СЛАЙД20 Спасибо за внимание!

РЕЧЬ

Уважаемый председатель и члены Государственной аттестационной комиссии, Вашему вниманию представлена выпускная квалификационная работа студентки Бетьман Жанны Михайловны на тему 1 слайд «Игровая деятельность как средство профилактики агрессивного поведения детей младшего возраста».

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в данном возрасте именно игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника и может служить не только целями снижения агрессивного поведения, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка. В то же время вопрос профилактики агрессивности детей младшего возраста средствами игровой деятельности изучен недостаточно. На основе анализа литературы можно констатировать отсутствие научно обоснованных педагогических программ, посвященных профилактике детской агрессии по средствам игровой деятельности.

2 слайд Цель работы разработать и апробировать комплекс игр и игровых упражнений, направленных на профилактику агрессивного поведения.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что игра может выступать эффективным средством снятия агрессии у детей младшего возраста при условии ее правильной организации, подразумевающей выбор специальных игр и игровых упражнений. (Исследовательский аппарат и база исследования представлены на стр. 2 раздаточного материала).

В теоретической главе были решены следующие задачи исследования:изучены понятие, структура и типология агрессивного поведения у детей младшего возраста; рассмотрены методы и средства педагогической профилактики агрессии у детей младшего возраста; раскрыты особенности и роль игровой деятельности как средства снятия агрессии у детей младшего возраста; проанализированы программы дошкольного образования в аспекте профилактики агрессивного поведения средствами игровой деятельности. В результате теоретического обзора литературы по проблеме снятия агрессии у детей младшего возраста были сделаны следующие выводы: слайд 6-7

(Выводы первой главы представлены на 3 стр. раздаточного материала)

Выводы по 1 гл:

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме показал что:

‒ наиболее распространёнными методами предупреждения агрессивного поведения в дошкольном возрасте являются игротерапия и сказкотерапия. Помимо этих методов можно выделить и другие интересные и эффективные методы снятия агрессии у дошкольников. К ним относятся: песочная терапия, глинотерапия, гарденотерапия, музыкотерапия, арт-терапия, цветотерапия и психогимнастика.

‒ игротерапия является ведущим средством профилактики неконструктивного поведения детей благодаря тому, что игра активно влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, затрагивает его глубинные эмоциональные переживания.

‒ проведение игровых упражнений с детьми младшего возраста является весьма эффективным способом профилактики агрессивного поведения. Игровые упражнения позволяют оптимизировать процесс поиска решения в проблемной ситуации и реализуются в процессе игры, где в центре внимания лежат способы коммуникации.

Слайд8 Исследование проводилось на базе Государственной дошкольной образовательной организации детского сада № 24 Красносельского района Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 30 детей младшего дошкольного возраста (2-3 года).

В данном педагогическом исследовании, для определения уровня адаптации и наличия агрессии у детей младшего дошкольного возраста были выбраны такие методы как наблюдение за поведением ребенка и анкетирование окружающих его взрослых.

Слайд 9 В процессе наблюдения за поведением детей использовались критерии определения агрессивности, разработанные американскими психологами Мери Алворд и Патрисией Бейкер.

1. Часто потеря контроля над собой.

2. Часто спорит или ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять определенные правила.

4. Часто раздражает людей специально.

5. Часто обвиняет в своих ошибках других.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), зачастую его раздражающих.

Проведенное экспериментальное исследование, выявило 7 детей с высокой степенью агрессии, а также 5 детей «группы риска», имеющих склонность к агрессивному поведению (средняя степень агрессии по всем методикам исследования). (результаты наблюдения отражены на 4-5 стр. раздаточного материала)

Также в рамках исследования было проведено анкетирование воспитателей (анкета и результаты анкетирования представлены на стр 6-7). и родителей с помощью опросника «Ребенок глазами взрослого» А.А. Романова (анкета и результаты анкетирования представлены на стр8-11) Однако проведенное исследование показало, что результаты, полученные в результате анкетирования родителей, анкетирования воспитателей и непосредственного наблюдения за поведением детей не совпадают.

Слайд10-11Так, в результате анкетирования родителей было выявлено большее количество детей с высокой степенью агрессии – 13 чел. и 7 чел. соответственно.

На основе полученных результатов по констатирующему эксперименту был проведен формирующий эксперимент, по специально разработанной программе, направленной на профилактику агрессии.

Слайд 12-13 Программа представлена в раздаточном материале на стр.14-17.

В рамках формирующего эксперимента занятия проводились ежедневно в течение 1 месяца. Программа включала 24 занятия, разбитых на семь блоков. Структура каждого занятия включала: ритуал приветствия, разминку, основную часть (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуации, этюды), расслабление и рефлексию. СЛАЙД 15-17 А так же в ходе формирующего эксперимента проводились родительские собрания и индивидуальные беседы с родителями младших дошкольников. На следующие темы: «Игра в жизни ребенка», «Игра как средство профилактики агрессии у детей», «Что такое детская агрессия», «Агрессия в семье», «Направления работы педагогов и родителей по преодолению агрессивного поведения детей».

Количество участников формирующего эксперимента обусловлено тем, что программа направлена на снятие агрессии, а не на ее профилактику. В соответствии с этой целью были подобраны игры и упражнения. Поэтому в формирующий эксперимент не были включены дети со средней и низкой степенью агрессии, нуждающиеся в профилактике, а не снятии агрессии.

Слайд18 На заключительном этапе эксперимента было проведено контрольное исследование которое показала, что профилактическая работа, проводившаяся в рамках формирующего эксперимента, привела к положительным результатам, (результаты представлены на стр19). таким как: сниженный уровень агрессии в поведении детей; знание и применение детьми педагогически приемлемых способов выражения агрессии; владение детьми основами саморегуляции эмоций, поведения, деятельности; владение детьми навыками конструктивного общения; наличие у детей развитых личностных качеств: доброжелательности, сочувствия, дружелюбия. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности формирующего эксперимента и целесообразности применения в образовательном процессе разработанной профилактической программы. Таким образом, гипотеза доказана, задачи решены.

СЛАЙД20 Спасибо за внимание!

Наши рекомендации