем-то реальным.

Поэтому в современной педагогике применяют музыкально-дидактические игры и пособия. Они являются средствами обучения и вызывают у детей зрительные, слуховые представления о музыке и двигательную активность. Они являются вспомогательными, «внемузыкальными» (термин Б.М.Теплова) средствами, которые в простой, доступной для детей форме дают представления о музыке, развивают музыкальные и творческие способности ребят, повышается интерес к музыке.

Дидактические пособия и игры способствуют развитию музыкально-сенсорных способностей (элементарные представления о свойствах музыкального звука: высота, тембр, динамика, ритм).

Музыкально-дидактические игры и пособия в музыкальном развитии детей - это средства обучения, выполненные в наглядно-образной форме, которая содержит элемент игры.

Они изготавливаются руками воспитателей. Это различные картинки, карточки с графическим изображением, рисунки, фишки, фланелеграф, музыкальные волчки, лесенки и т.д., которые акцентируют внимание детей на средствах музыкальной выразительности (ритм, темп, динамика, тембр, высота, характер музыки, жанровые особенности, форма музыкального произведения) развивают гармонический и мелодический, ладо-высотный слух (мажор, минор).

Например: «Солнышко и тучка»- на определение характера музыки,

«Песня-танец-марш» - на закрепление жанров музыки,

«Сколько нас поёт» - на развитие гармонического слуха и т.д.

Методика применения пособий.

Пособия используются в основном на музыкальных занятиях, где педагог знакомит детей с пособием в различных видах деятельности (чаще в слушании, пении, игре на д.м.и.), объясняет задания, которые дети выполняют под музыку, как индивидуально, так и всей группой. Использование пособий на каждом занятии необязательно. Если дети быстро овладевают пособием, то оно в дальнейшем не используется. Одно пособие используется от 2 до 4 занятий в месяц.

Музыкально-дидактическая игра - средство обучения, которое имеет дидактическую задачу, игровую цель, правила, сюжет или игровое действие (сюжет чаше в мл. гр.). Такая структура музыкально - дидактических игр, отличает их от других видов игр и упражнений.

1) Дидактическая задача ставится в целях обучения. Играя, дети решают эту
задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми
действиями.

2) Игровая цель - закончить игру первым, характерна для всех возрастных групп.
Добиться цели в игре помогает точное выполнение правил.

3) Игровые правила - организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жёстче, тем игра становится напряжённее, острее.

4) Игровые действия - без них невозможна сама игра, они являются как бы рисунком сюжета игры. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания.

Музыкально-дидактические игры разучиваются на 2-3-х музыкальных занятиях, затем выносятся в музыкальный уголок для самостоятельной деятельности детей.

Отличие музыкально-дидактических игр и пособий:

- пособия имеют только элемент игры, а музыкально-дидактические игры более
масштабны по содержанию;

- пособия используются только на музыкальных занятиях, с целью приобретения
того или иного навыка, музыкально-дидактическая игра применяется во всех видах
музыкальной деятельности и формах организации.

Музыкально-дидактические игры делятся на 3 вида:

1 - Игры с использованием образных игрушек.

2 - Подвижные игры.

3 - Настольно- печатные игры.

Наши рекомендации