Контрольная работа для заочного обучения

(профиль дошкольное образование)

Курс «Образовательные программы для детей дошкольного возраста»

Лекционные занятия.

Тема 1. Проблема программности воспитания и обучения в отечественной педагогике и практике. Обновление дошкольного образования.

Повторение тем.

1.1 История создания и использования в практике работы ДОУ программных материалов.

2.1 Задачи, содержание, структура спецкурса, его значение в подготовке педагогов ДОУ.

3.1 Программно-методические материалы для ДОУ. История их создания и использования в практике работы детских садов. Требования к обновлению содержания дошкольного образования. Экспертиза образовательных программ.

4.1 Концепция как основные методологические и теоретические положения в развитии системы дошкольного воспитания. Изменения концепций развития дошкольного воспитания до 1917 г., в 20, 30, 50-е г.г., в современности. Программа воспитания и обучения как отражение и конкретизация ведущей концепции развития дошкольного воспитания. Понятие вариативности и альтернативности программ. Базисные и парциальные программы, их функция. Принципы выбора и сочетания программ. Достижение и трудности осуществления полипрограммности в работе ДОУ

5.1 Развитие инновационных процессов в отечественном дошкольном образовании и их отражение в нормативно – правовых и программно-методических документах (Ориентиры и требование к обновлению содержания образования: Методические рекомендации. Временное положение о дошкольном учреждении) Основные направления совершенствования педагогического процесса и повышения развивающего эффекта в образовательной работе с детьми. Гуманизация педагогического процесса. Разработка концепции развивающей среды. Закрепление права ДОУ на самостоятельный выбор программ и разработку собственных авторских, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и Типового положения в дошкольном образовательном учреждении.

6.1 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования.

Тема 2. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.

1.1 Теоретические и методические особенности программ, основные направления работы по ним. Основные направления анализа образовательных программ: теоретические основы программы; задачи развития воспитания и обучения детей дошкольного возраста; принципы построения программ; структура программы; характеристика основных компонентов; характеристика методического обеспечения программы; отличительные особенности изучаемой программы; тип учреждения, которому рекомендована программа; прогноз возможных затруднений при реализации программы; содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по анализируемой программе.

2.1 Программа «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, программа «Радуга» авторский коллектив лаборатории дошкольного воспитания института общего образования РАО под руководством Дороновой Т. Н.; программа «Детский сад – дом радости» авторы Крылова Н. М. и Иванова В. Т.; программы «Развитие», «Одаренный ребенок» авторский коллектив под руководством Венгера Л. А. и Дьяченко О. М.; программа «Истоки» авторский коллектив научных сотрудников центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, редакционная коллегия: Парамонова Л. А., Новоселова С.Л., Тарасова К.В., Обухова Л.Ф.; программа «Детство» авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики и психологии им. А.И. Герцена под руководством Логиновой В.И., под редакцией Бабаевой Т.И., Михайловой З.А., Гурович Л.М.; программа «Из детства в отрочество» научный коллектив под руководством Дороновой Т.Н.; программа «ТРИЗ» автор идеи и технологии Альтшуллер Г.С. дальнейшая разработка технологии продолжена под руководством автора и его учениками (Шустерман М.И. и др.); программа «Счастливый ребенок» автор Козлова С.А.; программа «Наследие» авторы: Новицкая Н.М., Соловьев Е. В.; программа «Дружные ребята» авторский коллектив под руководством Буре Р.С.; программа «Дошкольник и …экономика» автор Шатова А.Д.

3.1 Работа дошкольного учреждения в условиях вариативности и полипрограммности обеспечивает самоопределение участников образовательного процесса. Использование в практике работы ДОУ программ: «Золотой ключик», «Кроха», «Планета детства» и др.

Практические задания.

1. Подготовить презентационный материал-отчет по программе дошкольного образования (на своем примере образовательного учреждения и своей программы).

Схема составления презентации:

1. Титульный лист (название программы, автор программы, образовательное учреждение, фио студента, группа).

2. Содержание вашего презентационного материала-отчета (по пунктам).

3. Пояснительная записка программы.

4. Цель, задачи программы.

5. Содержание деятельности (занятия, методический материал, если есть фото материалов с занятий).

6. Рекомендации в соответствии с вашим опытом работы с данной программой.

2. Проведите сравнительный анализ подходов к обучению дошкольников, характерный для различных образовательных программ, заполните таблицу (на примере можно сравнить только свою и любую другую на выбор):

Название программы Принципы отбора учебного содержания Основные разделы образовательной работы Организация обучения детей (способы, формы) |
Программа воспитания и обучения в детском саду      
Истоки      
Радуга      
Развитие      
Детство      

Наши рекомендации