Педагогическая запущенность

Содержание воспитания.

Под содержанием воспитания понимают совокупность знаний, умений, качеств и черт личности, которыми должно овладеть подрастающее поколение в соответствии с поставленными целями и задачами.

Выделяется 4 подхода к построению содержания воспитания:

1) Нравственность в разных направлениях

формирование нравственности и нравственного поведения по определенным воспитательным программам, предусматривающим осуществление таких видов воспитания, как патриотическое, умственное, нравственное, эстетическое, физическое, гражданское, экономическое, экологическое, правовое. (И. С. Марьенко).

2) Базовые культуры личности

Второй подход связан с пониманием воспитания как формирования следующих базовых культур личности:

жизненного самоопределения;

культуры семейных отношений;

экономической культуры и культуры труда;

политической, демократической и правовой культуры;

интеллектуальной, нравственной культуры и коммуникативной культуры;

экологической, художественной и физической культуры (О. С. Газман, А. В. Иванов).

3)Социализация и отработка социальных ролей

Третий подход связан с пониманием воспитания как компонента социализации

Целью воспитания является подготовка подрастающего поколения к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах. Содержание воспитания составляют социальные роли, которые должен освоить человек, (семьянин; член детского, подросткового, молодежного сообщества; ученик; патриот своего города; россиянин; человек мира; человек-творец) (И. А. Колесникова, Л. С. Нагавкина, Е. Н. Барышников).

4) Ценностное отношение к миру

Четвертый подход связан с пониманием воспитания как формирования ценностного отношения личности к миру, познания мира и взаимодействия с ним (Н. Е. Щуркова).

2) Основные задачи формирования базовой культуры человека.

3) формирование научного мировоззрения;

4) • гражданское воспитание;

5) • трудовое воспитание;

6) • нравственное воспитание;

7) • эстетическое воспитание

3) Причины нравственной запущенности детей.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ

Особенности личности педагогически запущенного ребенка:

а) непродуктивность, затрудненность деятельности и отношений;

б) особенности поведения, выражающиеся в реакциях имитации или подражания отрицательным примерам, реакциях компенсации или замещения своей несостоятельности в деятельности и отношениях с окружающими, реакциях увлечения игрой или удовлетворением других положительных интересов и склонностей в неразумных пределах, реакциях приспособления или подчинения мнению других, реакциях ухода из-под опёки, лишения самостоятельности, наличия над личностью неблагоприятной психологической обстановки в семье;

в) доминирующее эмоциональное состояние негативного характера, дезорганизующее ребенка, делающее его педагогически трудным.

Формы педагогической запущенности:

I форма - несформированность элементов и навыков учебной деятельности.

Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития, педагогическая запущенность.

II форма - несформированность мотивации учения, направленность на другие, нешкольные /не соответствующие возрасту/ виды деятельности.

Причина: индивидуализм воспитания, гиперопека, неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию (школьные межличностные взаимоотношения, неадекватная оценка учебной деятельности и т.д.)

III форма - неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности.

Причина: особенности семейного воспитания (потворствующая гиперпротекция либо доминирующая гиперпротекция) тот же тип воспитания в детском саду и начальной школе.

Показатели педагогической защищенности у подростков:

* нарушения в сфере отношений, в том числе к самому себе;

* нарушения в познавательной сфере /задержка и низкий уровень развития познавательных процессов, низкая познавательная культура, неразвитые познавательные потребности);

* неправильное, патологическое развитие характера, выраженное в акцентуациях.

Наши рекомендации