Теория и методика физического воспитания как научная

И учебная дисциплина

Научными основами физического воспитания (рис. 4) являются знания: во-первых, биологических и естественно-научных дисциплин (морфологии, физиологии, биохимии, медицины, гигиены, биомеханики и др.); во-вторых, научных дисциплин гуманитарного характера (педагогики, психологии, социологии, истории и организации физической культуры, теории спорта и спортивной тренировки и др.). Первые раскрывают закономерности функционирования и развития организма в процессе физического воспитания и устанавливают естественно-научные, медицинские и гигиенические предпосылки его рационального осуществления, а вторые отражают педагогические и психологические основы его осуществления, социальные закономерности развития физического воспитания, его историю, организацию, содержание и построение системы физического воспитания в обществе. Данные знания позволили создать теорию физического воспитания.

Теория физического воспитания как научная дисциплина есть наука об общих закономерностях, определяющих содержание и формы построения физического воспитания как педагогически организованного процесса, органически включенного в общую систему воспитания человека.

В теории физического воспитания, как правило, выделяются следующие крупные разделы.

1. Общие основы теории и методики физического воспитания – раздел, включающий в себя наиболее обобщенные теоретико-методические положения, которые распространяются на всю многообразную практику физического воспитания, оставаясь справедливыми для всех основных направлений и возрастных звеньев системы физического воспитания.

2. Теория и методика основных направлений системы физического воспитания – раздел, имеющий ряд подразделов, определяющих особенности физического воспитания в пределах его типичных направлений – общеподготовительного и специализированных (спортивная тренировка, профессионально-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка).

3. Теория и методика физического воспитания основных возрастных контингентов – раздел, содержащий подразделы в соответствии с особенностями физического воспитания на различных этапах возрастного развития человека (в детском, юношеском, зрелом и пожилом возрасте).

В качестве учебной дисциплины теория и методика физического воспитания является основным общетеоретически-профилирующим предметом профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту (в средних и высших специальных учебных заведениях).

В физическом воспитании под методикой обучения понимается совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательным и другим умениям и навыкам, а также на их дальнейшее совершенствование. Под методикой тренировки понимается система методов, методических приемов, упражнений, направленных на достижение наибольшего эффекта в процессе спортивной деятельности.

Метод тренировки – способ работы тренера и спортсмена, с помощью которого решаются конкретные задачи повышения уровня спортивной подготовленности: воспитываются необходимые качества, осваиваются умения и навыки, происходит познание закономерностей спортивной подготовки.

Систему подготовки спортсмена условно можно представить как три тесно взаимосвязанные подсистемы со своими вполне определенными особенностями:

1) система соревнований включает ряд официальных и неофициальных состязаний, организованных как относительно самостоятельные формы спортивной деятельности. Они распределяются в определенном порядке – в зависимости от их масштаба, значимости, этапов подготовки спортсмена и других обстоятельств. Соревнования надо рассматривать как одну из важнейших форм подготовки спортсмена. Однако, это справедливо при условии органического сочетания соревнований с продуманной системой тренировки;

2) спортивная тренировка представляет собой в системе подготовки спортсмена основной способ осуществления собственно подготовки, или, иными словами, основную ее форму. Она организуется в рамках системного использования упражнений, обще- и специально-подготовительного характера, которые обеспечивают планомерный рост тренированности. Спортивная тренировка охватывает в той или иной мере все разделы подготовки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней представлена физическая подготовка, а также практические разделы спортивно-технической, тактической и волевой подготовки спортсмена;

3) система факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект, – это общий режим жизни, организованный в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления после тренировочных нагрузок (массаж, сауна, гидропроцедуры и т.д.), а также внетренировочные формы воспитания и самовоспитания личности (гигиенические процедуры, зарядка и т.п.).

К основным средствам физического воспитания относятся (рис. 5):

- физические упражнения (основное и специфическое средство физического воспитания), которые носят характер сознательных двигательных действий и оказывают системное воздействие на человека, формируя и совершенствуя физические качества, двигательное образование (арсенал освоенных движений) и психические свойства личности (характер, т.е. обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде, и способности, т.е. психофизиологические регуляционные возможности, проявляющиеся в конкретных видах деятельности);

- естественные природные факторы, как вспомогательные средства, обеспечивающие условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся, а также как самостоятельного средства оздоровления и закаливания;

- личные и общественные гигиенические процедуры, направленные на оптимальную жизнедеятельность организма и успешную организацию и проведение занятий.

Основными направлениями физического воспитания в области специальной физической подготовки и спорта являются:

- освоение двигательных действий;

- целенаправленное развитие физических качеств.

Наши рекомендации