Глава 2. деятельность образовательной организации
2.1. Предметом деятельности Образовательной организации является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечение отдыха граждан, создание условий для культурной, спортивной, и иной деятельности населения.
2.2. Целями деятельности Образовательной организации является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней и направлений в соответствии с пунктами 2.3, 2.4 настоящего устава, осуществление деятельности в сфере культуры, физической культуры и спорта, охраны и укрепления здоровья, отдыха и рекреации.
2.3. Основными видами деятельности Образовательной организации является реализация:
· основных общеобразовательных программ начального общего образования;
· основных общеобразовательных программ основного общего образования;
· основных общеобразовательных программ среднего общего образования;
· дополнительных общеразвивающих программ следующих направленностей: художественно-эстетическая, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая, естественнонаучная, научно-техническая, культурологическая;
· образовательных программ профессиональной подготовки, согласно лицензии;
· адаптированных образовательных программ;
К основным видам деятельности Образовательной организации также относится:
· Оказание психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
· Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия в Образовательной организации, без уважительных причин принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования;
· Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;
· Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков. Клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
· Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения обучающихся;
· Осуществление мер по реализации программ и методик направленных на профессиональное и личностное самоопределение обучающихся
2.4. Образовательная организация вправе осуществлять, в том числе и за счет средств физических и юридических лиц, следующие виды деятельности, не являющиеся основными:
· Изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом учреждения;
· Подготовка обучающихся других образовательных организаций к прохождению государственной итоговой аттестации;
· Обучение по дополнительным образовательным программам:
§ подготовка детей к школе;
§ Образовательная организация заботливых родителей;
· Проведение лекториев;
· Проведение курсов;
· Проведение семинаров;
· Проведение мастер-классов;
· Проведение занятий кружков;
· Проведение занятий студий;
· Проведение стажировок;
· Проведение презентаций;
· Проведение занятий клубов:
· Спортивные секции;
· Организация досуга:
§ проведение тематических праздников;
§ проведение вечеров отдыха;
§ проведение дискотек;
§ проведение экскурсий;
§ проведение туристических походов;
§ проведение дней здоровья;
§ проведение спортивных соревнований;
§ организация спортивно-оздоровительных занятий;
§ организация и сопровождение туристических поездок;
§ организация и сопровождение посещения театра;
§ организация и сопровождение посещения выставки;
§ организация и проведение тематических конкурсов;
· Индивидуальные консультации логопеда;
· Индивидуальные занятия с логопедом;
· Индивидуальные консультации психолога;
· Индивидуальные занятия с психологом;
· Проведение психологических тренингов.
Перечень платных образовательных услуг, оказываемых Образовательной организацией, ежегодно утверждается Директором.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Потребность в платных дополнительных образовательных услугах определяется путем изучения спроса обучающихся и их родителей (законных представителей).
Характер и порядок оказания платных дополнительных образовательных услуг определяется Положением об оказании платных образовательных услуг, при организации данных услуг между Образовательной организацией и потребителем услуг заключатся договор в письменной форме. При предоставлении платных услуг Образовательная организация руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 г. №706
Доход от оказания платных дополнительных образовательных услуг используется Образовательной организацией в соответствии с уставными целями.
Образовательная организация вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям.
2.5. Деятельность Образовательной организации регламентируется нормативными правовыми актами, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ним иными локальными актами.
2.5.1. Для обеспечения уставной деятельности Образовательная организация может издавать следующие виды локальных актов: положения, порядки, декларации, правила, требования, инструкции, программы, графики, штатное расписание, расписание занятий, приказы и распоряжения директора, решения органов управления Образовательной организацией.
Перечень локальных актов имеет гибкий характер, как по содержанию, так и по времени действия. Локальные акты могут изменяться, дополняться и прекращать свое действие, не противореча Уставу Образовательной организации.
2.5.2. Локальные нормативные акты утверждаются приказом Директора.
При принятии локальных нормативных актов затрагивающих права обучающихся и работников Образовательной организации учитывается мнение представительных органов, указанных в п.3.7. настоящего Устава (при их наличии).
Локальные акты, касающиеся образовательной деятельности и организации образовательного процесса, ведения приносящей доход деятельности, либо безвозмездных поступлений в Школу утверждаются приказом директора с учетом мнения коллегиальных органов управления, указанных в п. 3 настоящего Устава.
2.5.3. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене Образовательной организацией.
2.6. Особенностями образовательной деятельности Образовательной организации являются
2.6.1. Обучение в Образовательной организации ведется на государственном (русском) языке Российской Федерации;
2.6.2. Образование в Образовательной организации может быть реализовано в различных формах: очной, очно-заочной или заочной форме.
Решение о форме получения образования принимается Педагогическим советом Образовательной организации с учетом мнения обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, потребностей и возможностей личности обучающегося.
Вне Образовательной организации образование может быть получено в форме семейного образования или самообразования, которое осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в Образовательной организации.
Допускается совмещение различных форм получения образования.
2.6.3. Образовательная организация осуществляет образовательный процесс в следующем порядке:
· Уровень начального общего образования (нормативный срок освоения – четыре года), обеспечивает реализацию образовательных программ начального общего образования и реализацию адаптивных образовательных программ, дополнительных общеразвивающих программ.
· Уровень основного общего образования (нормативный срок освоения – пять лет), обеспечивает реализацию образовательных программ основного общего образования и реализацию адаптивных образовательных программ, дополнительных общеразвивающих программ.
· Уровень среднего общего образования (нормативный срок освоения по очной форме – два года, по очно-заочной форме – три года) обеспечивает реализацию образовательных программ среднего общего образования на основе индивидуальных учебных планов, в том числе по программам профильного обучения и программам профессиональной подготовки, дополнительных общеразвивающих программ в соответствии с Концепцией Нового образовательного центра.
2.6.4. Организация образовательного процесса Образовательной организации регламентируется общеобразовательной программой, которая включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся. Общеобразовательная программа разрабатывается и утверждается Образовательной организацией самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере образования.
Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется Образовательной организацией.
2.6.5. Оценка образовательных результатов обучающихся учитывает возрастные особенности обучающихся и особенности организации образовательного процесса на каждом уровне, регламентируется Положением об оценке образовательных результатов обучающихся, которое разрабатывается Образовательной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации. Допускается использование различных систем оценивания образовательных результатов с приведением их в рамках промежуточной и итоговой аттестации обучающихся к пятибалльной шкале.
2.6.6. Общеобразовательные программы могут реализовываться Образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Для организации реализации общеобразовательных программ с использованием сетевой формы их реализации Образовательной организацией совместно с другими образовательными организациями совместно разрабатываются и утверждаются образовательные программы, в том числе программы, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также определяют вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы реализации общеобразовательных программ.
2.6.7. Порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся учитывает особенности организации образовательного процесса, системы оценивания на каждом уровне, регламентируется Положением о текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которое разрабатывается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.6.8. Учебный год в Образовательной организации начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься Образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц.
В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются Образовательной организацией самостоятельно, продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом не менее 8 недель, для обучающихся 1 классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
2.6.9. Режим занятий и годовой календарный график утверждаются директором Образовательной организации в соответствии с общеобразовательными программами, с учетом рекомендаций Управляющего совета, по согласованию с Педагогическим советом.
Образовательный процесс в Образовательной организации может быть организован по шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем или пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность академического часа не должна превышать 45 минут в 2-11 классах, 40 минут в 1 классах.
2.6.10. Прием обучающихся в Школу осуществляется в соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, Положением «О приеме обучающихся в МБОУ «ДСОШ № 3», Порядком организации индивидуального отбора при приеме либо переводе обучающихся для получения среднего общего образования в соответствии с программами профильного обучения, разработанными в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.
2.6.11. Требования к одежде обучающихся (общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон) и обязательность ее ношения устанавливаются «Требованиями к одежде обучающихся МБОУ «ДСОШ № 3», разработанными в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03" "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека"
Решение о введении требований к одежде обучающихся общеобразовательных учреждений должно приниматься с учетом мнения всех участников образовательных отношений и с учетом материальных затрат малообеспеченных и многодетных семей.
2.7. Основными участниками образовательного процесса в Образовательной организации являются:
· Педагогические, руководящие и иные работники Образовательной организации;
· Обучающиеся Образовательной организации;
· Родители (законные представители) обучающихся Образовательной организации.
2.7.1. Педагогические работники имеют права:
· Получение работы, обусловленной трудовым соглашением со Образовательной организацией, оплату труда в соответствии с установленными ставками, на установление режима рабочего времени и времени отдыха как работника Образовательной организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, защиту профессиональной чести и достоинства;
· Самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебных пособий и материалов;
· Материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности;
· Разработку и внесение предложений по совершенствованию образовательной деятельности;
· Участие в управлении Образовательной организацией в порядке, определяемом настоящим Уставом;
· Иные права, предоставленные работниками образовательных организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.7.2. Академические права и свободы Педагогических работников должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах Образовательной организации;
2.7.3. Педагогические работники обязаны:
· Соблюдать требования настоящего Устава, режим Образовательной организации, правила внутреннего распорядка, должностную инструкцию, распоряжения Администрации Образовательной организации;
· Своевременно и правильно вести установленную Образовательной организацией документацию по образовательному процессу;
· Соответствовать требованиям квалификационных характеристик;
· Проводить занятия на уровне, отвечающем современным требованиям к уроку;
· Проходить медицинские осмотры и профилактические прививки согласно требованиям законодательства Российской Федерации;
· На педагогического работника Образовательной организации с его согласия могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися;
2.7.4. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации;
2.7.5. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами;
2.7.6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным актом Образовательной организации, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
2.7.7. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории;
2.7.8. К педагогической деятельности не допускаются лица:
· Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;
· Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
· Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
· Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
· Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
2.7.9. Обучающимся предоставляются академические права:
· выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
· предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
· обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
· уважение и защиту своих прав, чести и достоинства, личную неприкосновенность, обращение к администрации Образовательной организации;
· получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг, предусмотренных настоящим Уставом;
· развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, спортивных и массовых мероприятиях;
· иные академические права, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, Пермского края и Образовательной организации.
2.7.10. Обучающиеся обязаны:
· добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
· выполнять требования настоящего Устава, решения органов управления Образовательной организацией, распоряжения администрации Образовательной организации, если они не противоречат настоящему Уставу и действующему законодательству Российской Федерации;
· уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися; бережно относиться к имуществу Образовательной организации, уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
· заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
· бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
· выполнять иные обязанности обучающихся установленные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными федеральными законами, Договором об оказании образовательных услуг.
2.7.11. Обучающимся запрещается:
· приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества;
· использовать любые средства и вещества, могущие привести к взрывам и пожарам;
· применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;
· пропускать учебные занятия без уважительных причин;
· производить действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих;
· совершать иные действия, нарушающие права и свободы участников образовательного процесса.
2.7.12. За неисполнение или нарушение устава Образовательной организации, правил поведения обучающихся, иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из Образовательной организации.
Порядок применения к обучающимся и снятие с обучающихся мер дисциплинарного воздействия регламентируется нормативным актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и, в части не урегулированной данным актом, локальным нормативным актом Образовательной организации о применении к обучающимся мер дисциплинарного воздействия.
2.7.13. Грубым нарушением Устава признается:
· причинение ущерба жизни и здоровью обучающихся, работников Образовательной организации, посетителей;
· причинение ущерба имуществу Образовательной организации, имуществу обучающихся, сотрудников, посетителей Образовательной организации;
· дезорганизация работы Образовательной организации.
Под неоднократным нарушением понимается совершение обучающимся двух или более нарушений Устава с наложением дисциплинарных взысканий по приказу директора Образовательной организации.
2.7.14. Родители (законные представители) обучающихся Образовательной организации имеют право:
· выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
· дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в Образовательной организации;
· знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
· знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
· защищать права и законные интересы обучающихся;
· получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
· принимать участие в управлении Образовательной организацией, в форме, определяемой настоящим Уставом;
· присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей;
· иные права, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иными федеральными законами, нормативными локальными актами Образовательной организации, договором об оказании образовательных услуг между родителями (законными представителями) обучающихся и Образовательной организацией.
2.7.15. Родители (законные представители) обучающихся Образовательной организации обязаны:
· обеспечить получение детьми общего образования
· соблюдать правила внутреннего распорядка Образовательной организации, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между Образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений, условия Договора об оказании образовательных услуг между родителями (законными представителями) обучающихся и Образовательной организацией;
· уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
· выполнять иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иными федеральными законами, нормативными локальными актами Образовательной организации, договором об оказании образовательных услуг между родителями (законными представителями) обучающихся и Образовательной организацией.
2.8. Учредитель принимает решения о создании, ликвидации или реорганизации Образовательной организации.
Утверждает кандидатуру директора Образовательной организации.
Утверждает Устав Образовательной организации, изменения и дополнения к нему.
Осуществляет контроль за поступлением и расходованием Образовательной организацией финансовых и материальных средств.
Осуществляет контроль над деятельностью Образовательной организации, анализирует результаты самообследования Образовательной организации, рекомендует внедрение в практику работы программы и методики, направление на повышение качества образовательного процесса.
Контролирует соблюдение законодательства Российской федерации и Пермского края в области образования, в том числе несовершеннолетних обучающихся.
Формирует муниципальное задание по реализации муниципальной услуги по общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему общему образованию, а так же организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.
2.9. С целью обеспечения информационной открытости деятельности Образовательная организация формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, обеспечивая доступ к ним посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте Образовательной организации в сети «Интернет».
Размещается информация, опубликование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а так же иная информация по решению Образовательной организации, если она в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесена к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.
Порядок размещения информации на официальном сайте Образовательной организации в сети «Интернет» и обновление информации о Образовательной организации, в том числе ей содержание и форма предоставления, устанавливается законодательством Российской Федерации.