Какая система методов реализуется в деятельности. Чувствовать, понимать, ценить и творить
Чувствовать, понимать, ценить и творить... Научиться любить можно только в деятельности, в поступке. Любоваться природой — значит поддерживать ее красоту. Любоваться поступком — значит стремиться к такому же красивому поступку. Труд, люди и красота сливаются в одно целое, и это доставляет детям радость, потому что их работа кому-то приносит радость. Творение добра входит в духовный мир ребенка: только вместе — труд, ум, добро, красота. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть.
Сухомлинский писал: «Жизнь нашей школы развивалась из идеи, которая воодушевляла меня: ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира».
«Я буду так вводить малышей в окружающий мир, что бы они каждый день открывали в нём что-то новое, что бы каждый шаг познания был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы.. Что бы каждый питомец рос мудрым мыслителем и исследователем, что бы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю». (В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).
О необходимости избегать беспристрастности и излишней абстрагированности учебного материала от знаний и чувств ребёнка.
«Истина, в которой обобщаются предметы и явления окружающего мира становится личным убеждением детей при условии, становится личным убеждением детей при условии, что одухотворяется яркими образами, оказывающими воздействие на чувства». (В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).
«Душа ребёнка не должна быть холодным хранилищем истин. Большой порок, который я стремился предотвратить – это равнодушие и беспристрастность».
(В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).
Беда многих учителей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки. (В. Сухомлинский)
Сухомлинский считал, что правом пользоваться «острым инструментом оценки» имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств — человечность, когда доброта сочетается с мудрой строгостью. Говоря об отметке как об инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов, поскольку в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего плохую отметку, потерял веру в себя.
Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Однако все дети без исключения идут в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Это красивое человеческое желание озаряет весь смысл школьной жизни детей. Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал детское незнание. Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится».
Сознание ребенка — могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей непременно высоких оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а неуспевающих не угнетало чувство неполноценности».
Сухомлинский рекомендовал педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее, пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В их присутствии ребенка важно похвалить, поддержать и непременно сделать соответствующую запись в дневнике.
Такая система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков.
И еще один актуальный вывод, касающийся сознательной дисциплины. Для Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. «Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же как не может быть абстрактного коллектива без личностей».
4. В чем «уроки» деятельности данного педагога: что Вы открыли для себя нового, чему научились у данного педагога.
Нельзя сказать, что все принципы педагогики Сухомлинского получили безоговорочную поддержку со стороны педагогов и психологов. Часто отмечается, что способность правильно оценивать самого себя и свои возможности очень важна для развития ребенка. Но и отрицать те успехи, которых достиг Сухомлинский в своей школе радости тоже сложно.