А вот и еще одна знакомая мамочка со своим чадом — дочкой Настей, тоже ровесницей Ванюшки, вышли на прогулку.

Чудесное рядом

Вот что рассказывает о своем сыне (ему около 3 лет) и его отношении к лужам Катерина:

Ну вот мы и на улице. Здесь замечательно: солнышко яркое, весна просыпается. Вооружившись лопаткой,
мы исследуем лужи и подставляем носы яркому солнышку. Ваня направился к огромной луже возле соседнего подъезда. Там гуляла мамочка с сыном, ровесником Вани. Мамочка крепко держала малыша за хвостики длинного шарфа, направляя его в ту или иную сторону. Замечаю, что она смотрит на нас с большим интересом. Ведь мы не только подошли близко к луже, мы экспериментируем: смотрим, что происходит со снегом, если его перенести из сугроба в воду. Ванюшке очень понравилось лопаткой переносить белый снег в лужу. Попытка соседского малыша шагнуть в нашу сторону была тут же пресечена бдительной мамочкой. „Вот упадешь в грязь, а маме потом курточку стирать”. Может, мамочке рассказать о том, что есть на свете такое чудо — стиральная машина?

Когда таскать снег надоело, Ваня решил достать из лужи лежащую там веточку. Конечно, в воду я его не пустила,
но веточка лежала рядом, только нагнуться. Как только Ванюшка нагнулся, соседская мамочка не выдержала:

— Варежки ведь намочит!

Конечно, варежки — это главная ценность!

— И правда, Ванюш, варежки мокрые будут, — говорю. — Давай-ка их лучше снимем, голой ручкой удобнее доставать.

Лицо мамочки, вытянутое от изумления, застыло в стоп-кадре. Представляю, что она обо мне подумала. Но если
бы вы видели Ванюшкино лицо, сияющее улыбкой, когда он достал свою ”волшебную палочку”!

Мы пошли дальше, а вот за соседского малыша „на поводке” было немного грустно, а маму его — немного жалко. Мало радости получили от прогулки и она, и сын.

А вот и еще одна знакомая мамочка со своим чадом — дочкой Настей, тоже ровесницей Ванюшки, вышли на прогулку.

Нет, неправильно, вышла гулять мама, а дочку она несла на руках, и та, похоже, вовсе не хотела покидать „насиженное место”. Увидев нас, они подошли ближе, но держались на расстоянии, поскольку Ваня изучал, что будет, если лопаткой постучать по замерзшей луже. Оказывается, там ВОДА! Еще одно открытие! Пока мамочка спрашивала, как наши дела, Ванечка удивленно закричал:

— Мама, рыбки!

Подхожу и вижу в луже… сигаретные окурки. Да уж — целая стая! Ну что тут скажешь малышу, которому всего 2 года
и 8 месяцев, об истинной природе этих „лужеплавающих созданий”?!

— Эта „рыбка”, Ванюш, называется бычок!

А что? Я почти не соврала. Рыбка такая действительно есть, вот только в лужах она не водится… И ловить ее мы не будем! Нет, все же до чего удивительные люди — эти дети! Они считают прекрасным кусок хозяйственного мыла и „превращают” окурки от сигарет в настоящих рыбок.

Альберт Эйнштейн как-то сказал: „Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый — так, будто никаких чудес
не бывает. Второй — так, будто все на свете это чудо”. Дети живут именно по второму принципу, ну а мы, взрослые,
к сожалению, — по первому. Просто у детей так много чего происходит В ПЕРВЫЙ РАЗ, что все это и воспринимается как настоящее чудо, а у взрослых все в сотый и сто первый раз — неинтересно. Может, и нам, большим и умным, тоже стоит пересмотреть свое отношение к жизни и хотя бы иногда верить в чудеса? Размышления мои были прерваны возгласом мамочки, наблюдавшей за тем, как Ванятка пытался поддеть внушительного размера камень своей чудо-лопаткой.

— А вы без коляски гуляете? На руки-то не просится? — спрашивает меня мамочка.

— Ваньке коляска не требуется. Ему нравится везде пешком. Вокруг столько всего интересного, что ему просто

некогда сидеть у мамы на руках.

— А моя только и делает что на руках у меня катается… Настя, ну куда ты опять пошла? Там сугроб... Отойди
от лужи, подойди ко мне, ходи по асфальту, не лезь на бордюр… Ну вот, опять на руки. Ну и что мне с ней делать, Кать?

— Знаешь, даже боюсь сказать, но, по-моему, как раз НИЧЕГО и не делать. Пусть лезет в сугроб, залезает на бордюр, оставь ее наедине с собой. Будь рядом, подстрахуй, где надо, позволь ей САМОЙ узнавать, в каком мире она живет.

— А если мне на почту надо, а она идти никак не хочет — встанет возле лужи?

— Нет ничего проще, — говорю я, — обычно я произношу волшебное слово: „Вань, смотри-ка, а вон там…” — и дальше говори первое, что придет тебе на ум: сугроб еще больше, или маленькая птичка на ветке поет, или пробежала самая НАСТОЯЩАЯ собака, или метеорит упал в песочницу…

— Да, ну ты и мамаша! — заключила знакомая, вновь взяв Настеньку на руки.

„И правда, — подумала я, — какая-то неправильная мама я получаюсь в глазах других людей. Ну и пусть! Пусть лучше буду неправильной мамой счастливого, любознательного ребенка, чем вот такой „правильной”
мамочкой „ручной” дочки…”

Точка зрения

Как видите, все зависит от мамы, от ее отношения к своему ребенку. Если для мамы главная ценность — это „как бы чего не вышло”, то это один подход. Если главное — развитие, поощрение самостоятельности, активности,
любознательности, — это другой подход.

Для мамы, поощряющей самостоятельность ребенка, лужа — вещь хорошая. До того хорошая, что впору специально лужи делать для детей — как песочницы. Чтобы малышам было где играть. И действительно, лужи в жизни малышей (особенно мальчиков!) играют огромную роль.

Во-первых, лужа — это испытание. Можно пробежать через лужу. Удастся ли не замочить ноги? Можно пройти
по самому краю лужи. Можно перепрыгнуть через нее так, чтобы не коснуться воды. Дети обожают испытания.
Прыгать через лужи и бегать по лужам (в резиновых сапогах, разумеется) — это так же приятно и полезно, как лазать по деревьям.

Во-вторых, лужа — это приключение и исследование. В луже почти всегда можно что-то найти: хотя бы палочку,
как Ваня. Этого добра вокруг полным-полно, но как интересно выудить палочку из толщи воды! Сначала ее надо
разглядеть, потом достать.

По воде может что-то плавать: бумажный кораблик или хотя бы та же палочка. Это интересный эксперимент:
куда поплывет? Утонет или доберется до берега? Когда малыш пускает кораблик, он ощущает себя Колумбом и его
воображение работает на полную мощность. И неужели развитие воображения — это не важно? Нет, это очень важно.

Конечно, можно попытаться развить воображение, усадив кроху в мягкое уютное кресло и демонстрируя ему занимательные картинки. Вот только удастся ли?

Знаменитый детский психолог Жан Пиаже назвал интеллект маленького ребенка „сенсомоторным”. То есть кроха мыслит и воображает, когда активно действует (лазает, бегает, прыгает и тому подобное), а также получает много
чувственных впечатлений и ощущений (что-то трогает, ощупывает). Так что лужа имеет для развития малыша много
преимуществ по сравнению с мягким креслом.

Но и это еще не все. Вода, кроме того, еще относится к так называемым „неструктурированным природным
материалам”. Вода и песок. А такие материалы очень нужны малышам.

Дело в том, что большинство предметов и вещей, которые окружают детей, нельзя портить, ломать. А исследовательский инстинкт у маленьких детей проявляется через желание сломать, разбить, ударить и посмотреть, что получится. Это для таких крох естественно. Гасить этот инстинкт, разумеется, неразумно.

С водой же (и песком) можно делать все что угодно. Можно взять тоненькую веточку и хлестать ею по воде. Она
разлетается причудливыми брызгами, словно взрывается. Это так чудесно! Малыш чувствует свою силу, ловкость. Он — хозяин воды, она повинуется ему. Кроме того, так интересно наблюдать, что происходит с водой после каждого нового удара.

Вода (как и песок) легко поддается внешнему воздействию и в то же время не ломается и не разрушается, а остается такой, какой была. Воду можно бить, бросать, топтать ногами — а ей ничего не делается! Поэтому с водой можно делать все, что захочется, проявляя свою неуемную фантазию. Вода дает ребенку возможность почувствовать себя свободным деятелем, имеющим достаточно сил и власти. И вода не в реке или море дает такую возможность малышу, а именно в луже.

Однако та же лужа, если это понадобится, способна стать даже морем — пусть и воображаемым. Лужа многофункциональна.

Вот видите, какая замечательная и нужная вещь — лужа! Возможно, люди додумаются устраивать для детей такие
игровые площадки, где будут не только песочницы, но и лужи! Да-да, постоянные, искусственные лужи. Не сомневаюсь в том, что именно такая игровая площадка стала бы невероятно популярной у всей окрестной детворы.

Авторы: Вадим Слуцкий, педагог,
Катерина Гарелина

Лужи очень нужны детям!

Игры с водой способствуют развитию воображения, самостоятельности, укрепляют уверенность в себе, могут даже иметь психотерапевтическое значение.

Если принять меры предосторожности (обычно достаточно резиновых сапог и непромокаемых рукавиц или перчаток, а также куртки из плащевой ткани), то никакой особой опасности для здоровья малыша лужа не представляет. Во всяком случае, опасность меньше, чем от перекутывания или термостата (жизни в обычной городской квартире, где температура всегда высокая и при этом постоянная). Конечно, какие-то ограничения надо ввести (не брызгать на других людей, например). Но, в общем, лужа — вещь интересная, хорошая, и детям не стоит запрещать вообще подходить к лужам.

Кстати, в том числе и заботясь об их здоровье. Дело в том, что лужа — большой соблазн, и, если мама запрещает, этот соблазн становится совсем уж невыносимым (по правилу „запретный плод слаще”). Так что весьма вероятно, что, как только вы отвернетесь, ваш малыш залезет в лужу по уши, потому что он слишком истосковался по ней и уверен, что если не поторопиться, то мама обязательно увидит и запретит. Значит, надо спешить! Тут уж не до осторожности.

А вот если ребенок спокойно, под вашим контролем играет в воде, то он сам будет избегать слишком уж неприятных
последствий такой игры, вроде мокрых ног: он же знает наверняка, что если промочит ноги, придется сразу идти домой. Он не полезет сломя голову на самое глубокое место. Так что это еще и воспитание осторожности. Избегая опасности, осторожным не станешь. Нужно учиться, в какой-то мере рискуя, не вредить себе. Такая школа очень нужна детям.

Наши рекомендации