Упражнение «Индикаторы» 4 группы

Участникам раздаются индикаторы, а они должны определить, к какой сфере они относятся: поведенческие, интеллектуальные, коммуникативные, эмоциональные.

Поведенческие индикаторы:

1) злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;

2) эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);

3) самоизоляция от других людей и жизни;

4) резкое снижение повседневной активности;

5) изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

6) выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;

7) частое прослушивание траурной или печальной музыки;

8) «приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);

9) любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких;

10) склонность к неоправданно рискованным поступкам;

11) посещение врача без очевидной необходимости;

12) нарушения дисциплины или снижение качества деятельности и связанные с этим неприятности в учебе;

13) расставание с дорогими вещами или деньгами;

14) приобретение средств для совершения суицида.

Коммуникативные индикаторы:

• прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» – прямое сообщение, «Скоро все это закончится» – косвенное);

• шутки, иронические высказывания о желании умереть;

• уверения в собственной беспомощности и зависимости от других;

• прощание;

• сообщение о конкретном плане суицида;

• самообвинения, самоуничижения;

• двойственная, амбивалентная оценка значимых событий;

Интеллектуальные (когнитивные) индикаторы:

• разрешающие установки относительно суицидального поведения, другими словами, положительная оценка суицида;

• ухудшение успеваемости, невозможность сосредоточения, воспроизведения информации;

• представление о мире как месте потерь и разочарований;

• представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;

• «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;

• наличие суицидальных намерений, планов. Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, и уже оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.

Эмоциональные индикаторы:

• амбивалентность по отношению к жизни;

• безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;

• переживание горя;

• признаки депрессии: (а) приступы паники, (б) выраженная тревога, (в) сниженная способность к концентрации внимания и воли, (г) бессонница, (д) умеренное употребление алкоголя или психоактивных веществ (е) утрата способности испытывать удовольствие;

• несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;

• вина или ощущение неудачи, поражения;

• чрезмерные опасения или страхи;

• чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;

• рассеянность или растерянность.

3. Упражнение «Силуэт» и «Ресурсы»10 мин. Сакович Н.А.

Заранее подготовить силуэт ребенка и прикрепить их к стене или флип-чату. Всем участникам раздаются стикеры с написанными на них ресурсами. Участникам необходимо определить, какой у них ресурс: внутренний или внешний и правильно разместить стикер на флип-чате, обосновав свой ответ.

Внутренние ресурсы:

- инстинкт самосохранения,

- интеллект,

- социальный опыт,

- коммуникативный потенциал,

- позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы:

- поддержка семьи и друзей,

- поддержка медиаторов, сотрудников СППС и персонала школы,

- стабильность в учебной деятельности,

- принадлежность к молодежному объединению (союзу),

-приверженность религии (конструктивному неформальному молодежному объединению),

- медицинская помощь,

- индивидуальная психолого-педагогическая программа сопровождения.

4. Упражнение «Помощники» - работа с таблицей (участники занятия должны заполнить таблицу).

Вопросы Ответы
Кто из твоих близких может тебе помочь в трудной ситуации? В чем должна заключаться эта помощь? Кто еще тебе может помочь? Кому ты можешь помочь? В какой проблеме или ситуации? Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?  

Необходимо обсудить с участниками их ответы, подчеркнуть то, что ребята нужны многим людям, и окружающие могут оказать им помощь в трудной ситуации.

Упражнение «Ценности». Заранее приготовленные карточки с общечеловеческими ценностями тренер по одной показывает всей группе, кроме человека, за спиной которого он стоит. Все участники объясняют или дают определения понятию, задача «слепого» игрока угадать ценность, которую показывает тренер.

РЕФЛКЕСИЯ.

Карточка 1

Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что:

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. ________________________________________________________

Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, так как:

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. ________________________________________________________

Карточка 2

У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это плохо, потому что:

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. ________________________________________________________

У меня неприятности, и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это хорошо, так как:

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. ________________________________________________________

Карточка 3

Сегодня я узнал(а), что девушка (парень), которая (который) мне нравится, встречается с другим (другой), и это плохо, потому что:

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. ________________________________________________________

Сегодня я узнал(а), что девушка (парень), которая (который) мне нравится, встречается с другим (другой), и это хорошо, потому что:

1. ________________________________________________________

2. ________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

Уход в себя

Нарушение дисциплины или снижение качества деятельности и связанные с этим неприятности в учебе.

Признаки депрессии (выраженная тревога, утрата способности испытывать удовольствие)

Несвойственная агрессия или ненависть к себе

Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях

Расставание с дорогими вещами или деньгами

Шутки, иронические высказывания о желании умереть

Перемены в поведении, особенно отдаляющие от близких

Активная предварительная подготовка, «приведение дел в порядок»

Наши рекомендации