Сущность и виды деловой коммуникации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

(ЛНУ имени Тараса Шевченко)

Институт истории, международных отношений

И социально-политических наук

Кафедра социальной работы и социальной педагогики

Планы практических занятий для студентов магистратуры

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

МАГИСТРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

По специальности Социальная работа

[ИИМО СПН]. [Соц_раб_15]. [1_3_9]

Форма освоения ООП очная, заочная

Курс 2 Группа 2 Социальная работа (м)

Луганск

2016 год

Предисловие

Учебный курс «Коммуникативная компетентность магистра социальной работы» предусматривает 10 практических занятий, продолжительность которых составляет 2 академических часа.

Практическое занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руко­водством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретения навыков и опыта творче­ской деятельности, овладения современными методами практической работы.

Практические занятия являются необходимой составляющей успешного усвоения учебного материала дисциплины.

Цель практического занятия состоит в организации управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности.

Задачами практического занятия являются:

• закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач;

• развитие познавательных способностей, самостоятельности мышле­ния, творческой активности студентов;

• выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных;

• овладение новыми методами и методиками учебной дисци­плины;

• обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.

Каждое практическое занятие предполагает самостоятельную работу студента, которая должна быть выполнена к моменту проведения занятия. Во-первых – это самостоятельное ознакомление с основной и дополнительной литературой к каждой из тем курса. Во-вторых, студенту необходимо подготовить ответы на перечень вопросов, которые даются к каждому семинару.

План практического занятия содержит перечень учебных вопросов по теме, выносимых на обсуждение. Он также может включать и другие учебные задания в виде доклада (реферата), практической задачи.

Готовясь к практическому занятию, необходимо внимательно изучить конспект лекции, рекомендованную литературу, при необходимости, осуществить поиск иных связанных с вопросами темы источников. Для уверенности в правильном понимании вопроса и путей поиска ответа на него возможно получение индивидуальной консультации преподавателя.

При подготовке к практическому занятию целесообразно вести записи в отдельной тетради.

В ходе практического занятия происходит обсуждение учебных вопросов, как правило, с основным выступлением одного из студентов и последующим обсуждением в порядке свободной дискуссии.

Выступление на занятии должно удовлетворять следующим требованиям:

1) четкое изложение теории рассматриваемого вопроса, анализ его основных положений;

2) выдвигаемые теоретические положения должны подкрепляться практическими примерами;

3) завершать ответ должны собственные выводы обучающегося.

Важно убедиться, что все учебные вопросы и ответы на них поняты верно, не осталось неясных вопросов.

Четкое следование данным рекомендациям позволит студенту успешно освоить материал учебной дисциплины.

Возможна также подготовка специальных докладов, продолжительность которых может составлять 10-15 минут. Студентам рекомендуется подготовить небольшую презентацию c помощью программы MS PowerPoint, в которой студент может показать визуальную информацию по теме доклада, а также резюмировать основные положения своего выступления.

При подготовке доклада необходимо использовать основную и дополнительную литературу к курсу. Возможно также привлечение других источников, которые должны предварительно обсуждаться с преподавателем. Следует помнить, что доклад направлен на студенческую аудиторию, и он должен заинтересовать слушателей, поэтому важной частью выступления является обсуждение.

Практическое занятие 1

Сущность и виды деловой коммуникации

План:

1. Сущность и специфика профессионального делового общения.

2. Виды деловой коммуникации и их характеристика.

3. Роль корпоративной культуры в формировании стандартов поведения членов коллектива.

4. Влияние социокультурных, национально-региональных факторов на формирование этических принципов работы.

Тематика докладов (рефератов):

- Деловое общение и манипулятивное общение.

- Деловое общение и светское общение.

Тестовые задания:

1. Цель деловой коммуникации:

а) удовлетворение потребности деловых людей в общении;

б) изучение деловых интересов;

в) обеспечение результата деятельности;

г) регулирование деловых отношений.

2. В деловой коммуникации выделяются следующие стороны:

а) передача информации, взаимодействие, взаимовосприятие;

б) параллелизм, инверсия, парцелляция;

в) подавление, дистанцирование, популяризация;

г) творчество, продуктивность, предупреждение.

3. Наиболее неэффективным является … уровень деловой коммуникации:

а) игровой;

б) манипулятивный;

в) примитивный;

г) формальный.

Рекомендованная литература:

1. Психология и этика делового общения: учеб. для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ- [ДАНА], 2008.

2. Кузнецов И.Н. Деловое общение: учебное пособие. – М. : Дашков и К// ЭБС Лань, 2012.

3. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: учебник. – М.: Проспект, 2009.

4. Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие для вузов / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ- [ДАНА], 2008.

5. Шеламова Г.М. Психология и этика профессиональной деятельности: учеб. пособие для нач. проф. образования. – М.: Академия, 2009.

6. Руденко А.М., Самыгин С.И. Деловое общение: учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

7. Стернин И. А. Деловое общение: учеб. пособие. – Воронеж: Родная речь, 2009.

Практическое занятие 2

Наши рекомендации